Воспитание ребёнка от года до трёх лет

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками». Им интересно все то, что происходит вокруг них. Они часто задают вопросы: как, почему, зачем, что будет, если? Речь малышей находится в фазе становления.

Игры с детьми от года до трёх

Часто родители отказываются играть с такими маленькими детьми, считая, что ребёнок не хочет играть в то, что предлагает родитель. Скорее, наоборот! Взрослым нужны глубокие смыслы, тогда как ребёнок спокойно может проводить часы в «бессмысленных» занятиях, катать машинку туда-сюда, просто катать, никого никуда не везя, кидать мяч в пустоту и бежать за ним, не пытаясь забить гол. Однако, как только начинаешь смотреть на такую игру с точки зрения физического развития или познания мира, всё оказывается не таким уж бессмысленным. Чем замечателен этот возраст, что абсолютно любую деятельность взрослого можно превратить в игру. Будь то готовка или уборка, прогулка, поход на работу, поездка в общественном транспорте — всё это крайне интересно для малыша и развивает его получше любой специализированной детской игровой комнаты.

Особую роль в развитии занимает мелкая моторика, так как она тесно сопряжена с развитием речи и мышления. Ребёнку не нужны дорогие игрушки. Он не видит разницы между специальными бусинами и фасолью. Играть можно прищепками, сортировать фасоль, семечки, крупы, надевать макаронины на спагетти, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки на одежде, для этого не нужны специальные игрушки, которые уже завтра станут неактуальны.

Общая информация

В течение этого времени ваше чадо окончательно и бесповоротно научится контролировать свои нужды. Процесс приучения к горшку очень индивидуален, и поэтому существуют очень широкие рамки в том, что касается нормой по данному параметру – от 18 до 36 месяцев. Помните, что дети разные, и каждый по-своему будет указывать на свою готовность, а иногда будет нужна ваша помощь, для того чтобы завершить задание.

Личность и индивидуальность крепыша активно развивается на этой стадии и поэтому результаты вашего воспитания лягут в основу характера ребенка. Вы можете помочь ему идти легко по жизни и привить уже в раннем возрасте уверенность в себе и оптимистичный взгляд на окружающий мир.

Также в этом возрасте ребенок учится общаться, поэтому покажите ему, как правильно это делать, таким образом, чтоб сохранять теплые отношения с окружающими. Такая практика поможет ему в будущем.

Развитие речи детей 3-лет

Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «зачем?», «почему?» и «как?». Дети четвёртого года жизни правильно произносят свистящие звуки. В этом возрасте они ещё не всегда правильно могут произносить шипящие звуки, часто заменяют их свистящими: «каса» (каша). Сонорные звуки малыши могут заменять мягким звуком [л’] или [й]: «лека» (река), «йобот» (робот). Этому возрасту свойственны пропуски или перестановка звуков в речи, а также слогов, к примеру, сказочный герой колобок может в детской речи звучать как «коболок», собака — «кабака». Словарный запас к четырём годам увеличивается в два раза. Детям допустимы неверные употребления приставок, окончаний, суффиксов, согласований слов в предложении (например, «Я пристигаю ремень»).

  Что должен уметь делать ребенок лет?

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

  • иметь активный словарный запас в 300-600 слов, пассивный – в 1000 (для детей без речевой патологии)
  • знать свой возраст, имя и фамилию;
  • здороваться, прощаться, благодарить;
  • концентрировать внимание не менее чем на 5 минут;
  • выполнять одновременно два разных действия (например, идти и хлопать);
  • считать до 3-5, владеть понятиями «один-много»;
  • называть и отличать друг от друга 7-10 базовых цветов;
  • сортировать предметы по форме и цвету (например, собирать матрешку из 4-6 составляющих, пирамидку – из 10 колец), при необходимости вставлять их в соответствующие отверстия;
  • отличать предметы по величине и фактуре (большой – маленький, мягкий – твердый);
  • рисовать линии и простейшие фигуры (круг, овал), раскрашивать с возможным заходом за границы предмета;
  • нанизывать бусинки на нитку, резать ножницами бумагу, лепить из пластилина шарики и «колбаски»;
  • называть изображенные на картинке предметы;
  • пересказывать небольшие сказки, рассказывать стихи, петь песенки.
  Что должен уметь делать ребенок лет?

Продуктивное физическое и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

Эмоциональное и социальное развитие трехлетнего ребенка

В три года ребенок начинает остро нуждаться в общении с другими детьми, ему уже недостаточно компании из родственников и родителей. Он прекрасно ладит со сверстниками, с удовольствием посещает детский сад. Препятствовать его общению с другими детьми не стоит, так как ребенок таким образом адаптируется в социуме. В три года у малыша начинает формироваться собственная личность, при этом приобретаются важнейшие социальные навыки:

  1. Осознание своего «Я», понимание значения слова «мое».
  2. Подражает взрослым.
  3. С удовольствием общается с другими детьми, знакомиться с ними, играет.
  4. Умеет разбирать, кто из взрослых родной, а кто близкий человек.
  5. Его эмоции выражаются осознанно.
  6. Умеет контролировать свои эмоции.
  7. Активно фантазирует, придумывает различные истории.

Кроме того, ребенок в три года уже должен уметь здороваться и прощаться, просить прощения. Этот период называют кризисом трех лет: малыш может стать капризным, перестанет реагировать на просьбы родителей, может показывать свое непослушание. Такое поведение – своеобразный способ отстоять свою точку зрения. И наказывать ребенка за его попытки не стоит: взрослый должен знать, как найти компромисс в отношениях, и уметь сохранить доверительные отношения с малышом. Если пытаться добиваться полного послушания, то такой подход может вызвать у ребенка агрессию, недоверие и отсутствие взаимопонимания.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Основные физические параметры, за которыми следят родители и педиатры — рост и вес малыша. В этом возрасте дети интенсивно растут, а масса тела крохи обычно должна составлять 1/5 часть от веса взрослого. К основным факторам, влияющим на данные параметры, относятся:

  • наследственность;
  • питание;
  • климатические условия;
  • физические нагрузки;
  • экология.

Делать какие-либо выводы об отставании или патологически быстром росте, о переборе или недоборе веса обязаны специалисты — в первую очередь, эндокринолог, основываясь на проведенных обследованиях. Самостоятельно диагноз никогда не ставится.

Ниже в таблице приведены средние показатели нормы роста и веса для мальчиков и девочек в двухлетнем возрасте:

Пол ребенка Рост, см Вес, кг
Мальчик 84-89 12-13,5
Девочка 83-87,5 11,5-13

Жировые клетки, которые накапливаются в ранние месяцы и годы, по мнению диетологов, остаются на всю жизнь, поэтому к вопросу лишних килограмм стоит относиться достаточно серьезно. Перебор веса чаще всего может быть вызван перееданием, употреблением слишком жирной и углеводной пищи, малоактивным образом жизни, в более редких случаях — нарушением обмена веществ.

Читайте также:  Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться

Немаловажно обращать внимание на пропорции детского тела, особенности скелета и мышечной массы:

  • Длинное туловище и руки + короткие ноги являются причиной смещения вверх центра тяжести.
  • Также считается нормой, когда дети выпячивают живот вперед, а спину прогибают назад. Это связано с тем, что их внутренние органы еще не помещаются в брюшной полости.
  • Плюс ко всему, голова у детей двух лет больше туловища, и это нормально с анатомической точки зрения.

В возрасте двух лет ребенок еще сохраняет грудничковую пухлость и большой размер головы относительно туловища

  • Кости скелета в таком возрасте еще остаются мягкими и податливыми, с большим количеством хрящевой ткани. Их окостенение находится еще на стадии завершения. Однако черепные кости и кости хребта становятся достаточно крепкими.
  • Для двухлетнего ребенка еще характерны пухлые щеки, складки на руках и ногах, ямочки в сгибах колен и локтей. Со временем жировые ткани замещает мышечная ткань.

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

По мнению известного педиатра, при оценке развития чада родители должны принимать во внимание не только словарный запас, но и динамику его пополнения.

Комаровский считает, что если количество слов, выговариваемых в 2 и 3 года не изменяется, то это опасная тенденция. Если малыш отстает от нормативов всего на 10-20 слов, тогда переживать не стоит: спустя 1-2 месяца лексикон увеличится.

Что делать, если малыш плохо разговаривает?

Детей, у которых имеются признаки задержки развития речи, нужно обязательно обследовать, показать специалисту. Не рекомендуется давать им в качестве развлечения гаджеты. Для них более полезным будет живое общение. Вместо компьютерных игр лучше предложить сыну или дочери прогулку по улице, чтение книги.

Комаровский не рекомендует родителям сравнивать свое чадо с другими детьми. Надо помнить, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая развивается в своем темпе. Задача мамы с папой – помогать малышу в становлении.

Грудной возраст

Начиная с 4-й недели, стартует период грудного возраста, и оканчивается он в 12 месяцев. В течение этого периода происходит активная прибавка массы и рост. По данным, в среднем длина тела увеличится на 25 см, и по итогу составит 75-80 см. Что касается массы тела, то к окончанию данного периода развития, вес составит в среднем 10,5 – 12 кг. Плюс ко всему ребенок к этому моменту уже сидит (с 6-го месяца) и ходит (к 1 году). На 5-6 месяце родители сталкиваются с проблемой прорезывания молочных зубов. С рождением ребенок рождается с врожденными безусловными рефлексами, но по мере развития и становления нервной системы, появляются условные рефлексы, которые усложняются по мере взросления. Ребенок все больше становится похож на взрослого человека… Все дети до года нуждаются в ежемесячном наблюдении врача, системы организма ещё не полностью сформированы, поэтому в этот период крайне важно знать, что должен уметь делать ваш малыш.

Преддошкольный период

Преддошкольный период охватывает возраст ребенка от 1 года и до 3-х лет. За этот промежуток времени происходит стремительное совершенствование психики, двигательной системы и речи. Рост увеличивается примерно на 8-10 см, а вес на 3-3,5 кг. Малыш начинает говорить, постепенно пополняя свой запас слов. В этом возрасте дети особенно активны и любознательны. Родителям стоит знать, что самым лучшим способом в развитии своего чада будет игра, поскольку именно через нее будет усваиваться новая информация. Начиная с этого возраста, круг знакомых детей значительно расширяется, особенно быстро это происходит в детских садах, поэтому и риск инфекционных заболеваний увеличивается (скарлатина, ветряная оспа, корь…). От 3-х до 7-ми лет протекает дошкольный период. Прибавление массы замедляется, конечности становятся заметно длиннее, а системы органов совершенствуются. Дети начинают выполнять тонкие действия (вышивать, кататься на велосипеде…). В 6-летнем возрасте происходит смена молочных зубов. Не нужно забывать о том, что именно в это время проходит основная часть профилактических прививок, поэтому не нужно пренебрегать обследованиями медицинских работников.

Читайте также:  Признаки рахита у детей до 1 года – на что обратить внимание родителям

Младший школьный период

Младший школьный период – это 7-12 лет. Опорно-двигательный аппарат детей этого возраста усиленно развивается и крепнет. Молочные зубы меняются на постоянные, масса и рост увеличиваются. Очень важно придать значение правильному положению за партой, ношению рюкзака, поскольку из-за этого часто развиваются сколиозы…

Старший школьный возраст

С 12 по 16 лет происходит половое созревание ребенка (старший школьный возраст). На этом этапе заметно повышается работоспособность, системы достигают совершенного развития.

Вот мы и разобрали с вами основные этапы развития ребенка. О каждом из этих периодов мы будем говорить подробнее в наших следующих статьях, поэтому не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи прямо на почту. Остается только пожелать здоровья и больших успехов и вам, и вашим детям! Удачи, друзья!

Психология развития детей до лет

Формирование личности происходит с самого рождения. Во время конфликтных ситуаций с ребёнком, родители часто впадают в замешательство. Избежать конфликтов может не получиться, но сгладить вполне можно:

  1. Как можно чаще проявляйте любовь к ребёнку, так как в этом возрасте дети очень ранимые и нежные.
  2. Обращайтесь с малышом на равных, не пытайтесь ущемить его в правах, прислушивайтесь к его основным интересам.
  3. Все взрослые в семье должны использовать одни и те же способы воспитания и придерживаться одной тактики.
  4. Следует одобрять самостоятельность малыша, но не нужно идти у него на поводу. Определитесь с границами дозволенности.

Как получить точные результаты оценки ?

Правильная подготовка к оценке развития ребёнка и защита его интересов два важных условия для получения реальных результатов исследования. Прими во внимание важные рекомендации экспертов:

  • лучше, если оба родителя будут присутствовать при процедуре оценивания. Часто мама и папа владеют разной информацией о поведении малыша или имеют собственные предложения для улучшения ситуации. Позже вы с мужем сможете обмениваться своими наблюдениями, чтобы быть в курсе всех нюансов в развитии малютки;
  • убедись, что кроха здоров и хорошо себя чувствует. Если он испугался или приболел, это может отразиться на его поведении и оценке специалистов;
  • по окончанию попроси предоставить тебе и твоему педиатру результаты исследования в письменном виде. Если в заключении тебе что-то непонятно, сразу же задавай специалистам вопросы;
  • пока ты ждёшь результатов, узнай о действующих коррекционных программах и занятиях для ребёнка. В случаях с аутизмом, речевыми нарушениями, а также с неспособностью к обучению лучше не терять драгоценное время. Также учти, что родителям не всегда удаётся быстро записать малыша на подобное обучение из-за возможных очередей; 
  • если у ребёнка диагностировали задержку развития, можно обратиться к другим специалистам для уточнения диагноза. Очень важно увидеть истинную картину, чтобы при необходимости начать правильное лечение;
  • время от времени показывай малыша врачам для проведения повторной оценки. Дети растут и меняются быстрыми темпами, поэтому могут успешно перерасти задержку развития. Конечно, нельзя исключить и появления новых патологий, которые необходимо вовремя заметить.
Как получить точные результаты оценки ?

Заключение

Часто родители не могут самостоятельно определить, правильно ли развивается их малыш. Поэтому если тебя что-то настораживает в его поведении, обязательно обратись к специалистам. Ты уже знаешь, что такое оценка развития ребёнка от 1 года до 3 лет, и в каких случаях важно пройти такое исследование. Даже если результаты процедуры не слишком тебя порадуют, впереди у тебя будет достаточно времени, чтобы помочь своему любимому чаду.