Простые упражнения для развития речи детей 2-3х лет

Если речь хорошо развита, малышу и взрослым легче общаться, они быстрее понимают друг друга, отсутствуют неловкие моменты, при которых мама не может понять, что её малыш говорит.

Как развивается речь у детей до лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Упражнения для ребенка лет

Все упражнения для развития речи ребенка 2 лет можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

«Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Читайте также:  Закон об образовании: права родителей в школе

Упражнения для формирования правильного звукопроизношения

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

Методическая разработка на тему: Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- лет. Из опыта работы

Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец.

Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время.

Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется неопределенно долгий срок.

   Предлагаемые нами способы общения с неговорящими детьми, помогут родителям в домашних условиях стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития. Сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Игровое   упражнение   «Поем  гласные  звуки  с длительным плавным движение рук». 

– «А»: широко разводим руки вперед – в стороны;

– «У»: плавное движение обеих рук вперед;

– «О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх;

– «И»: плавное движение обеих рук в стороны;

– «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях;

– «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

Игровое упражнение «Колобок»

Цель: Развитие мелкой, артикуляционной моторик.

   Мама читает сказку (выполняет движения руками и поет гласные звуки А, О, У, И – ребенок повторяет).

Жили-были дед и баба колобок, лежал,Да и ему зайка:«Колобок, колобок, я тебя съем»«Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», – и ему волк: -поднять указательный палец левой руки, правой руки;-соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко;-потряхивая кистью руки, изображающей колобок, выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы в кулачке;

Заключение

Как видите, процесс запуска говорения не такой простой, как может показаться. Он определяется множеством факторов. И не всегда бывает, что все они синхронно срабатывают. В каждом конкретном случае должен разбираться специалист. Но это не значит, что родители не могут вовлекаться. Их задача создать максимально благоприятную среду для запуска и развития речи у детей. Для чего стоит немного разобраться в природе этого процесса и освоить базовые правила общения с малышом. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.

Найти в соцсетях: _nn?igshid=7855adx2e7gf

Советы родителям детей в возрасте 5-лет

Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:

Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека. Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло. Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе

Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание. Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат. Станьте объектом для подражания

У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.

Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps

На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps

Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.

Как развить устную речь у ребенка дома?

Особенности развития речи ребенка зависит от его возраста. Младенец может выражать свое настроение уже на первой неделе жизни, в том числе и вербально. Поэтому важно не упустить этот момент и начать разговаривать с сыном или дочерью с первых дней. Само собой, это не значит, что через полгода ваш малыш сможет цитировать Пушкина, но возникнет накопительный эффект от постоянных занятий.

Есть несколько способов, как быстро развить речь у ребёнка. И все они зависят от того, в каком возрасте сейчас находится малыш.

  • С рождения до 6 месяцев.

У всех мам и пап должна быть хорошая привычка всё время разговаривать с младенцем, комментировать его действия. Например: «Наша Машенька проснулась. Сейчас мы с ней оденемся, покушаем и пойдём гулять». Для остальных людей это выглядит немного странно, но постоянно слушая чужую речь, младенец привыкает к ней и начинает повторять звуки и слова. Главное, чтобы вы говорили слова в правильной интонации, с верным ударением, чётко и ясно. Никаких «сюсюканий» не нужно, иначе малыш будет слышать слова в неправильном виде.

Читайте также:  Проверка нарушений слуха при ЗПР и подозрении на аутизм

Родителям необходимо выучить небольшие стишки и песенки. Напевая их малышу, у последнего разовьётся речь, чувство ритма и слуха. Будет отлично, если проговаривание стишков и пение песен будет происходить во время регулярных процедур: умывание, кормление, одевание, прогулка. Для каждого занятия – своя песня. Впоследствии ребёнок по песне будет понимать, чем он сейчас займётся.

  • С полугода до года.

Если малыш произносит какие-то звуки, то обязательно реагируйте на них словами или фразами. Тогда у вас сформируется некое подобие диалога. Используйте обучающие игры, в которых одновременно развивается речь, мелкая моторика рук и координация движений.

Познакомьте ребёнка с животными. Покажите ему рисунок или картинку, скажите, как зовут зверька, опишите его, а потом издайте звук, который издает животное, и попросите сына или дочь повторить. Например: «Это корова. У нее четыре ноги, рога и хвост. Корова дает молоко и говорит «Мууу!». Обязательно время от времени показывайте ребёнку корову и повторяйте звуки, которые она произносит.

  • С года до 2-х лет.

Начиная с 15 месяцев словарный запас малыша должен перейти из пассивного состояния в активное. То есть крошка должен начать называть вещи, движения, обозначение обстоятельств. В этот момент необходимо продолжать занятия, а не останавливаться на достигнутом.

После года стоит познакомить ребёнка с детскими развивающими книжками, где будут красочные картинки и интересные истории. Читайте их малышу, рассматривайте с ним изображения. Называйте ему предметы, цвета, характеристики. Попробуйте обсудить с ним увиденное и прочитанное. Читайте с разными голосами и интонациями, как того требует сюжет. Этим вы ещё больше заинтересуете сына или дочь. Делайте это не один раз, а регулярно, иначе пользы не будет.

  • С двух до трёх лет.

В этом возрасте речь развивается у малыша по трем направлениям:

  • Запас слов и понятий увеличивается.
  • Ребёнок пытается построить сложные фразы («Кошка ест», «машина едет»).
  • Речь становится более чистой (звук «р» начинает проговариваться, уходят шипящие и свистящие звуки).

В этот период ребёнок начинает узнавать окружающий мир, ему становится всё интересно, он играет в «почемучку». Задача родителей не отнекиваться от него, ссылаясь на множество дел, а набраться терпения и отвечать на каждый вопрос. «Почему солнце светит?», «Почему небо голубое?», «Почему самолёт летает и не падает?» Необходимо отвечать, избегая сложных слов и терминов. Ребёнок должен понимать, что вы ему объясняете.

Что же на самом деле является тревожным звонком и на что необходимо обратить свое внимание родителям малыша?

Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.

Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Тем не менее, многим детям необходим «пусковой толчок» для того, чтобы они начали говорить.

Таким «толчком» может послужить посещение индивидуальных игровых занятий и занятий по развитию речи у логопеда. Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно.

Специалисты нашего центра всегда готовы прийти на помощь вам и вашему ребенку, мы ответим на все волнующие вас вопросы. До встречи на занятиях в Логопед Профи!

Записаться на приём

Печать

Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту

Как известно, развитие каждого ребёнка происходит в своём темпе. Между тем существуют определённые средние нормы становления речи, на которые могут ориентироваться родители:

  1. 3–6 месяцев. Малыш пробует свой артикуляционный аппарат в действии, «играет» со звуками (гуление, гуканье).
  2. 1 год. Появляются первые слова («мама», «папа», «дай» и пр. – обычно до 10 слов).
  3. 2 года. Кроха строит простые фразы из 3–4 слов. Активный словарный запас составляет 150–300 слов.
  4. 3 года. Ребёнок говорит довольно много, распространёнными предложениями (из 4–5 слов), рассказывает стихи наизусть. Активный словарный запас — 400–800 слов.
  5. 4 года. Активный словарный запас — 1300–2000 слов. В речи используются все части речи.
  6. 5 лет. Активный словарный запас достигает 5000 слов, быстро запоминаются новые слова. Связная речь хорошо развита.

Сегодня многие дети начинают говорить значительно позже, чем их ровесники ещё лет 20 назад. Это связано прежде всего с социальными факторами: современные малыши с ранних лет проводят много времени перед телевизором и рано начинают приобщаться к гаджетам, сами взрослые постоянно заняты и не поощряют речевую активность ребёнка. Однако в некоторых случаях значительное отставание от указанных норм может быть связано с довольно серьёзными физиологическими или психическими причинами:

  1. Проблемы во время беременности: гипоксия у плода, перенесённые женщиной инфекции, стрессы, резус-конфликт между матерью и плодом.
  2. Родовые травмы: деформация черепа при родах, обвитие пуповиной и пр.
  3. Врождённые проблемы со слухом у малыша.
  4. Врождённые аномалии строения речевого аппарата.
  5. Тяжёлые инфекционные заболевания, перенесённые в грудном возрасте (менингит, энцефалит, гнойный отит и пр.).
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, педагогическая запущенность. Бывает и другой вариант — гиперопека (когда предугадывается каждое желание ребёнка, так что ему просто незачем говорить), излишнее сюсюканье (малыш не стремится совершенствовать свою речь).
Читайте также:  Время прогулки ребенка чем заняться (ТОП-8 способов)

Недоразвитие речи может быть связано с проблемами во время беременности и родов, например, ребёнок родился обвитый пуповиной

Родители всегда должны быть очень внимательны к своему малышу, чтобы заподозрить возможные отклонения и обратиться к специалисту (неврологу, лору, психологу и пр.). Например, если грудной ребёнок не реагирует на звуки — вероятно, что у него проблемы со слухом. В этом случае он навряд ли начнёт сам разговаривать, ведь он попросту не слышит звуков окружающего мира. Другой вариант: если подросший кроха не откликается на своё имя, обращённые к нему слова, не смотрит взрослому в глаза, предпочитает уединение, у него может быть аутизм. Это расстройство психики, при котором человек избегает социальных контактов с окружающим миром.

Видео: какие проблемы могут негативно влиять на развитие речи, сигналы, которые должны насторожить

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Рекомендации специалистов

Чтобы ребенок начал говорить вовремя, одного примера не достаточно. Здесь нужна комплексная работа. Правильно организовать ее помогут советы специалистов.

  • Начинать речевое развитие никогда не рано. Поэтому разговаривать с крохой можно уже в утробе матери. Специалисты считают, что таким образом можно стимулировать речевое развитие ребенка, приучая к общению.
  • Разговаривать нужно постоянно. Активное речевое окружение – залог своевременного речевого развития. Маленькому ребенку нужно рассказывать обо всем: куда идем, что происходит, что окружает, из чего это сделано, для чего нужно, кто что делает и т. д. При этом важен эмоциональный контакт: нужно улыбаться крохе, смотреть в глаза, петь ему песенки. Можно ходить по дому или улице, целенаправленно показывая новые предметы и рассказывая о них.
  • Чтение должно быть нормой. Книги помогают расширить кругозор, словарный и понятийный запас, развивают воображение и память.
  • Стихи и песенки прекрасно запоминаются благодаря рифмам. Они учат ребенка ритму, темпу речи, интонациям, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат. Когда стих выучен, можно заканчивать его нарочито неправильно, побуждая малыша исправлять взрослого.
  • Помочь ребенку быстрее начать говорить могут постоянные вопросы родителей. Даже на этапе, когда он еще говорит очень плохо. Он будет стараться ответить, подключая эмоции и жесты, а затем сможет отвечать при помощи слов. Малыш научится выражать свои мысли, размышлять, думать, делать выводы.
  • Речевое развитие стимулируется совершенствованием мелкой моторики. На начальном этапе этому могут способствовать простейшие пальчиковые игры-потешки («Ладушки», «Гуси-гуси», «Коза рогатая», «Сорока-ворона»). Двухлетнего ребенка заинтересуют кубики, пирамидки, сортеры, пазлы, мозаики, прищепки, пробки и крышечки, крупы, а также рисование, лепка, аппликации.
  • Не обязательно приобретать готовые пособия. Развивать речь можно с помощью подручных средств. Например, во время готовки ребенок может называть продукты, их цвета, считать их, может показывать овощи и фрукты одного цвета, выбирать те, что больше или меньше. На прогулке можно считать дома, деревья, предметы одного цвета (машины, одежду людей), изучать погоду, время года, растения, насекомых и т. д. При этом большое значение имеет построение диалога, побуждение малыша к ответам, обдумыванию, наблюдению, анализу.
Рекомендации специалистов