Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Основные приемы песочной терапии

Школа рисования для детей использует следующие разработки:

  1. Реализация воображаемого. Песок помогает воплотить различные фантазии, сюжеты книг, сказок и мультиков. Можно воссоздать героев, обстановку, декорации, интерьер. Полет детской фантазии не знает границ.
  2. Осмысление реальности. Дети могут страдать от внутреннего напряжения и переживаний. Родители не всегда догадываются о причинах “плохого” поведения их чада. Игра с песком вскрывает серьезные проблемы. Проработка позволяет гармонизировать внутренний мир ребенка.
  3. Установка позитивных связей. Педагог и обучаемый обмениваются не только информацией, но и чувствами. Дети начинают больше доверять взрослым. Они учатся выстраивать партнерские взаимоотношения.
  4. Абстрактная символика оживает, а дошкольники острее чувствуют происходящую реальность.
  5. Самое главное правило – отсутствие правил. Ничего нельзя предугадать и точно спрогнозировать.

Чем вредны дополнительные занятия

  • Перегруз

Чем больше у ребенка занят день, тем сложнее ему переключаться между занятиями. Хотя говорят, что лучший отдых — смена деятельности, это не всегда так работает. Ребенок отдыхает, когда меняет пассивную деятельность на активную: сначала он играл в футбол, теперь смотрит мультфильм или ходит с экскурсией по музею. Если он в каждом кружке решает сложные интеллектуальные задачи, он неизбежно устанет.

Также к перегрузу приводит большое количество обязательств. Если в каждом кружке ребенок должен добиваться определенных результатов, интерес может угаснуть, а возникнет ощущение, что ему нужно срочно сдать домашку, чтобы не получить двойку. Если занятия будут напоминать школу в ее худших проявлениях, то ребенок бросит их.

  • Занятия без интереса
Читайте также:  Православный календарь имен мальчиков по месяцам

Иногда ребенок начинает ходить на занятия с интересом, а потом у него перестает получаться, или он разбирается в деле и понимает, что это не его. Если ребенок продолжает ходить, он должен видеть пользу. Например: «Я дохожу еще три класса музшколы и лучше буду знать инструмент». Но для детей удовольствие важнее пользы, а сиюминутный результат важнее отсроченного. Если он сейчас не получает удовольствие, то все равно бросит кружок или его результаты сильно ухудшатся.

  • Упор на результат

Если родители и педагоги понимают, что у ребенка есть потенциал, они могут постепенно повышать планку. Иногда это корыстный выбор, иногда его делают в интересах детей. Это приводит к драме одаренного ребенка — уже в юном возрасте он вынужден вкалывать наравне со взрослым. Это может привести к потере интереса, а может даже разрушить отношения между ребенком и родителями.

  • Без учета особенностей и возраста

Что хорошо дошкольнику, например, игры, то плохо младшему школьнику и тем более подростку. И наоборот. Особенности возраста нужно учитывать при выборе количества занятий, их сложности. Также родители должны понимать, что не стоит требовать с дошкольника серьезных результатов, но при этом нужно внимательно наблюдать за прогрессом у младшего школьника и подростка.

Виды песочной анимации

По мере взросления малыша «взрослеют» и возможности песочной арт-терапии.

К основным видам игр с песком с использованием современных песочных столиков фабричного производства относятся:

  1. создание с помощью пульта для переключения цветов на подсвеченной поверхности песочницы «мультфильмов»;
  2. моделирование сюжетов в интерактивной песочнице с набором игровых программ;
  3. рисование цветным песком на специальных планшетах;
  4. спонтанное создание абстрактных композиций из цветного песка;
  5. командное рисование.

Особое значение придается наличию в комплектах для песочной терапии материала разного цвета. Как правило, выбирая тот или иной цвет, маленький пациент сообщает о своем эмоциональном состоянии в процессе игры, а, меняя цвета, стабилизирует его, успокаиваясь и уравновешивая эмоции.

Работая с детьми с ОВЗ, опытные психологи контролируют смену состояний пациента, фиксируя, как в процессе выбора цвета — синего, красного, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого, — ребенок находит выход своим эмоциям, учится владеть ими и переключать психологические состояния, а также свои представления о предметах и изображениях, избавляется от стереотипов и внутренних зажимов.

Упражнения с песком относятся к играм лишь условно: ведь игра должна осуществляться по правилам, песочная же терапия предполагает свободный отход от них с целью максимального раскрытия подсознательных устремлений пациента. Используя сухой, влажный, цветной и тем более кинетический песок, взрослый может увлечь ребенка математическими и логическими изысканиями, помочь ему развить пространственное мышление, провести терапевтический анализ, поспособствовать избавлению от страхов, к примеру, страха перед неизбежной адаптацией в сообществе. И в индивидуальных, и в групповых играх можно использовать дополнительные инструменты: воронки, ситечки, трубочки, мелкие игрушки, природные материалы, кисти и краски.

К песочной арт-терапии для детей дошкольного возраста относятся проективные игры, предполагающие расстановку ролевых фигурок, поиск мелких предметов, создание тайников, художественных отпечатков. Родители могут обозначить примерный сюжет игры — «Семья», «Дом», «Мир», «Магазин», взять за основу хорошо знакомую ребенку сказку.

Если есть возможность вовлечь в игру других детей, подойдут сценарии:

  • «Веселая история» — взрослый раскладывает в песочнице фигурки, рассказывает о них историю, прячет в песок, дети обнаруживают фигурки и, раскладывая их в прежнем порядке, пересказывают сюжет;
  • «Мой город» — создание мира фантазий;
  • «Придумай сказку» — рисование персонажей, связанных друг с другом;
  • «Волшебный круг» — выкладывание на песке панно, к примеру, из бусинок либо пуговиц;
  • «Песочная картина» — создание изображения пальцами, кисточкой, палочкой, сопровождающееся рассказом ребенка о том, что это.

Нельзя не сказать и о целебном воздействии песочной анимации на взрослых, к примеру, для родителей. Песочная терапия в качестве совместного занятия с ребенком особенно показана взрослым, переживающим возрастные либо личностные кризисы, конфликты на работе и в близком окружении, страдающим от натянутости внутрисемейных отношений, подверженным приступам тревожности, паническим атакам, неврозам.

Психологи рекомендуют прибегнуть к песочной арт-терапии родителям, пережившим смерть либо уход одного из членов семьи, а также стремящимся преодолеть внутрисемейный кризис.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.
Возможности метода

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Читайте также:  12 лучших производителей детского питания

Этапы песочной терапии:

1. Работа с песком. На первом этапе работы происходит знакомство ребенка с песком и имеющимися фигурками и статуэтками. Для психолога особенно важно наблюдать за действиями ребенка, обращая внимание на его поведение, действия.

2. Обсуждение. После окончания игры проводится совместное обсуждение хода игры. Для специалиста важно узнать индивидуальное объяснение каждого игрового персонажа. Психолог может интерпретировать значение фигурок и влияние их на жизненные проблемы пациента. В ходе этого этапа психолог должен помочь выявить проблемную ситуацию и подтолкнуть к её решению.

3. Повторная терапия. Выявив поверхностные проблемы клиента необходимо продолжать систематическую работу, позволяющую изучить глубинные переживания. Над проблемой необходимо работать комплексно, взглянув с разных сторон на причины возникновения и пути решения.