Развитие памяти. Как развить память у ребёнка?

Психологи едины во мнении, что в подростковом возрасте, а именно с 12 до 16 лет, происходит пик развития памяти. Ребенок начинает лучше анализировать информацию и делать из нее собственные выводы.

Что делать, если я ничего не помню?

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Развитие памяти

Начнем с того, что в любом деле важно правильно поставить цель. Тут можно выделить следующие: 

  • тренировка памяти, чтобы запоминать пару лиц на собеседовании или сразу 10-20 лиц на конференции;
  • тренировка, чтобы запоминать цифровую, визуальную и прочую информацию одновременно;
  • тренировка ради общего тонуса психики или предотвращения возрастных изменений;
  • тренировка для участия в мировом чемпионате по памяти (и любых когнитивных соревнованиях);
  • тренировка ради общего развития сознания.

Развитие запоминания у детей дошкольного возраста

В возрасте примерно четырех лет у детей начинает интенсивно развиваться способности к запоминанию и воспроизведению информации. Но даже после пяти лет процесс запоминания у дошкольников носит непроизвольный характер, то есть ребенок не может поставить перед собой задачу запомнить какую-либо информацию. Запоминание в этом возрасте тесно связано либо с активной деятельностью, либо с эмоциональными переживаниями.

Развитие памяти у детей помогает им достигать больших успехов в учебе

Развитие запоминания у детей дошкольного возраста

Чтобы развить память ребенка, достигшего четырех-пяти лет, обсуждайте с ним все события, произошедшие в течение дня, прочитанные книги, любимых героев сказок и мультфильмов. Заучивание коротких стихотворений – ещё один прекрасный способ тренировки памяти, подходящий не только для детей пяти-шести лет, но и для людей любого возраста.

Развитие памяти дошкольников помогают игры:

  • «Чего не хватает?» Игра для ребенка четырех и более лет просят запомнить несколько предметов, стоящих на столе, а затем, пока ребенок отвернулся, убирают один из них. Ребенок должен вспомнить, чего не хватает, назвать цвет, форму и другие признаки исчезнувшего предмета.
  • «Угадай предмет наощупь». Эта игра помогает развитию тактильной памяти. Опознавание знакомых предметов с закрытыми глазами наощупь тренирует навыки узнавания и запоминания.
  • «Кто больше запомнил». Игра для дошкольников, во время которой взрослый поочередно показывает по 10-20 карточек с различными предметами и объектами, а затем дети называют те из них, которые запомнили. Побеждает тот, кто запомнил больше всего предметов.
  • «Найди отличия». Игра, способствующая развитию зрительной памяти. Ребенку предлагается сравнить две похожие картинки и найти отличающиеся элементы.
Читайте также:  Отличие ротавирусной инфекции от кишечной инфекции.

Очень полезно для развития пространственной и кинетической памяти завязывание всевозможных морских узлов. Взрослый демонстрирует поэтапно, как завязать узел, а ребенок должен повторить.

Важно помнить, что развитие интеллекта детей, подошедших к дошкольному возрасту, невозможно без полноценного физического, умственного, эмоционального развития. Здоровый сон, сбалансированное питание, соответствующая возрасту физическая активность способствуют гармоничному развитию всех интеллектуальных и психических функций.

Развитие памяти у младенцев

Младенцы способны к формированию долгосрочной памяти, включая возможность узнавать людей, предметы, даже события. Большинство людей не помнят этот опыт. Такой процесс называют – младенческой амнезией. Младенцу не хватает психической зрелости, чтобы должным образом обрабатывать всю информацию, ставить «метки», которые позволят хранить информацию и извлекать её при необходимости. Но младенцы начинают накапливать информацию от первых нескольких недель.

Дети в младенческом возрасте отлично узнают своих родителей. Когда новорожденному 10 дней, он помнит запах матери и узнаёт его. В 4 месяца ребёнок отчётливо узнаёт мать среди группы людей.

Младенцы также хорошо запоминают последовательность действий. Например, они отчётливо знают, что после ванной последует кормление. Всё это учёные относят к бессознательным воспоминаниям, когда мы не даём отчёта тому, что мы делаем. У них не может развиться осознанное воспоминание из-за особенностей физиологического развития мозга младенцев. Учёные установили, что мозг ребёнка способен к осознанным воспоминаниям в 18 месяцев, когда полностью созревает отдел мозга, отвечающий за эту функцию. Поэтому мы и не помним ранние воспоминания. У нас также есть и эмоциональная память, когда мы помним, как мама держит нас или как папа улыбается и наши эмоции, связанные с этими поступками.

Современные методы развития памяти у ребенка

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, люди, в зависимости от того, каким набором свойств психики (называемых векторами) они обладают, на такие же свойства памяти могут и рассчитывать. Итак, как развить память у детей с разными векторами?

Например, люди со зрительным вектором обладают фотографической памятью, т.е. могут с легкостью запоминать схемы и рисунки в учебнике или конспекте, как бы фотографируя их. Кроме того, зрительники очень хорошо запоминают эмоционально окрашенные события, яркие моменты, т.к. одним из свойств зрительного вектора является более развитая чувственность, чем у людей, у которых зрительный вектор отсутствует. Поэтому основными методами развития памяти у детей со зрительным вектором будут привитие любви к чтению, развитие чувственности через литературу, театр, умение сопереживать героям. В детских играх для развития памяти следует также использовать различные оттенки цветов и яркие картинки.

Люди со звуковым вектором акцент делают на звуки. Звуковики могут в упор вас не видеть, но запомнят ваш голос с точностью до мелодики и тембра. При правильном развитии звуковых детей, они способны запоминать на слух музыкальные произведения, становясь композиторами, произношение иностранных слов, т.е. усваивать иностранный язык на слух, а не через чтение и зубрежку правил. Только люди со звуковым вектором способны говорить на иностранном языке без акцента.

Читайте также:  Искусство логики: как научиться правильно рассуждать

Поэтому на вопрос, как тренировать память у детей со звуковым вектором, системно-векторная психология Юрия Бурлана дает следующие советы: прежде всего, нужно огородить ребенка с самых малых лет от громких звуковых раздражителей. Родителям таких детей нужно помнить, что ухо — это очень чувствительный орган звукового ребенка, который требует бережного обращения в виде тишины и покоя. Из звуков лучше всего звуковое ухо воспринимает негромкую классическую музыку и спокойную тихую речь.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Виды памяти

Память человека, и детская в том числе, имеет ряд классификаций. Так, существует память непроизвольная и произвольная. Непроизвольная — это когда события и объекты запечатлеваются в мозгу без приложения к тому особых усилий. А произвольное запоминание как раз и требует таких усилий. Чем интереснее для мальчика либо девочки будут занятия, тем лучше они будут запоминать необходимую информацию.

Также память делят на непосредственную и опосредованную. Непосредственное запоминание еще называют механическим то есть, это процесс запоминания без привлечения мышления и установления логических связей между объектами запоминания. По-простому это называется зубрежка. Опосредствованная память требует логики и осмысления.

Следует отметить, что у дошкольников преобладает механическое запоминание, в связи с чем специалисты и советуют учить деток иностранным языкам в этом возрасте, до начала занятий в школе.

Также существует классификация памяти по ее длительности. Это кратковременная память, которая удерживается короткое время; долговременная, длительно сохраняющая информацию; оперативная, которая удерживает информацию определенное, заданное время.

А еще память как мыслительный процесс делят по типу запоминаемой информации. Это слуховая и зрительная, двигательная и образная.

Наша память субъективна и часто подвергается искажениям, потому что воспоминания меняются после каждой попытки их извлечения из мозга.

Задача взрослого — развитее долговременной памяти ребенка, ее тренировка. Такое развитее заключается в умении сравнивать предметы, которые запоминаются, находить сходства и отличие в них.

Для извлечения из памяти информации нужны ассоциации как инструмент такого извлечения. Ассоциации являются процессом, в ходе которого одни слова и понятия вызывают в уме появление других. К примеру, воспоминания о зиме ассоциируются у нас со снегом, холодом, Новым годом, теплой одеждой. У детей — с подарками и Дедом Морозом, санками и снежками.

Читайте также:  6 курсов для подготовки к родам, которые рекомендуют родители

Питание и память

Для того чтобы психические процессы в мозгу ребенка протекали и формировались на должном уровне, ему нужно обеспечить и соответствующее питание. Специалисты советуют, прежде всего, кормить детей небольшими порциями, чтобы в крови поддерживался стабильный уровень сахара. Это является важным условием оптимальной работы детского мозга. Педиатры советуют родителям включать в меню цельнозерновые продукты и орехи, семечки и сыр, жирные сорта рыбы и фрукты, бобовые и гречку, овощи и растительные масла. Для детей самыми полезными являются соевое, оливковое, арахисовое и подсолнечное. Табу в питании должны стать «быстрые сахара» в виде конфет и пирожных. Сладкоежки — это не только дети с ожирением, кариесом, а и с трудностями в развитии памяти.

А еще диетологи советуют дополнять меню ребенка поливитаминно-минеральными препаратами, рыбьим жиром и витамином Е для улучшения формирования памяти.

Кроме питания, необходимо помнить и о том, что физические нагрузки улучшают кровоснабжение мозга. Это улучшение сна и общего самочувствия, а значит, и помощь в развитии памяти. Плохое самочувствие и пассивность ребенка способствуют его забывчивости.

Питание для мозга

Для полноценного развития мозг нуждается в определенных питательных веществах: йоде, селене, фосфоре, омега-3 жирных кислотах, витаминах B, C, E, K. Следите за тем, чтобы в рационе подростка присутствовали богатые ими продукты – молоко, чеснок, орехи, морская капуста, морепродукты, злаковые, творог, мед, горький шоколад.

Внимание! Основным источником энергии для мозга является глюкоза. Желательно получать ее из натуральных, богатых витаминами и минералами продуктов – ягод, фруктов, овощей, меда, сухофруктов.

Как развивать память школьников.

Развивать память необходимо хотя бы для того, чтобы в будущем ребенок чувствовал себя полноценным членом общества. Есть много способов поддерживать память на должном уровне и даже развить ее.

  • можно применить альтернативные способы запоминания. Это значит, что ребенок должен придумать образ, который у него ассоциируется с объектом;
  • тренировать структурированное запоминание;
  • следить за своим распорядком дня, придерживаться правильного питания и вести здоровый образ жизни;
  • учить материал последовательно и осознанно;
  • у каждого подростка должно быть обязательно хобби. Кроме ежедневной учебы должны быть занятия, которые будут расслаблять школьника и приносить удовольствие.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% — от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

Как Повысить Уровень Внимания и Всегда Достигать Большего

Как Уснуть Быстро? 22 Действенных Способа Ускорить Засыпание

Самообразование. Начало Нового Пути