«Ребенок должен сам завязывать шнурки». Психолог о воспитании личности

Семейный психолог Леонид Лысенко на личном примере знает, что значит быть отцом. Он сам воспитывает троих детей и признается, что это огромная радость — наблюдать за тем, как они растут и начинают превосходить родителей. В интервью «АиФ-Черноземье» он рассказал, почему не стоит тщательно готовиться к рождению ребенка и как совмещать отцовство с работой.

Когда можно учить ребенка завязывать шнурки

Для того чтобы научить ребенка завязывать шнурки, нужно чтобы он был готов к этому. Следует усвоить несколько основных правил:

  1. Необходимо учитывать возраст ребенка. Начинать учить завязывать шнурки можно уже после исполнения им 4 лет. В это время у детей уже достаточно развита мелкая моторика, и он вполне может справиться.
  2. Следует убедиться в том, что ребенок хорошо отличает правую ногу от левой;
  3. Нужно выбрать один метод шнурования, по которому и следует обучать ребенка. Если применять сразу несколько вариантов, малыш просто запутается.
  4. Обучая ребенка, нужно сидеть сбоку от него или сзади, а не напротив.
  5. Если ребенок отказывается и не хочет учиться завязывать шнурки, не заставляйте его. Попробуйте его переубедить или как-то мотивировать.

Прежде, чем начинать учиться завязывать шнурки, попробуйте объяснить малышу, как нужно завязывать обыкновенные узелки. Пусть он научится этому на чем-то большом, например, на яркой ленте или на поясе от халата.

«Исключите треть дохода»

Фаина Мания, «АиФ-Черноземье»: Сегодня не часто встретишь многодетную семью. Многие решаются лишь на одного ребенка. Как вы думаете, с чем это связано?

Леонид Лысенко: Давайте заглянем в историю. Если в традиционном обществе ребенок был помощником и мог с трех лет пропалывать огород, то сегодня дети начинают участвовать в хозяйственной деятельности в лучшем случае с двадцати лет. А если в семье трое детей? На плечи родителей ложится тройная нагрузка. Во-вторых, сегодня пары образуются позже, они предохраняются и не спешат заводить детей. В-третьих, к сожалению, сегодня семьи образуются не на всю жизнь. К тому моменту, когда ребенок поступает в первый класс, часть семей уже распадаются. А на новые отношения, и тем более рождение второго ребенка, решаются далеко не все.

«Исключите треть дохода»

Кто сегодня отвечает за семейность? Советская власть, например, следила за тем, что происходит в семьях. Если мужчина плохо относился к жене, ему могли устроить на работе выговор. Сегодня сложно представить, чтобы сотрудника «разбирали» в коллективе за измены. Да, есть масса мер поддержки государством одиноких матерей. Но это протезы, которые мы раздаем уже после того, как семья распалась. Чтобы счастливых семей было больше, нужно пропагандировать радость отцовства и материнства. Ведь это замечательно смотреть, как растут твои дети. Но вместо социальной рекламы, демонстрирующей как хорошо отдыхать всей семьей, нам показывают развод президента.

— Леонид, как парам подготовиться к рождению первенца?

Статья по теме От отрицания до принятия. Работник ЗАГСа, пары и психолог об этапах развода

— Я бы советовал не готовиться. От большой подготовки люди крадут у себя время радостного родительства. У меня есть клиенты, которые рожают первенца в 35-40. Да, они готовы морально, но физически у них уже нет столько сил, сколько нужно на воспитание ребенка. В этом возрасте люди быстрей утомляются и сложней переключаются с одного действия на другое. А сегодня пары хотят решить все материальные проблемы, а потом уже заводить детей. Они забывают о том, что материальные блага приобретаются с годами, а здоровье, наоборот, растрачивается. Конечно, не нужно вступать в отношения и сразу же заводить детей. Но когда у вас уже есть договоренность по быту, эмоциональная поддержка друг друга, вы пережили кризисы, у вас есть совместные интересы и цели, то можно заводить детей без подготовки. А в материальном плане можно подготовиться следующим образом – исключите из своего обращения треть дохода. Представьте, что эти деньги вы потратили на ребенка, и проанализируйте, как вы выживаете в стесненных условиях.

Читайте также:  КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

— Но по статистике многие пары разводятся именно в первый год после рождения ребенка. Почему так происходит?

— Так происходит, когда пары и до рождения ребенка держались кое-как. Молодые люди встречались, все время посвящали друг другу. И тут девушка забеременела, переключилась на внутренние ощущения. У парня стала расти нагрузка – материальная и моральная. Радостей не прибавляется, а напряжение растет. Начинаются взаимные обвинения. «Ты меня разлюбил, на руках не носишь, по ресторанам не водишь», — говорит девушка. А муж ей в ответ: «Какие нам рестораны, когда я один работаю для троих». Чтобы такого не происходило, нужно проверять свои отношения, задавать друг другу неприятные вопросы. Если кто-то из нас заболеет, что будет делать второй? Если в семье один перестанет зарабатывать, как будем делить деньги? Если пройдет любовь, мы расстанемся или будем жить без чувств? Как мы поступим, если между нами произойдет измена?

«Исключите треть дохода»

Нужно давать право выбора, но ограничивать его. Большая ошибка родителей – это перекладывание ответственности на ребенка.

«Смартфоны не должны влиять на самооценку». Психолог о детях и деньгах Подробнее

Предпосылки шнурования обуви

Как научить дошкольника шнуровать обувь? Одним их главных правил обучения любым действиям является его своевременность. Существуют определённые периоды в жизни, которые являются наиболее благоприятными для его дальнейшего развития. В педагогике их называют сензитивными.

Как понять, что кроха готов к обучению? В данном случае должны совпасть два фактора: желание научиться это делать и необходимый уровень развития мелкой моторики. Сензитивным периодом для освоения шнуровок у мальчиков считается возраст 4 года. Девочки развиваются быстрее, их обучение можно начинать с 3−3,5 лет.

Развитие мелкой моторики

О развитии пальчиков ребёнка следует позаботиться заранее. Физиологически мелкая моторика рук маленького непоседы развита слабо. Только к концу дошкольного возраста малыш способен координировать действия пальцев, так необходимые ему при овладении письмом. Но для этого понадобятся специальные упражнения. К таким упражнениям относятся:

  • пальчиковая гимнастика;
  • штриховка;
  • застегивание-расстегивание пуговиц, замочков;
  • игры с прищепками;
  • игры с мелкими предметами (нанизывание бус, перебирание крупы)
  • выкладывание мозаики;
  • массаж пальцев рук (су — джок терапия);
  • откручивание-закручивание крышек.

Развитию мелкой моторики способствуют все виды изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Отличным способом развития пальчиков у детей являются специальные обучающие игрушки-тренажёры. Они могут быть фабричного производства или сделанные своими руками.

Для этого достаточно вырезать фигуру из картона или старого куска линолеума, проделать в нём отверстия и вставить туда шнурки. Лучше если действия ребёнка будут носить игровой характер — «Укрась платье для принцессы», «Пришей пуговицу», «Сплети паутинку».

Все эти упражнения не только качественно и в срок подготовят ручки малыша к более сложным скоординированным действиям, но и будут способствовать развитию речи.

Читайте также:  Правильный режим дня новорожденного ребенка

Подготовка ребёнка к шнурованию обуви

Подготовительным этапом к шнурованию будет умение завязывать узелки.

Для начала стоит потренироваться на более крупных шнурках. Это могут быть:

  • пояс для одежды;
  • хозяйственная верёвка;
  • толстая пряжа;
  • яркие разноцветные ленты.

Научать детей завязывать шнурки лучше в соревновательной форме — кто больше завяжет и развяжет узелков. Сначала необходимо обучить малыша завязывать простые, декоративные, а затем и морские узлы. На этом этапе следует познакомить ребёнка с техникой макраме, когда благодаря комбинации узелков получаются целые произведения искусства.

Помогаем пальчикам

Чтобы ребенок освоил все эти навыки быстрее и легче, необходимо помочь развитию мелкой моторики. Для тренировки следует использовать развивающие игры, игры с липучками, кнопками, молниями, шнуровки.

Можно сделать подобные игрушки самостоятельно, можно приобрести готовые игрушки в магазине. Чтобы сделать наглядное пособие для игр с ребенком самостоятельно, потребуется отрезок плотной ткани с готовыми кнопками. На нее нужно нашить несколько разноцветных липучек, несколько разъемных молний.

Помогаем пальчикам

Играя с малышом, показывайте, как выполнять ту или иную операцию, обычно дети охотно повторяют за взрослыми. Им понравится отрывать липучку и снова приклеивать ее на место, двигать туда-сюда бегунок молнии. Во время таких игр укрепляются пальчики, у ребенка закрепляются навыки, улучшается мелкая моторика.

Руководство к обучению малыша завязывать шнурки

Первое, что необходимо сделать – это привлечь ребенка, заинтересовать, вызвать у него желание заняться чем-то новым. Дети очень легко идут навстречу и воспринимают спонтанность, если им это интересно. Поэтому для девочек вполне подойдет вариант, когда мама отправляется с малышкой за покупкой детской яркой красивой обуви. Выбирая ботинки для прогулок, позвольте девочке рассмотреть все полки, дотронуться к каждой паре обуви и определить ту, которая пришлась ей по душе больше всего.

Если нет возможности приобрести обувь, можно простимулировать ребенка к тому, чтобы завязать кроссовки, следующим:

  • походом в зоопарк;
  • цирк;
  • поездкой в лес.

Родители лучше знают о желаниях своих детей, пусть для вас они станут главным ориентиром.

От теории к практике

  • Если вы считаете, что ваше чадо уже вполне готово учиться на своей обуви, пробуйте. Купите ему новенькие кроссовки, например, или вымойте те, что имеются, уютно расположитесь на диване или ковре и приступайте. Сначала расскажите, как правильно это делать, затем покажите в очень медленном темпе, попутно еще раз описывая весь материал. Предложите ребенку повторить за вами, направляйте его, помогайте и указывайте на ошибки, но только ласково и нежно.
  • Со временем, когда у малыша будет хоть немного получаться, доверяйте ему завязывание шнурков перед походом на улицу. Каждодневная практика незамедлительно принесет свои плоды. Кроме того, это отличная мотивация носить яркую и красивую обувь.

Есть и другой вариант

От теории к практике

Предложите выйти на прогулку, в зоопарк или в парк. Встаньте сзади малыша, чтобы он четко видел ваши руки не в зеркальном отражении (это собьет с толку) и поэтапно, поясняя свои действия, завязывайте бантик-узелок.

Убедившись, что кроха внимательно наблюдал за вами, предложите сделать то же самое на втором кроссовке или кеде. Не ругайтесь и не нервничайте, дайте ребенку время, чтобы сообразить и сделать все правильно.

Мотивация – немаловажный момент!

Именно поэтому очень важно, чтобы ребёнку сильно хотелось научиться зашнуровывать обувь самостоятельно. Каким же образом этого добиться проще всего? Если дети уже принимают активное участие в процессе выбора своей одежды и обуви, то наверняка у них есть определённые предпочтения. Возможно, они увлечены сериалом или компьютерной игрой, герои которых часто изображаются на обуви – кроссовках или ботинках. Например, мальчикам нравится обувь с изображениями героев сериала «Тачки».

Читайте также:  Памятка для родителей: как объяснить ребенку, зачем нужно читать

Девочек легче всего заинтересовать оформлением – различного рода стразы, огоньки, изображения принцесс или фей на обуви наверняка мотивируют маленькую модницу к покупке и освоению процесса шнуровки. Скорее всего, у ребёнка возникнет желание стать обладателем приглянувшихся ему ботинок или кед, а задача родителей, предложить выбрать понравившихся ему моделей вариант со шнурками.

Сделав покупку, обратите внимание ребёнка на то, что выбранные им ботинки отличаются от тех, которые он носил до этого, и теперь ему придётся потренироваться, чтобы научиться завязывать шнурки. Обрадованный покупкой понравившейся обуви, ребёнок, скорее всего, согласится на это с энтузиазмом.

На каких шнурках лучше учиться

От выбранной модели зависит многое. В процессе обучения важна каждая мелочь, поэтому оптимальным вариантом станут такие шнурки:

На каких шнурках лучше учиться
  • Яркие, приятные на ощупь, не слишком скользкие, с твердыми эглетами (наконечниками).
  • Не слишком тонкие: они обычно так и норовят выскользнуть и плохо держат узел. Толстые завязывать малышам неудобно.
  • Желательно плоские: из них проще формировать петли.
  • С длиной около 30 сантиметров, более длинные шнурки будут постоянно путаться, слишком короткие не дадут завязать узел с петлями.

Почему у малыша не получается завязывать шнурки?

Чаще всего подобная проблема возникает из-за того, что у ребенка плохо развита мелкая моторика рук. Эта проблема легко устраняется при помощи выполнения специальных упражнений.

Начинать развивать мелкую моторику у крохи нужно с рождения. Это даст возможность родителям избежать дальнейших проблем, и ускорить процесс овладения речевыми навыками. Ниже мы приведем самые простые и эффективные техники и упражнения, помогающие развить мелкую моторику у детей возрастной категории от трех до четырех лет.

Почему у малыша не получается завязывать шнурки?

Продвинутый уровень: профи по завязыванию шнурков

Если видите, что у ребенка все идет отлично, можно потренироваться шнуровать ботинки различными способами.

Если с бантиками на обуви не сложилось, не стоит паниковать и расстраиваться. И без бантиков можно быть в тренде!

Продвинутый уровень: профи по завязыванию шнурков

Дорогие самые терпеливые в мире родители! Помните, что не стоит настаивать, если ребенок сопротивляется обучению. Против воли ничего делать нельзя — это не даст никаких результатов. Пройдет время, страсти улягутся, и можно снова попробовать. Научите ребенка завязывать шнурки самостоятельно, помогите ему поверить в себя и стать независимым!

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, в каком возрасте ваши дети научились шнуровать обувь самостоятельно. Возможно, у вас есть свои хитрости и проверенные способы, как научить малыша завязывать шнурки?

С какой радостью и восторгом родители учат своего карапуза ходить, говорить. Но проходит время, и усложняются навыки, которые необходимо осваивать вашему ребёнку. Такие умения должны быть в багаже малыша к моменту перехода в среднюю группу детского сада, когда крохе придётся практически полностью обслуживать себя самому. Особенно много сложностей возникает, когда родители пытаются научить ребёнка завязывать шнурки. Посмотрим на эту сложную задачу с близкого расстояния.

  1. Отказаться от такой обуви в пользу липучек, кнопок, молний (кстати, многие крохи горя не знают вплоть до поступления в школу и знакомства с кедами на уроках физкультуры).
  2. Уделить обучению несколько дней.

Мы попробуем второй.

Продвинутый уровень: профи по завязыванию шнурков

Для завязывания шнурков нужен определённый уровень развития мелкой моторики. Так что возраст, в котором пора приниматься за постижение премудростей завязывания тесёмочек на обуви, как правило, 4–5 лет.

Подготовку к обучению стоит начинать уже с 1 года, играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону». В 2 года пора играть с бусинами, пуговицами, а в 3 пришло время браться за специальные игрушки-шнуровки.