Развитие пятимесячного ребенка. Коротко о главном

Развитие ребенка в 5 месяцев связывают с возрастающей двигательной активностью. Малышу становится скучно лежать в детской кроватке, он хочет исследовать такой загадочный мир вокруг. Поэтому многих деток в этом возрасте ненадолго помещают в манеж для игр. Меняются также физические параметры крохи, увеличиваются рост и вес.

Слуховая система к этому времени делает неслабый скачек в развитии. Если раньше звуки были только приятными или раздражающими, теперь каждому колебанию воздуха отводится совершено отдельное внимание. Белый шум, который используют для новорожденных, чтобы уложить их спать, уже не будет иметь такого волшебного эффекта. Лай собаки и гул автомобильной сирены во дворе – это уже не единый шумовой раздражитель. Это отдельные интересные звуки.

Придется привыкнуть к тому, что малыш начнет активно реагировать на малейшие шорохи. Сейчас он различает и запоминает каждый звук. Карапуз будет отвлекаться на шаги в другой комнате даже во время кормления. Уединение в тихом месте не поможет – теперь он и там найдет, что «послушать».

Вы можете активно пользоваться такой потребностью ребенка познавать мир через звуки. Включайте ему музыку, от популярной до классической, разнообразие в этом случае – это просто замечательно. Читайте ему книги, рассказывайте стишки и потешки – он будет воспринимать вашу речь на слух. Да, он еще ничегошеньки не поймет, но воспринимая вашу речь, его мозг начнет потихонечку готовиться к формированию и развитию своей. Что уж говорить о том, что ваш голос остается для детки самым приятным и родным звуком на свете.

Физическое развитие ребенка месяц жизни

За месяц мальчик должен был прибыть в весе и росте на 430–580 грамм и 2 см, девочка на 390–580 г. и 1,9 см.

Моторные умения и навыки

— совершенствуются навыки переворачивания с живота на спину; — при поддержке под мышками стоит, сгибая ножки; — уверенно удерживает голову, если его поднимает взрослый; — сидит, поддерживаемый за обе руки; — ритмично сгибает и разгибает ноги, "пританцовывает" на руках у взрослого; — удерживает по предмету в каждой руке. Пищевое поведение

Вскармливание ребенка остается исключительно грудным. Ориентировочно с пяти месяцев малыш начинает проявлять интерес к пищевым продуктам, которые потребляют родные взрослые. Он требует, чтобы ему дали попробовать новую пищу: протягивает руку к маминой ложке, тарелке, чашке. Появление пищевого интереса ребенка совпадает с появлением возможности хватать предметы и удерживать их в руках. Именно благодаря этому он может самостоятельно принять пищу, держать ее в руках и донести до своего рта. При введении прикорма необходимо помнить, что сначала ребенок должен получить грудное молоко, а только потом продукт питания, которым подкармливают ребенка.

Рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию

Гигиенические навыки

В пять месяцев у ребенка во время бодрствования сокращается период между мочеиспусканием (их ритм — ориентировочно 1 раз в 30-40 минут). Частота появления стула та же, что и в предыдущем месяце. Высадка становится успешнее, улучшается контроль над мочеиспусканием: малыш может прерваться, если начал мочиться, и завершить дело в нужном месте.

Задача развития: — развивать моторные умения и навыки малыша, поддерживать его стремление менять позы, переворачиваться, удерживать голову, вести себя активно; — создавать позитивную атмосферу, обеспечивать малышу эмоциональный комфорт, радоваться малейшим его достижением; — осторожно удовлетворять интерес ребенка к взрослой пище, искусственно не ускорять этот процесс, но и не тормозить его; — с пониманием относиться к периодическим отвлечением малыша от сосания груди, не упрекать и не торопить его; — упражнять в умении контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, одобрять за успешное высадки; — создавать благоприятные условия для ознакомления ребенка с различными частями человеческого тела — родителей и своего собственного.

Организация жизнедеятельности

Необходимо помогать ребенку открывать различные части своего тела, управлять ими, важно позволить знакомиться не с носками и комбинезончикам, а с собственными ручками и ножками. Важно, чтобы в сознании младенца запечатлились части его тела, а не предметы одежды.

Знакомству малыша со своим телом почти не мешают распашонка, майка или футболка, поскольку они закрывают верхнюю часть его тела — грудь, спину, которые станут предметом внимания после года. Пока что ребенка интересуют конечности, живот, половые органы.

Читайте также:  Ежедневный уход за новорожденным: основные процедуры

Взрослые должны принимать во внимание, что начиная с пятимесячного возраста и до 1,5 года ребенок запоминает именно те продукты питания, которые потребляют в его семье. Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, принимаются им неохотно или просто он отказывается их употреблять. Если малыш тянется к маминой ложке, тарелке, чашке, ему можно предложить лизнуть те пищевые продукты, которые едят родители и другие члены семьи.

Частые отвлечения малыша во время сосания груди мать должна принять: эмоциональное неудовлетворение ребенком наносит только вред, а делая по 2-3 движения между перерывами на рассмотрение окружающей среды, малыш хорошо набирает вес и хорошо себя чувствует.

Для полноценного развития двигательной сферы ребенка необходимо создать многообразную, динамичную, комфортную среду, помогать в освоении рефлекторных, слуховых, зрительных реакций и двигательных действий.

Нужно стимулировать физическое развитие подвешиванием над кроваткой, манежем разнообразных игрушек-подвесок, колец, образных игрушек. Местоположение больших мягких игрушек в манеже активизирует двигательные действия ребенка: на стене манежа — переворачивание на бок и живот, на барьере манежа — лазанья, в конце манежа — подъем и перемещение.

Во время бодрствования ребенка поглаживайте его, делайте массаж рук, ног, спины и живота.

Показатели физического развития: — стоит при поддержке под мышки; — сидит при поддержке за обе руки; — "пританцовывает" на руках у взрослого; — проявляет все больший интерес к взрослой пищи; — самостоятельно удерживает в руках кусок яблока, сухарик; — время от времени отвлекается от сосания груди на окружающее; — лучше становится контроль за мочеиспусканием.

Физическое развитие ребенка от рождения до 1 года

Физическое и психическое развитие девочек в пять месяцев

Для младенцев-девочек возраст пяти месяцев является переломным в развитии.

Ребенок теперь способен занимать себя самостоятельно в течение 5-10 минут. Звуки распознаются им точнее, он по-разному на них реагирует, воспринимает ритм мелодии. Меняется и цветовое восприятие, появляется способность фокусировать взгляд на движущихся предметах, хорошо отличать яркие контрастные цвета.

С каждым днем грудничок все больше начинает походить на маленького человечка, его мимика и эмоции становятся все более выразительными.

Этому способствуют несколько факторов развития:

  • комплекс оживления ребенка в активной фазе;
  • усиливается двигательная активность;
  • гуление плавно перетекает в лепетание;
  • уменьшается количество времени дневного сна;
  • совершенствование психомоторного развития.

Пятимесячные малышки должны хорошо реагировать на лица близких людей, различать эмоциональный окрас интонации речи взрослых. Выделяют маму среди окружения, становятся пугливыми в ее отсутствие, а у чужого человека на руках могут расплакаться от огорчения.

Физическое развитие

Показатели физического развития девочек в 5 месяцев включают в себя ежемесячное измерение на приеме у педиатра. Нормы могут варьироваться, но в среднем укладываются в диапазон, представленный ниже:

  • Вес, кг – 5,4-7,7;
  • Рост, см – 59,6-66,2;
  • Окружность головы, см – 40-43;
  • Окружность груди, см – 42-45.

Обычно к этому возрасту ребенок уверенно переворачивается со спинки на животик и обратно. Также начинают передвигаться по-пластунски, не отрывая живота от поверхности. Особо активные дети пытаются вставать на четвереньки, могут подолгу раскачиваться в этом положении, пытаясь поползти.

Некоторые дети передвигаются с помощью перекатываний и перебирания ножками. С поддержкой подмышками с помощью взрослого ребенок должен уметь стоять, опираясь на ножки.

Бытует заблуждение, что девочки к 5 месяцам уже должны делать попытки сесть. Иногда так и бывает, и если ребенок активно пытается принять сидячее положение, препятствовать не нужно. Но физиологическая норма у детей разная. Навыки сидения могут сформироваться и к 7-8 месяцам, что является абсолютно нормальным.

Не дождавшись, когда ребенок начнет самостоятельно присаживаться, некоторые родители придают сидячее положение, подпирая спинку подушками, или фиксируя в детском стульчике.

Нужно понимать, что мышцы и позвоночник ребенка могут быть не готовы к таким нагрузкам, и в дальнейшем они могут спровоцировать сколиоз и деформацию органов малого таза. По этим же причинам не стоит торопиться усаживать ребенка в ходунки и прыгунки до того, как он не научится сидеть самостоятельно.

Психическое развитие

Речевые навыки также активно совершенствуются. Ребенок много лепечет повторами различных слогов, в них даже можно расслышать привычные слова, например, «ма-ма», «ба-ба», но они не являются осознанной речью.

Осознанные простые слова и словосочетания появятся только через несколько месяцев. Тем не менее, в лепете ребенка уже четко прослеживаются интонации в зависимости от его настроения.

Читайте также:  Звездные мамы рекомендуют: 9 средств для детей \ Что нужно знать родителям?

Пятимесячный ребенок привлекает к себе внимание, подзывая коротким окриком. Он внимательно прислушивается к обращенной речи, может обидеться, если на него кричат, понимает, если с ним разговаривают строго.

Также радуется ласковой речи, может начать что-то лепетать в ответ. Различает выражения лиц, предпочитает улыбающиеся. Сам улыбается и охотно смеется. Также бурно выражает огорчение и негодование.

Это возраст, когда среди игрушек появляются любимые. Ребенок способен запомнить цвет, форму, тактильные ощущения предметов и выделить наиболее предпочитаемые для него.

Усложняется игра, так как появляется способность выхватить взглядом отдельную игрушку, дотянуться до нее и схватить. Появляется зрительное управление движением рук. Запоминается расположение предметов.

Способен долгое время изучать предметы. Старается попробовать их на вкус. Этому есть два объяснения – естественный интерес побуждает узнать о предмете как можно больше, а зуд десен, связанный с процессом прорезывания зубов, побуждает тащить в рот и грызть все подряд. Если спрятать предмет под подушку или платочек, ребенок запомнит и найдет его.

Кратко период возраста ребенка в пять месяцев можно охарактеризовать как активные попытки к самостоятельному передвижению и эмоциональному выражению. Появляется понимание причинно-следственных связей, которые влекут за собою целенаправленные действия.

Малышки изо всех сил стремятся к общению, любят обращенное на них внимание, а главное, это время формирования настоящей привязанности ребенка к воспитывающим его взрослым.

Как изменяются рост и вес грудничка.

Для 5-месячного грудничка нормой считается вес от 6 до 8 кг. За месяц его вес должен увеличиться минимум на 600 грамм. Впрочем, все дети развиваются по-разному. Поэтому если вес малыша отличается от нормы, это не всегда указывает на заболевания или замедленное развитие. Но для собственного спокойствия стоит проконсультироваться с врачом и узнать рекомендуемый вес именно для вашего младенца.

Рост ребенка увеличивается за месяц на несколько сантиметров. Общий рост малыша в пятый месяц жизни составляет обычно от 60 до 70 см. и зависит от пола ребенка. Рост мальчиков немного больше, чем рост девочек.

Девочки и мальчики в месяцев: отличия развития

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Как утверждают отечественные педиатры, основными показателями правильного развития ребенка считаются рост и вес. Отличия в физическом развитии между пятимесячными мальчиками и девочками не очень большие. По данным ВОЗ, диапазон нормы массы тела для мальчиков в пять месяцев составляет от 7,000 до 8,400 кг. В 5 месяцев девочке нужно весить в пределах 6,200-8,000 кг. Что касается роста пятимесячных мальчиков, то он должен быть в пределах 65-69 см. Диапазон нормы роста для девочек в 5 месяцев составляет 62-67 см.

Как утверждает известный педиатр Евгений Комаровский, от 10% до 20% абсолютно здоровых детей не соответствуют общепризнанным нормам.

Некоторые мальчики в 5 месяцев уже пытаются сесть. Девочки же садятся намного позже, зато у них быстрее развивается речь. Поэтому от девочки можно раньше услышать гуление и пение, чем от мальчика. Что касается остальных физических и психологических навыков, то мальчики и девочки в пятимесячном возрасте развиваются одинаково.

Малыш лежит на животике и играет с игрушками

Первый лепет

В возрасте пяти месяцев ребенок начинает певуче произносить свои первые слоги: «ма», «ба», «па». Разумеется, это еще не осознанная речь, просто гуление постепенно сменяется лепетом. Он доставляет огромное удовольствие не только родителям, но и самому малышу. Чтобы поощрить речевое развитие ребенка, маме нужно уже сейчас как можно больше с ним общаться, причем не сюсюкать, а говорить обычным спокойным голосом, четко произносить все слова. Пусть малыш сразу привыкает к правильной речи. С самого раннего возраста нужно рассказывать ребенку стихи и потешки, петь колыбельные.

Умения малыша на пятом месяце жизни

Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на пятом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • при поддержке может садиться, подтягиваясь на ручках, и какое-то время так же «сидеть»;
  • если его поддержать под ручки, может простоять 3-4 минуты;
  • сам выбирает игрушку, с которой интересно поиграть;
  • распевно и долго гулит «свирелями», в которых улавливаются слоги, лепечет;
  • произносит согласные звуки, слоги «ма», «да», «ба»;
  • осознанно захватывает предметы и держит их, противопоставляя большой пальчик остальным;
  • может схватить, притянуть, удержать, покрутить, толкнуть, опустить интересный предмет;
  • учится сознательно разжимать ручку, чтобы выронить предмет, который держал;
  • ярко эмоционально реагирует на знакомого взрослого (маму, папу, близких родственников);
  • узнает знакомого взрослого на расстоянии в 2-3 метра, находясь на руках другого взрослого;
  • узнает родных по голосу, даже не видя их;
  • по-разному реагирует на позитивную и негативную интонацию голоса взрослых;
  • ведет себя настороженно, увидев незнакомца;
  • с интересом разглядывает лица на картинках;
  • способен сам занять себя игрушками в течение 5-10 минут;
  • переворачивается со спинки на животик, подтягивается на ручках;
  • лежа на животике, опирается на ладошки;
  • лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку»;
  • может делать «самолетик», лежа на животике: вытягивает ножки и ручки, машет ими, поднимает головку, прогибается;
  • сосет пальчики на ножках, а иногда и пяточки;
  • если взрослый пытается отобрать у него игрушку, активно сопротивляется и протестует;
  • имитирует звуки, выражения лица, движения;
  • во время кормления может играть;
  • попав в незнакомую обстановку, осматривается;
  • может хватать и держать предметы как одной, так и двумя ручками;
  • пытается ползать, не отрывая животика от пола;
  • умеет брать предметы, различные по форме, и удерживать их в ручке длительное время;
  • если предмет падает, наклоняется, чтобы на него посмотреть;
  • может порадовать вас первым зубиком.
Читайте также:  Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

Отличие между девочками и мальчиками

Пятимесячный ребенок может по-разному развиваться в зависимости от его половой принадлежности. Поэтому рекомендуется заранее ознакомиться с основными отличиями в развитии девочек и мальчиков.У всех девочек сильнее развивается левое мозговое полушарие, которое отвечает за коммуникабельные способности и концентрацию на определенных предметах.

Именно благодаря этому в раннем возрасте они раньше мальчиков начинают произносить слова и даже составлять из них предложения.

У мальчиков левая часть полушария развивается слабее, из-за чего правая более развита. Это приводит к тому, что они позже девочек начинают говорить. Однако развитие правого полушария положительно сказывается на пространственном и образном мышлении. Помимо этого, в правой части мозга находится много нейронных связей, что способствует развитию двигательных функций и ориентации в пространстве.

Различия в развитии полушарий головного мозга наблюдаются до десяти лет. В подростковом возрасте проявляются другие различия в развитии, которые связаны с половым созреванием.

Развитие двигательных навыков

Физическим достижением ребёнка после пяти месяцев жизни является осваивание новых поз и видов активности. В этот период кроха, лёжа на спинке, умеет поднимать головку и плечи. Может показаться, что так он учится садиться, но это неверно. Пытаться сидеть малыш будет несколько позже и из позы «на четвереньках».

Из положения на животе ребёнок уверенно опирается на предплечья и учится выпрямлять ручки. Когда грудничку исполняется 5 месяцев, его зрение позволяет обозревать всю комнату из этой позиции.

Также начинают развиваться навыки ползания. Лёжа на животике, малыш делает первые попытки подталкивания своего тела вперёд. Самые непоседливые крохи в этом возрасте могут ползать по-пластунски. Родители с помощью простых приёмов могут помогать им:

  • Класть любимые игрушки на небольшом расстоянии от малютки. Если у ребёнка всё-таки не получится до них дотянуться, нужно помочь, чтобы он не расплакался.
  • Снять с крохи носочки, если в комнате тепло. Так он быстрее научится опираться на пальчики при отталкивании.
  • Играть с малышом: класть руки на его стопы (в положении лёжа на спине) и подводить колени к животу. Грудничок будет отталкивать их ножками. Тогда нужно демонстративно раскинуть руки, имитируя очень сильный толчок ребёнка, и похвалить его. Такое развлечение хорошо для тренировки мышц, задействованных при ползании.

Усиленное освоение новых умений может вызвать проблемы с засыпанием. Малыш начинает капризничать при дневном укладывании, долго засыпать или совсем отказываться ото сна днём. К ночному сну может добавиться чуткость и тревожность. Кроха может засыпать поверхностно, хныкая и ворочаясь. Такие нарушения сна считаются нормальными для этого возраста и объясняются развитием новых навыков.

Чем еще занять малыша?

Начиная с 5 месяцев, дети активно  реагируют на музыку. Слушая ее, они  машут ручками и ножками, и  даже издают звуки  в такт мелодии. По утверждению ученых, музыка не только создает приятный эмоциональный фон, развивает слух и способность улавливать малейшие нюансы звука, но и  стимулирует интеллектуальное развитие, облегчая в  будущем изучение языка, в том числе, иностранного.

Для  здорового развития головного мозга  важно, чтобы ребенок постоянно получал новые  впечатления от всех органов чувств. Попробуйте познакомить кроху с запахами еды, фруктов, овощей… Но, прежде, чем предлагать запах ребенку, убедитесь, что на него нет аллергии и он не вреден. Знакомьте  с запахами очень аккуратно,  избегая эфирных масел, духов и, конечно же, бытовой химии…

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Вам понравится!