Надо говорить «редиска». Как отучить детей материться?

Доброго времени суток, дорогие читатели. В этой статье мы поговорим о том, как отучить ребенка ругаться матом. Вы знаете, какие причины приводят к возникновению такого поведения, и какие ошибки допускают родители, пытаясь побороть эту привычку у своего малыша.

Причины

Самые маленькие могут матюкаться, не осознавая свой поступок. Они повторяют услышанное от других деток в саду или от взрослых

Многих современных родителей интересует вопрос, почему дети ругаются матом. Проблема в том, что такое поведение встречается не только в неблагополучных семьях. Ребенок при достаточно интеллигентном папе и маме может выдать такое лексикон, что «уши завянут» даже у прожженного уголовника.

Причины

Давайте рассмотрим возможные причины в соответствии с особенностями возрастных категорий:

  • малыши от 2 до 5 — летнего возраста попросту копируют услышанные слова, подражают взрослым;
  • детки от 5 до 7 — летнего возраста хотят быть бунтарями, таким поведением они проявляют протест против требования родителей вести себя хорошо и прекрасно осознают, что данные действия являются плохими;
  • малыши от 8 до 12 лет уже вставляют матюки в свою речь обдуманно и уместно, таким образом, они самоутверждаются и пытаются выглядеть постарше, думают, что так можно добиться уважения у своих старших друзей. По этой причине наблюдаются ситуации, когда ребенок ругается матом в школе, при этом дома может быть совершенно культурным;
  • ребята от 12 до 14 лет используют ненормативную лексику для выхода эмоций, подростки таким образом защищаются от угроз внешнего мира, таким способом они могут выражать свое бессилие, обиду или гнев.

Ребенок ругается матом что делать? А надо ли что-то менять?

К сожалению, современное общество стало меньше обращать внимание на лексикон. А ведь все начинается с детства. Приходится удивляться, когда родители слышат, что их ребенок ругается матом, но они уверены, что это явление преходяще.

С другой стороны, есть семьи, в которых сквернословие принято как естественная система общения. Что можно сказать? Христианство считает нецензурную брань грехом, но опыт общения в обществе показывает, что сквернословы из таких семей посещают храмы и не чувствуют за собой греха. Но пусть это останется на их совести. Эта статья не для них.

Нас будет интересовать проблема сквернословия у детей, к чему может привести пристрастие к бранным словам и что с этим делать. И этот материал только для тех, кто хочет избавиться от этой проблемы. А это не так сложно.

Вот основные шаги преодоления этой проблемы:

  • не паниковать, не ругаться, не смеяться, в некоторых случаях, возможно, даже не реагировать.
  • выяснить причину подобного явления.
  • постараться удалить ее!

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.

Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.

«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание. Прием 1

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Читайте также:  Ключевые особенности психологии ребенка дошкольного возраста

Если ребенок ругается при посторонних

Если ребенок произнес матерное слово при посторонних, лучше сделать вид, что вы не заметили этого, а затем наедине поговорить о том, почему вам это неприятно. Важно говорить о себе и своих чувствах.

“Нужно обозначить свои чувства по поводу того, что вы слышите. И потом добавить: “Я прошу тебя при мне таких слов не произносить”. “Почему только при мне?” – спросите вы. Потому что в данный момент вы находитесь рядом с ребенком и вы несете ответственность за те чувства и мысли, которые у вас возникают, когда вы слышите нецензурную речь своего ребенка. И поэтому вы договариваетесь именно о взаимодействии с вами. Все остальные люди, которые могут слышать речь малыша – это их ответственность, как реагировать и как договариваться с ребенком о способах и стилях взаимодействия”, – говорит Ирэна Пахомова, семейный психолог-консультант.

Главное правило – любые воспитательные меры применять наедине с ребенком. Если вы начнете отчитывать его публично, он может почувствовать себя униженным и захочет в следующий раз поставить вас в еще более неудобное положение.

Как задать ребенку верные ориентиры?

Каждый из нас с воспитанием получает определенные ограничения —культурные рамки, которые регулируют наше поведение в обществе. Сегодня есть определенные проблемы с воспитанием детей, так как в обществе нет единой идеологии, нравственные ориентиры оказываются размытыми, в семьях детей воспитывают, кто как умеет… Поэтому в детей надо вкладывать самое лучшее, что накопило человечество, не жалея сил. Ведь если у ребенка есть четкое понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, если есть навык сопереживания другому, то такое правильное воспитание будет отторгать мат как что-то отвратительное, низкое.

Помощью в воспитании настоящего человека станет классическая литература. Чтение произведений, которые заставляют переживать за героев, ощущать все тяготы и лишения, выпавшие на их долю, проживать всю драму их жизни, страдать и плакать вместе с ними, — значительно развивает чувственную сферу ребенка. Великие писатели своими произведениями задают ребенку правильные ориентиры, которые будут служить компасом всю последующую жизнь.

Хорошая литература способна создать самое лучшее окружение для ребенка даже тогда, когда в реальности оно оставляет желать лучшего. Чтение позволяет ввести в окружение ребенка отважных капитанов, храбрых рыцарей, смелых воинов, находчивых изобретателей, добрых волшебников и самых настоящих героев, способных на подвиги.

Но в наше время ребенок не только читает. В эпоху информационных технологий крайне важным становится контроль того, что ребенок делает в интернете. Мультики, фильмы, игры, социальные сети, онлайн общение — все это нуждается в родительской цензуре.

Делать это надо аккуратно, тактично, без нарушения личных границ ребенка, особенно, если это подросток. Излишне прямолинейное, а порой и грубое воздействие обязательно вызовет противостояние со стороны подростка. Только взаимное доверие и теплые отношения с близкими помогут вам точно знать, чем ребенок живет — что он слушает, читает и смотрит в интернете. И исподволь влиять на его выбор.

И, конечно, необходимо общаться с ребенком, в том числе и на тему матерной лексики. Подросшему школьнику уже можно объяснить, что такое мат, какой он может нанести ему вред и почему его лучше не употреблять. Спокойно, без нотаций, доходчиво и аргументированно.

Для того чтобы ребенок вам доверял, прислушивался к вашим словам, делился своими чувствами, проблемами и победами, вы должны понимать его, знать его желания, наблюдать его свойства, видеть его возможности. Такое понимание человеческой психики дает тренинг «Системно-векторная психология». Перемены в общении с детьми в лучшую сторону произошли у многих слушателей, они делятся ими на странице результатов.

Вы не можете изолировать ребенка от мата, но вы можете подать ему руку, помочь шагнуть выше, чтобы опускаться вниз уже не хотелось ему самому.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

  • Системно векторная психология для родителей. Что мы можем дать своим детям?
  • Агрессивное поведение дошкольников, причины
  • Учитель обзывает ребенка: что делать родителям

Просмотров: 554Поделитесь этим с другими:

Как перевоспитать ребёнка?

Нельзя просто так запретить ребёнку материться. Только запрет эффективным в перевоспитании не будет. Даже если маленький поклонник безобразий согласится с запретом, что это будет для видимости. Ребёнок будет пытаться делать то, что ему хочется, в ваше отсутствие.

«А знаете ли вы, что запрет — не лучший способ воспитания? Этот метод побуждает противостоять ребёнка запрещающей стороне и поступать вопреки запрету».

Если родители в повседневной жизни сами используют бранные и обидные слова и выражения, то они могут даже не надеяться, что ребёнок ни разу не повторит их. В такой ситуации возникнет противоречие: им, значит, можно, а мне — нет. Ребёнок обозлится, затаит обиду, а родителям придётся с ещё одной проблемой — поиском взаимопонимания. Если по-настоящему бороться с «крепкими» выражениями, то всей семьёй. Какими средствами — пусть каждая семья решает по-своему. В одних семьях будет эффективной система штрафов, в других — утверждение правил поведения дома, в третьих — собственный хороший пример.

Корректируещие игры, чтобы отучить ребенка употреблять грубые слова и выражения

Игра ПРОЩАЙ, ГРУБОСТЬ!

«У малышей развито образное, магическое мышление, поэтому победить плохие привычки им отлично помогают игры, похожие на ритуалы», — считает психолог. «Увековечьте» вместе с ребенком грубые слова на листке бумаги. И объявите, что вам предстоит попрощаться с ними навсегда. Листок сожгите, пепел положите в пакет и торжественно отнесите на помойку (закопайте в землю). Вариант для дачи: отправьтесь в «экспедицию» в лес. Там найдите уединенную полянку и… поручите малышу прокричать как можно громче все известные ему «запретные» слова. Ребенок сбросит напряжение, а грубые слова «улетят» навсегда. Можно с чистой совестью идти домой.

Читайте также:  Гид по знаку зодиака: все, что тебе нужно знать про Овнов ♈

Игра ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН

Сводите чадо на аквагрим и попросите мастера нарисовать ему на подбородке большой забавный замок. «Враг» не пройдет!

Игра ЯЗЫЧКУ БОЛЬНО

Сшейте из розовой ткани большой Язычок. Расскажите ребенку, что Язычку больно, когда его хозяин ругается. И при каждом грубом слове надрывайте Язычок. Такая наглядная агитация подействует лучше наказаний.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЕРТЫШИ

«Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и сленгом. Обязательно скажите ребенку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании». Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык — он увлечет их и вытеснит сленг. Отличный пример — «ферферский» язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Например: «фер-Софер-Бофер-Ка» — «собака», «фер-Мафер-Шифер-На» — «машина» и т. п. Еще одна находка — «перевертыши» из сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп («попугай»), Анидаг («гадина»)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.

Ребенок матерится в возрасте 2-года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Что делать, если ребенок нецензурно выражается?

Сквернословие

– не самое приятное явление, однако оно весьма распространено среди совершенно разных категорий людей. Родителей пугает, когда подобные слова произносит их ребенок.

Чаще всего подобные «перлы» дети подхватывают в детских садах и школах. И что самое удивительное, запоминаются такие выражения куда лучше полезной информации. Прежде всего, необходимо выяснить причины, по которым ребенок прибегает к сквернословию.

статьи:

Причины детского мата

Как ни банально это прозвучит, но если малышу не хватает внимания, он будет стараться получить всеми средствами, не всегда хорошими. Будь то родители или воспитатели в детском саду – не важно, главное, что их внимание будет приковано к ребенку.

Нецензурные выражения назло родителям. Если родные очень негативно реагируют на малейшие провинности своего чада, это может вызвать обратную реакцию.

Подражание детям из сада (школы). Когда ребенок начинает общаться в коллективе сверстников, он стремится подражать им во всем, чтобы выглядеть более авторитетно.

Желание казаться взрослым. Если окружающие ребенка взрослые или старшие товарищи позволяют себе нецензурно выражаться, то он, естественно, считает подобное поведение признаком зрелости.

Как бороться с детским сквернословием?

Естественно каждый родитель хочет, чтобы речь его ребенка была чистой и красивой. Как этого добиться? Существует огромное количество испытанных способов, но подбирать подходящий вариант необходимо, учитывая возраст.

Если малышу не более четырех лет, то самой правильной реакцией на услышанную брань, будет полное игнорирование. Дело в том, что подобные выражения для него в новинку, и ему попросту интересно, как родители отреагируют на этот словесный эксперимент. Если не обращать внимания, то ребенку быстро надоест «играть» подобными словами.

В период от четырех до пяти лет дети уже понимают, что такое наказание, и боятся его. И если возникает ситуация с употреблением ругательств, то необходимо вначале побеседовать с маленьким нарушителем, рассказать ему, что эти слова плохие, и если он будет продолжать их употреблять, это приведет к недовольству окружающих и наказанию.

Очень важно, чтобы родители выполнили свое обещание в случае нарушения правила. Пусть это будет чисто символическое наказание, но оно обязательно должно быть. В противном случае ваши дети будут знать, что все ваши угрозы – это просто слова.

Читайте также:  Как выбрать безопасные игрушки для ребенка

В период обучения в начальной школе, когда идет активное подражание старшим, полезно будет провести беседу о недопустимости употребления таких выражений.

Что делать, если ребенок нецензурно выражается?

Рассказать о том, что подобная лексика характерна для асоциальных элементов (преступников). И что употребление этих слов может привести к колонии.

Когда сквернословить начинает подросток, с этим бороться гораздо тяжелее. Потому как родительский авторитет в этот период обычно ослабляется, и на первый план выходят сверстники и желание быть среди них «своим».

Необходимо проводить легкие беседы в дружеском тоне, ни в коем случае не критиковать друзей вашего ребенка, иначе это вызовет обратную реакцию.

Постарайтесь объяснить подростку, что использование брани показывает психическую и эмоциональную неустойчивость человека, что порой на чистом литературном языке можно передать гораздо больше эмоций и мыслей.

Существует несколько правил, подходящих для всех возрастов:

  • Искорените бранные выражения из лексикона вашей семьи. Будьте примером для вашего ребенка.
  • Ни в коем случае не сердитесь на него и не ругайте. И никогда не применяйте телесных наказаний! Это приведет к тому, что ваше чадо начнет ругаться матом вам назло.
  • Даже если ваш малыш очень забавно лепечет ругательства, не смейтесь и не улыбайтесь этому. Так как он, заметив такую реакцию, будет стараться «веселить» вас таким образом чаще.
  • Следите за передачами и фильмами, которые смотрит ваш ребенок.
  • Не говорите, что до этих слов нужно дорасти.
  • Учите тщательно анализировать мысли и чувства.

Самым действенным методом профилактики использования детьми нецензурной речи является правильное выстраивание взаимоотношений в семье.

Бранные слова никогда не должны звучать в доме.

Любовь и гармоничные отношения помогут ребенку выстроить правильную картину мира, он не будет нуждаться в доказательстве своего авторитета перед сверстниками, если будет чувствовать уверенность в себе.

Отвлекайте детей полезными занятиям, прививайте любовь к чтению, ведь при помощи правильно подобранных книг можно обогатить свой лексикон и научиться делиться своими мыслями, не используя матерных выражений.

Обращайте внимание на свою речь, прежде чем удивляться неожиданно возникшим ругательствам в устах вашего ребенка.

Интересное видео для читателей:

Дорогие, читатели!

Если данная статья понравилось Вам, поделитесь, пожалуйста, ею с Вашими друзьями. Нажмите на кнопку социальной сети ниже и поделитесь новостью.

Вы очень сильно поможете блогу!

Ребенок ругается матом в школе: что делать?

Мы уже говорили, что после пяти лет ребенок ругается осознанно и, более того, делает это намеренно. То есть, он уже знает, когда и какое слово лучше употребить. В этом возрасте главное – это рубить еще на корню. Дальше начинается школа, друзья и самостоятельная жизнь. Ну, как самостоятельная – вы уже не ходите с ним на прогулке за ручку, он чаще и больше начинает общаться со сверстниками, ходит к ним в гости (или наоборот)

Важно не запустить такое положение, но и не перегнуть палку

Если ребенок ругается матом в школе:

  • Ни в коем случае, не ругайте и не бейте! В этом возрасте ребенок начинает уже формироваться как личность. У него появляются свои друзья, закладываются основы общения и даже положение среди сверстников. Если вы будете ругать, критиковать или, еще хуже, бить своего ребенка, то он просто замкнется в себе. А это не только плохо отразиться на общении с друзьями, но и на учебе. Ведь неуверенный в себе человек сомневается во всем.
  • Возможно, у него появились не очень хорошие, скажем так, товарищи. Тоже весьма распространенная ошибка большинства родителей – запрещать ему с кем-либо дружить или навязывать понравившихся вам друзей. Это отразиться только бунтом и еще большим ругательством. Если он действительно ввязался в плохую компанию, постарайтесь его мягко и ненавязчиво убедить в том, что это не самые лучшие друзья.
  • В таком возрасте уже становятся важными такие аспекты, как значение и положение в обществе. Не стоит рассказывать сказки о Лешем, который забирает плохих мальчиков. А говорить матерные слова – это плохо. Если ребенок 7 лет ругается матом, то он и сам это прекрасно понимает. Здесь важны душевные разговоры. Причем нужно вещи называть своими именами. Давите (только мягко, без напора) на то, кем он станет. Стоит привести наглядные примеры, какие люди на улице чаще ругаются (их искать долго не нужно).
  • Мат часто используют для выражения своего гнева. Можете в своей семье создать такое правило – заменять нецензурные слова приемлемыми и безобидными выражениями. Пусть окружающие и не будут понимать вас в этом случае. Но зато, со своим ребенком только сблизитесь.
  • А еще лучше, научите и дайте понять ребенку, что избавляться от напряжения можно и другим способом. Например, заняться спортом, бегом или просто прогуляться на свежем воздухе.
  • Хоть и мы и говорили, что не нужно уже в таком возрасте рассказывать сказки детям о вреде мата, но одну версию в таком возрасте можно огласить. Говоря матерные слова, мы словно обращаемся к темной стороне жизни и отворачиваемся от своего ангела-хранителя. Поэтому, в жизни будут случаться беды и неурядицы.
  • Если на школьника жалуются учителя, не давите буром на ребенка вместе с ними. В таком возрасте очень важна поддержка и вера родителей. Конечно, на учителей тоже набрасывать не нужно в защиту своего чада. Просто дома попытайтесь выяснить, что случилось. Если ребенок сорвался, постарайтесь выяснить причину. Узнайте, может ли вы чем-то помочь или придумайте совместное решение данной проблемы.
  • И еще один совет – отпускайте потихоньку ребенка от себя. Он должен готовиться к взрослой жизни и становиться самостоятельным. Давайте ему право выбора и голоса в вашей семье, пусть делает ошибки. Поддерживайте всегда свое дитя, но излишне не контролируйте и не указывайте. Особенно, уже в таком возрасте.