Воображение: как развить у детей и у взрослых

Все знают, что логика и аналитическое мышление находятся под властью правого полушария нашего мозга. А вот левое полушарие ответственно за способность сочинять музыку и стихи, рисовать, за интуицию, за мечты, за картины, возникающие в нашем воображении. Сложностей с безграничной фантазией не возникнет, если именно это полушарие является доминирующим.

Подробный обзор

Что же в первую очередь отличает творческое мышление?

  1. Оно связано, главным образом, не с сознанием, а с подсознанием (то есть, ребенок не осознает подлинные цели и мотивы, которые руководят им)
  2. Оно направлено на осуществление конкретных видов деятельности и взаимодействия с окружающей средой
  3. Выражается не словами, а символами и образами
  4. Может оставаться непонятным окружающим людям

Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Помимо этого, детское воображение имеет целый ряд отличительных качеств.

Что такое воображение — определение

Особенности развития воображения: как происходит процесс?

Умение намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими, не является врожденной способностью людей. Она формируется с годами в процессе развития.

На каждом этапе такого развития, начиная с грудного возраста и по мере взросления, существуют свои особенности. Они зависят в том числе от физиологии каждого конкретного человека.

Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображения.

  1. Накопление представлений через наблюдение, любознательность и восприятие органами чувств. Чем больше таких представлений в нашем сознании, тем богаче и шире выбор для их применения в будущем.
  2. Способность четко представлять образы во всех деталях мысленно. Это позволит акцентировать внимание на умении выделять особенности каждого конкретного предмета, который представляет его ценность.
  3. Умение выходить за рамки ограничений. Ограничениями могут выступать страхи, стандарты мышления и шаблоны. Поэтому смело подключайте фантазию. Она помогает лучше представлять конечный результат действий, а также предугадывать поведение других.

Этим можно осознанно наполнять себя, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 такой способ, который рассмотрим ниже. Рекомендуем прочитать и попробовать закрепить на практике предлагаемые средства для улучшения своего воображения.

Только не пугайтесь, если что-то не получится. У каждого человека разный уровень развития воображения. Если вы будете выполнять эти упражнения систематически, то обязательно получите сдвиг в воображении.

Развитие воображения у детей до лет

Новорожденные детки не могут мыслить образно по причине отсутствия жизненного опыта. 6-месячному малышу нужно демонстрировать яркие рисунки, на которых изображены люди, машинки, животные, рассказывать сказки, давать для игр различные предметы, изучая их качества. Отличной рекомендацией для развития детского воображения до 5 лет является как можно частая смена обстановки и вылазка в новые, невиданные ребенком ранее места – детские площадки, парки, магазины и походы в гости.

Детки после 2-х лет уже проявляют склонности к определенным родам занятий: рисованию, аппликации, танцам, играм в куклы и машинки. Родителям следует поощрять детские порывы к проявлению творческой жилки.

Крохи в возрасте 3-х лет начинают активно подражать родителям, произносить первые слова и общаться со взрослыми, задавая вопросы.

Хороший эффект в развитии воображения детей дают книги. Читая вслух рассказы, взрослые могут менять голос, интонации, показывать иллюстрации, тем самым помогая ребенку придумывать образы героям книг.

Игры для развития детского воображения:

  • Дидактическая игра;
  • Словесные игры помогают детям делиться мнениями при выполнении заданий;
  • Настольно-печатные игры с карточками и определенными правилами также улучшают коммуникативные навыки у детей;
  • Игры с предметами и игрушками развивают детскую моторику;
  • Дидактические игры дают возможность ребенку понять устройство мира, основные природные явления, взаимоотношения между людьми, виды труда и событий. Пожалуй, основным требованием к таким играм является соответствие уровню развития ребенка и возрастной категории. Слишком сложные игры не пробудят в нем интереса и умственной деятельности;
  • Сказки. Это один из самых эффективных способов развития детского воображения. Ребенок учится сопереживать, ставить себя на место героев и анализировать ситуации. Детки начинают проявлять эмоции и понимать их последствия;
  • Конструкторы. Такие игры учат детей завершать начатое до конца. Ребенок осмысливает предметы, представляет конечный результат, запоминает мельчайшие детали и применяет их в деле. Улучшается память, зрительное восприятие и воображение.
Читайте также:  Православный календарь имен мальчиков по месяцам

Советы по развитию детского воображения родителям:

  • Развивать творческие навыки у ребенка нужно тогда, как он может говорить и мыслить;
  • Выбирайте только те методики, которые вызывают интерес у малыша и не навязывайте свои, если они ему скучны;
  • Поощряйте крошку высказывать собственное мнение и идеи;
  • Обратите внимание на то, чтобы все принимаемые ребенком решения во время игр были безопасны;
  • Планируя забаву для малыша, заранее запасайтесь «реквизитом» — теперь коврик станет самолетом, бусинки – драгоценностями, а цветы – лесом.

Пусть ваш малыш растет любознательным, веселым и творческим, ведь у него есть для этого все задатки, а уж с такими заботливыми родителями, коими вы являетесь, для него это не составит труда!

Как развить воображение

Упражнения, способствующие развитию воображения:

1. Читайте книги. Нет, не «справочник бухгалтера». Художественные книги с яркими образами. Множество людей пропускают в книгах описание природы, людей и так далее. Но именно качественные описания подстегнут нашу фантазию. Не пропускайте их, представляйте каждую описанную деталь. Воображение разгонится как локомотив, поверьте.

2. Считайте в уме. Казалось бы, причем тут воображение? Но не спешите судить. Потратьте немного времени, складывая и вычитая, деля и умножая только с помощью своего разума. Никаких блокнотов и записей! Чистая работа ума. Если математика вам близка, то решайте в уме уравнения, воображайте геометрические фигуры, чертите сложные построения. Мозг будет просто счастлив.

3. Смотрите мультики. Ну, а почему бы и нет? Ладно, чтобы сделать из этого тренировку, то смотрите их без звука. Очень интересная практика. Выключаете звук и пытаетесь придумать, что же там творится. Фантазируйте, придумывайте диалоги для персонажей. Если вы сильны духом, можете попробовать с новостями.

4. Найдите хобби. Очень помогает развить воображение. И не надо включать коммерческий дух в это. Делайте то, что доставляет вам удовольствие, не думая о том, выгодно ли это. Главное, чтобы это делало вас чуть счастливее. Свяжите шарфик или сыграйте на запылившейся гитаре. Эти творческие занятия могут и не сделать из вас звезду рок-н-ролла, но ваше воображение вздохнет с облегчением. Ведь таким образом вы выведете его на новый уровень.

5. Визуализируйте. Это довольно-таки просто, хотя подводные камни имеются. Начните с легких вещей, допустим, сидя на работе в пятницу, представьте кружечку крепкого черного чая. Представьте каждую мелкую деталь, его аромат, вкус, вдохните запах. Подключите больше чувств.

После таких нехитрых манипуляций повышайте сложность. Воображайте уже помещения, допустим, бар через дорогу (шутка), легче начать со своей комнаты. Не находясь, конечно, в ней. Представьте, как переступаете через ее порог, что видите, что чувствуете. Главное – научиться не отвлекаться на посторонние мысли. Это придет со временем, главное, практикуйтесь.

Также, развить воображение посодействуют следующие задачки:

Задание 1 Займитесь анализом своего создающего воображения. Начните с простой фигуры, представьте треугольник. Равносторонний, длиной каждая сторона, к примеру, 6 метров. От основания треугольника протяните линию вправо еще на 6 метров. От вершины треугольника проведите вправо такую же линию параллельно. Соедините концы параллели прямой. Какая фигура у вас получилась? Пользоваться блокнотом нельзя! Все держим в голове.

Задание 2 Представьте, что вы хорошо разбираетесь в сторонах света. И поэтому вы из точки А идете на юг. После 10 шагов поворачиваете на восток. Еще 10 шагов – поворот на юг. Потом, с тем же количеством шагов, поворачивайте на запад. Следом на север. Какая фигура у вас получилась?

Теперь можете взять карандаш с блокнотом и проверить себя.

Задание 3 Это задание на развитие и оценку живости вашего воображения. Хитрость в том, что оценивать вы будете сами себя, так что постарайтесь быть честными с собой. Итак, зачитывайте слово-раздражитель и ставьте себе оценку за образ, который возник в голове. Если образа нет – ставим 0. Слабый образ − 1. Хороший − 2. Яркий и ослепительный − 3.

  • Зрительные образы.

Лицо матери. Машина. Поле. Тюльпаны. Кошка. Нищий. Мотоцикл. Яблоко. Крапива.

  • Слуховые образы.

Собачий лай. Свисток физрука. Пионерский горн. Звонок с урока. Звон битого стекла.

  • Осязательные образы.

Шерстяная ткань. Укол иглы. Холод льда. Жар от костра. Ползущий по руке жук.

  • Обонятельные образы.

Запахи: клубника, чеснок, бензин, мята, шампунь.

  • Двигательные образы.

Плавание. Качели. Игра в прятки. Езда на велосипеде.

Важно помнить, что мы не можем представить что-то, чего никогда-никогда не видели. Все нереальные миры и существа создаются на основе чего-то, что уже существует. Как мифологические кентавры, полулюди-полукони. Поэтому, чтобы развить воображение — очень важно пополнять свою копилку образов. Учитесь воспринимать окружающий мир, как источник фантазий, не бойтесь воплощать свои мысли. Рисунками, словами, музыкой.

Читайте также:  Когда нужна консультация детского эндокринолога: памятка для родителей

С помощью того, что мы имеем, мы создаем нереальные вещи. Но когда-то абсолютно все, что окружает нас, было чьей-то фантазией. Каждый современный предмет сначала появился в воображении. Совершенствуя свое воображение,всегда помните об этом, когда придумываете что-то, кажущееся невозможным.

Чем опасны заблуждения? Как избавиться от неудач?

Виды и функции

Особенности воображения малыша состоят в том, что изначально оно имеет две функции:

  • Познавательная. Это воссоздание собственной реальности, дополнение картины для целостности, окрашивание мира яркими красками и получение незабываемых впечатлений.
  • Аффективная. Это защита собственной личности. Малыш создает воображаемые ситуации, в которых он учится себя ставить в коллективе, защищать свое мнение и работать над собой.

В комплексе эти функции делают человека личностью, учат тому, что живя в обществе, не стоит забывать о своих особенностях. Функции и виды воображения тесно связаны. Если функции обеспечивают гармоничное существование человека в социуме, то виды возникают в связи с особенностями развития детей.

Виды воображения:

  • Непроизвольное. Оно часто встречается во сне малыша. Непроизвольное воображение возникает само по себе и не контролируется детьми. Этот вид нужно оттачивать, чтобы малыш мог сознательно контролировать образы, возникающие у него в подсознании.
  • Произвольное. Оно включается, когда перед ребенком поставлена четкая задача. Его и развивают, играя в игры и выполняя игровые упражнения.

Виды и функции воображения отвечают на вопрос, зачем его развивать и для чего специалисты разрабатывают методики по включению творческих способностей. Но взрослые играют решающую роль в развитии детского творчества, поэтому изучайте литературу, которая ответит на ваши вопросы и поможет в работе с детьми.

Занятие «Развитие у дошкольников самостоятельности, творческих способностей, инициативности в процессе двигательно – игровой деятельности»

Развитие у дошкольников самостоятельности, творческих способностей, инициативности в процессе двигательно – игровой деятельности.

Творчество – форма активности самостоятельной деятельности, приводящая к созданию нового.

Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, будь это предмет внешнего мира, или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать как можно в большее количество деятельностей. 

Выявление и реализация творческого потенциала каждого дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества – сложная и актуальная проблема.

Современный подход к ее изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда.

Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; детские движения приобретают произвольный характер.

Обратите внимание

Дети «творят», создают. Следовательно , творческая деятельность есть самостоятельный поиск. Соответственно, основным критерием творчества является самостоятельность. Но для того, что бы ребенок творил, нужна развивающая среда, которую создают педагоги, родители.

Развивать творческие способности можно в рамках любого вида деятельности. Рассмотрим плавание

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение.

При обучении создаются условия для формирования личности, что способствует развитию целеустремленности, настойчивости, самообладания, решительности, смелости, дисциплинированности,   самостоятельности, творчества, а также умение действовать в коллективе. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.

Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом.

Существующая программа «Обучение детей дошкольного возраста плаванию» недостаточно решает поставленные задачи по воспитанию здоровой, творчески развитой личности ребенка.

Поэтому я в своей работе использую различные подвижные игры и элементы синхронного плавания.

Игра является механизмом, который позволяет ребенку быть креативным.

Подвижные игры занимают основное место в развитие творческого мышления. Прежде всего это игры ,где ребенок может самостоятельно выбирать образ действий. В играх и упражнениях используются подражательные движения. (плывем как лягушка, дельфин, изображаем самолет…).

Обучая детей элементам синхронного плавания, дети самостоятельно придумывают упражнения с предметами, для красоты и оригинальности группируются в пары, тройки, выполняют движения под музыку.

Важно

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, формирования красивой осанки.

Почему так важно развивать воображение?Развитое воображение поможет вашему ребенку во взрослой жизни

Развиваем словарный запас Дети, у которых развито воображение, или они много читают сами или слушают взрослых, отличаются от своих сверстников богатым словарным запасом, причем не только активным, но и пассивным. Учим социальные роли Дети с развитым воображением более адаптированы к социуму. Они легче ходят в детский сад, а потом и в школу. Такому ребенку проще завязать игру с незнакомым сверстником, и вот они уже вместе строят космический корабль или замок из песка. Больше читайте своему малышу, особенно сказки. В них так много магического и волшебного. Однако не увлекайтесь слишком сильно – излишние кровавые подробности или чудовища могут стать причиной ночных страхов, особенно у детей с сильно развитым воображением.

Играем, общаемся, визуализируем…

Игра – это одно из упражнений, развивающих воображение. Поэтому, как только ваш малыш начнет приводить друзей в дом или во время прогулки вокруг него соберется компания сверстников, приложите все усилия, чтобы заинтересовать их игрой, способствующей развитию воображения. Например:

  • первый игрок называет любое слово, а второй говорит слово, которое никак не связано с предыдущим. Третий игрок называет новое слово, не связанное со вторым по смыслу, и так далее. Чем меньше связей, тем лучше.
  • нужно найти необычное применение какой-либо мелочи, вроде скрепки, представив себя на необитаемом острове.
  • можно попытаться что-нибудь изобрести с помощью двух-трех веществ или предметов с разными свойствами.

Также ребенку нужно создать условия, позволяющие ему общаться с интересными талантливыми людьми творческих профессий, посещать выставки различных художников, классиков и авангардистов. При необходимости старайтесь дать возможность малышу найти выход из трудной ситуации, вообразить себе от трех до пяти возможных вариантов и выбрать наиболее приемлемый.

Помните, что визуализация мечты помогает осуществлять задуманные желания. Объясните ребенку, что мечта, например, о новой кукле или машине быстрее превратится в реальность, если представить ее со всеми подробностями: цвет, размер, функционал. Пускай он пофантазирует о том, в каком гараже будет стоять его машина или в каком платье будет кукла встречать Новый год. Еще лучше, если ребенок сможет представить, что он уже получил вожделенную вещь, и описать свои ощущения от обладания новой куклой или машинкой.

Если задаться целью и выполнять такие задания ежедневно, то можно достаточно ощутимо развить воображение малыша. Благодаря этому его жизнь станет значительно интереснее, насыщеннее и успешнее.

Особенности развития воображения у взрослых

Хоть покидая страну детства, мы оставляем позади и наиболее благоприятное время для развития воображения, но еще не все потеряно. Улучшить свои способности к фантазии можно в любом возрасте, ведь необходимое для этого образное мышление не исчезает под давлением скучной логики, оно просто ждет, когда вы его разбудите.

А как можно разбудить фантазию? Способов много, как и специальных тренингов. Но самое главное, нужно преодолеть стереотипность мышления, перешагнуть через внутренний скепсис, которым мы прикрываемся от всего необычного, яркого, фантастического. Чтобы пробудить в себе способность к фантазированию, нужно вернуться в детство, научиться с детским восторгом воспринимать мир, каждый раз открывая в нем что-то новое, необычное.

Вот вы идете или едете на работу привычной дорогой. Присмотритесь, неужели нет ничего удивительного или странного? Вон прошла дама в смешной шляпке, словно она только что из Хогвартса. А вон кот, виляя толстым задом, караулит синичку на ветке – все равно же не поймает. А вон куст, похожий на унылого верблюда – как вы раньше его не замечали.

Придя домой, вспомните, что вы видели, обдумайте, запишите, не забудьте свои комментарии – смешные или трогательные в зависимости от настроения. Такое упражнение не занимает много времени, зато приносит огромную пользу – оно пробуждает ваше воображение.

Говоря об особенностях развития воображения взрослого человека, нужно отметить один очень важный момент. Успех развития зависит от мотивации, от стимула. Зачем вам это нужно? Просто так, чтобы было интереснее жить? Мотив, конечно, хороший, но на первых порах он плохо работает. Необходимо что-то более реалистичное, жизненное и материальное, иначе скепсис и рационализм вашего правого полушария подавит робкие попытки пробудить образное мышление.

У каждого этот мотив будет свой, он может быть связан и с необходимостью саморазвития. Но ведь и оно нужно не просто так? Чтобы добиться успеха? Чтобы сделать карьеру? Чтобы написать свою книгу, организовать выставку, создать научную школу? Найдите такой важный и значимый мотив, который ваш рациональный мозг примет и согласится поиграть в странные игры для развития воображения.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.