Как заставить подростка учиться? Советы психолога

Любая мотивация в отношении учебы, как и постоянная поддержка во всех трудностях, встречаемых на пути образования, является неотъемлемой составляющей формирования психологического комфорта ребенка. Психологи советуют родителями продумать грамотную стратегию поведения с малышом, придерживаться которой необходимо всем членам семьи.

Как мотивировать подростка к учебе : комментария

  1. RitaR в 23:24

    Последний совет очень хороший. Надо попробовать! Второй совет еще лучше. Но как мне кажется его не очень легко выполнить. Надо не только своего ребенка досконально знать, но и кругозор обширный иметь (я например понятия не имею что такое Scratch)

    Ответить

  2. Larissa в 04:03

    Так… Ждем теперь текст о мотивации дошкольников и младших школьников))

    Ответить

  3. Ника в 10:37

    Как я понимаю советы больше для взрослых подростков подходят — 10-11 классы. А что делать с 7-8-классниками?

    Ответить

    1. Виктор в 11:45

      Это как раз для 7-8 классников и есть совет. Мне кажется, стоит еще упомянуть о школьной среде. Я почти год боролся, чтобы сын перестал считать, что если он учится лучше всех в классе и у него нет троек за четверть, то это и есть потолок. Родителям необходимо узнать про успеваемость в классе и если она поголовно плохая, то можно задуматься и о переводе в другой класс или школу пока не поздно. Причем это возможно и есть самый действенный способ, так как будем смотреть правде в глаза — большинство родителей детьми не занимались и не будут заниматься.

      Ответить

      1. Ника в 12:00

        Ну на склад 7-классника не получится устроить)) Про среду вы правильно написали. Но я и с Ириной согласна. Если сам подросток ценность учебы не осознает, то и в самой лучшей школе учиться не будет.

        Ответить

        1. оля в 10:14

          Ну раз НЕ удастся,значит НЕ ОЧЕНЬ-ТО И ХОТЕЛОСЬ! Вот сын соседей подрабатывает автомехаником в свои 13!!!! лет! 60 косарей уже заработал! И НЕ потому что он тупой и его предки отдали,а САМ захотел деньжат накопить на машину,чтобы девчонок катать)) При том,что он отличник(и не по «блату»,когда все учителя уже привыкли к тому что он -самый умный в классе и ставят ему 5 на автомате,а сам по себе много знает и изучает то что ему интересно+часто из-за родителей приходилось менять школы,поэтому К НЕМУ ЕЩЕ учителя НЕ УСПЕЛИ ПРИВЫКНУТЬ И СТАВИТЬ по «блату» оценки!)!Вот так!

          Ответить

Почему ребенок не хочет учиться

Сразу стоит предупредить родителей о том, что одна-две плохие оценки – не повод бить тревогу. Двойка за невыполненное задание не значит, что ребенок не хочет или не может лучше. Возможно, малыш очень сильно устал и просто не нашел в себе силы выполнить домашнее задание.

Существует несколько причин, которые могут стать преградой на пути к получению пятерок в школе:

  • сложные взаимоотношения с одноклассниками или преподавателями (страх, стеснение, неуверенность в себе);
  • чрезмерная опека (если родители всегда помогали делать уроки, то школьник не сможет заниматься тем же в одиночестве);
  • семейные проблемы (ссора между мамой и папой может выбить малыша из колеи);
  • безучастность родителей (отсутствие интереса со стороны близких людей убивает всякое желание учиться на отлично);
  • отсутствие интереса (ребенок просто не понимает, зачем нужна учеба – в этом случае родители должны вызвать интерес к той или иной дисциплине, объяснить важность этого предмета).

Конечно, можно заставить ребенка выполнить домашнее задание, даже если он не хочет прикасаться к учебнику. Но гораздо лучше изначально разобраться в причине подобного отношения, а не пытаться «ломать» детскую психику. Это лишь усугубит ситуацию.

Современные пособия для обучения

Чтобы привить любовь к учебе, родителям необходимо знать о том, какие оригинальные устройства предлагают сегодня производители игрушек. Многие дети предпочитают изучать буквы и учиться читать с помощью интерактивной разговаривающей азбуки. Она оборудована звуковыми кнопками, на которые нужно нажимать, чтобы услышать, как буквы произносятся.

Много информации дети получают из книг. Каждый экземпляр является настоящей сокровищницей знаний, которая прошла проверку временем. Современные книги с невообразимыми иллюстрациями, звуковыми эффектами и объемными картинками привлекают внимание малышей с раннего возраста. Воспитать любовь к знаниям можно с помощью:

  • детских наборов для исследований и опытов – малыш сможет экспериментировать и изучать принцип действия самых различных приборов;
  • обучающих звуковых плакатов – чтение, письмо, изучение географии, математики и других наук проходит в интерактивной форме и сопровождается звуковыми эффектами;
  • детских компьютеров – при помощи двуязычного планшета можно учить ребенка русскому и английскому языку;
  • говорящих книжек и энциклопедий – дети могут не только просматривать яркие изображения, но и слушать увлекательные истории о них, запоминать интересные факты.

Проблема мотивации

Психологи и педагоги утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в школе. Вместе с тем, проблема мотивации остается одной из самых важных проблем современной педагогики. Сложность здесь практического плана, теоретически вопрос мотивации достаточно изучен. Хорошо известно, какой должна быть структура мотивации в том или ином школьном возрасте. Однако теория весьма сильно отличается от практического состояния дел в школах.

К окончанию начальной школы у ребенка должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация, и она должна стать ведущей в общей структуре мотивации к учебе. По данным разных исследований, это происходит только в 60-80% случаев. У 5-10% детей диагностируется внешняя мотивация, в том числе отрицательная. Остальные 15-30% случаев приходятся на другие виды мотивации.

Мотивация к учебе формируется неверно по разным причинам. Одна из них – неграмотность родителей в этом вопросе, недостаточное внимание к нему. Многие считают, что подобные вещи находятся в компетенции школы, а родители могут лишь помочь учителю тем, что «прочитают лекцию» о необходимости хорошо учиться, проверят домашнее задание, накажут за плохую отметку.

Этого недостаточно! Да, у учителя больше опыта, знаний и возможностей для успешной работы с учеником. Но ведь не всякий учитель одинаково хорош, к тому же, как любой человек, он не застрахован от ошибок. Контроль за ребенком, за тем, что происходит в классе – это функция родителей.

Важен еще один момент. По отношению к ребенку родители и учитель должны придерживаться единой линии в требованиях к учебе, к поведению ученика. К примеру, учитель нацелен на «дисциплину любой ценой», требует от детей точного, безусловного выполнения его требований, любит аккуратистов. Родители же прививают ребенку критическое мышление, разрешают сомневаться, даже спорить со старшими, считают, что главное – понять учебный материал, уметь решить задачу, а то, что решение записано неряшливо, не страшно. Учитель может построить работу с классом так, что ребенок искренне заинтересуется предметом, даже захочет заниматься дополнительно. А родители посчитают, что этот предмет не пригодится ребенку в будущем, тратить на него время не стоит. Разный подход семьи и школы – одна из самых распространенных причин отсутствия верной мотивации школьника к учебе.

Итак, родителям необходимо оценить работу учителя, определить, правильно ли действует учитель с точки зрения формирования учебной мотивации, помочь учителю в его работе. В этом случае заставлять ребенка учиться не придется: к окончанию младшей школы у него сформируется стойкая познавательная мотивация. Успех в учебе зависит от нее на 80% (20% приходится на способности).

советов родителям:

1. Полюбите учиться сами

Если вы любите развиваться и решать не легкие задачи, значит, и ваш малыш сможет это полюбить, потому что дети перенимают все навыки от своих родителей. Покупайте новые книги себе, читайте хотя бы 1 книгу в месяц. Старайтесь учиться чему-то новому, пробуйте что-то делать своими руками вместе с ребенком. Расскажите ребенку о своих открытиях, что в них было трудным, а что интересным. Позвольте своим детям понаблюдать за вашими усилиями, когда вы ищите необходимую информацию. Пусть ребенок посмотрит и поймет, какова цель и результат данной деятельности.

2. Исследуйте вместе с ребенком

Дети по природе очень любопытны. Им интересно все, что происходит вокруг, поэтому рассказывайте своим детям, как все устроено в этом мире, для чего придуманы и необходимы данные инструменты или предметы.

Читайте с детьми полезные книги, смотрите научные передачи, если у ребенка возник серьезный вопрос, старайтесь серьезно на него и ответить. Можете ответ посмотреть вместе в интернете или в научной книге.

Удивляйте ребенка. Можете посмотреть в интернете фокусы для детей и показать их дома. Научите ребенка делать простые фокусы, пусть он удивит своих друзей.

3. Читайте вместе со своими детьми

Успеваемость вашего малыша по школьной программе во многом зависит от интереса к учебе и навыков чтения. Для того чтобы ваш ребенок хорошо учился и не делал при письме много ошибок, необходимо детям читать вслух сказки и рассказы.

Попробуйте почитать с ребенком по ролям или по одной странице по очереди. Такое занятие для ребенка станет очень интересным и ему в дальнейшем захочется читать более сложные произведения. Можете записать вашего малыша в библиотеку и каждую неделю читать новые книги.

4. Тренируйте навыки письма

Для начала попробуйте с ребенком написать его имя, но на этом не останавливайтесь. Обводите буквы, подписывайте картинки все это очень интересно и увлекательно. Когда ребенок научится хорошо писать, можно вместе с ним написать письмо бабушке или написать сочинение.

5. Интересуйтесь, что проходит в школе

Проявляйте интерес к школьной жизни ребенка. Обсуждайте с ним домашние задание, то, что было на уроках, и что он нового и интересного узнал для себя. Что осталось непонятным, что было сложным/скучным/неинтересным.

Старайтесь давать развернутые ответы на вопросы детей и не ругать, а поддерживать во всех не простых ситуациях.

6. Организуйте детям место для учебы

Создайте для своих детей уют в комнате. Когда ребенок выполняет домашнюю работу, не включайте телевизор, это может его отвлекать. На его столе должно быть много места и все необходимые инструменты должны быть под рукой. Покупайте красивые тетради, ручки, чтобы малышу нравилось с ними заниматься. Приучите ребенка поддерживать порядок на своем рабочем месте, с вечера собирать все необходимое в школу. Порядок и дисциплинироанность очень важны в жизни школьника.

7. Разнообразьте обучение

школьные учебники довольно сухие и скучные, поэтому детям не нравится их читать. Если есть возможность, покупайте красивые энциклопедии детям. Регулярно ходите в музеи, на выставки, экскурсии, чтобы расширить кругозор ребенка. Поищите в ютубе каналы, где учителя излагают школьный материал более доступно и интересно. Если ребенку не дается какой-то предмет, найдите репетитора по скайпу. Такой вариант обучения очень нравится детям. В общем, ищите разные подходы и материалы, чтобы поддерживать интерес ребенка к учебе. Лучшее вложение это в себя и в своих детей!

Елена,

Метод Искры Даунис (письма от любимого персонажа)

Ребенок просыпается утром, а под подушкой лежит письмо от сказочного персонажа, например, Карлсона. В этом письме Карлсон сообщает ребенку, что у него есть подарок, описывается место, где он лежит. Ребенок действительно в указанном месте находит подарок. На следующий день письмо становится немного длиннее, Карлсон рассказывает интересные истории из своей жизни или пишет о чем-то важном из жизни ребенка. Каждый день письма удлиняются, читать их становится все легче и интереснее. А чтение ассоциируется с удовольствием и радостью.

Здесь мне вспоминается собственный детский опыт. Я не любила читать в детстве, не видела в этом процессе ничего интересного. Но однажды мне подарили книжку-раскраску с веселыми заданиями, которые читать приходилось самостоятельно. Нужно ли говорить, что прочитана она была максимум за два дня?

Нужно ли заставлять ребенка учиться

Мотивировать ребенка к учебе не значит насильно заставлять выполнять требования взрослых. Психологи в своих советах о том, как стимулировать желание малыша получать новые знания, рекомендуют родителям не давить на него, а постараться понять и дать уверенность в том, что его чувства уважают.

Нужно ли заставлять ребенка учиться
Нужно ли заставлять ребенка учиться

Нужно ли заставлять ребенка учиться
Нужно ли заставлять ребенка учиться

Отсутствие необходимости насилия над собственным ребенком, проявляющееся в том, что его заставляют быть прилежным учеником, должно быть обусловлено пониманием родителей обстоятельств современного мира. Некоторые школьные знания не просто не приносят пользы, но и зачастую забываются ученикам с течением времени.

Нужно ли заставлять ребенка учиться
Нужно ли заставлять ребенка учиться

Но знания, обуславливающие понятие грамотности, должны быть заучены каждым учеником, вне зависимости от его желания. Чтобы базовая информация усваивалась легче, преподавателям следует разнообразить образовательную программу, а родителям проявить большое терпение и сопереживание своему ребенку.

Нужно ли заставлять ребенка учиться
Нужно ли заставлять ребенка учиться

Как вернуть интерес ребенка к учебе: Советы психолога

Способы воздействия родителей на подростка зависят от причин, по которым он перестал учиться. Перестройку организма, половое созревание никому отменить ни в силу, однако правильное поведение родителей, тактичное отношение к детям способно смягчить острые углы, облегчить сложный период в жизни формирующийся личности.

Психологи дают следующие советы, как повысить интерес подростка к учебе, в зависимости от ситуаций:

причиной плохой учебы стала неуверенность в себе (в физических или интеллектуальных данных) родителям нужно повысить самооценку тинэйджера. Нужно постоянно говорить ему, какой он хороший, о его положительных чертах характера и достоинствах внешности.

Самооценка повышается, когда личность обретает самоутверждение в обществе. Возможно, у ребенка талант к рисованию, красивый голос, хорошая физическая выносливость – этим достоинствам нужно найти применение, развивать любые таланты. Видя свои успехи в любимой деятельности, тинэйджер почувствует собственную значимость, обретен уверенность в своих силах. Повышение самооценки положительно скажется на учебе, взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

2.С излишней агрессивностью и раздражительностью родителям справиться будет сложнее. Если такие проявления связаны с гормональной перестройкой организма, это закончится через некоторое время. Родителям нужно понять, что наступил возраст, когда с их «малышом» придется разговаривать на равных, уважительно без лишних упреков. При этом, проявление неуважения к себе нужно строго пресекать, ребенок не должен переходить допустимую границу.

способ для родителей заставить подростка учиться – личный пример. Если ученика родители заставляют делать уроки, а сами в это время смотрят телевизор или сидят в интернете, такая несправедливость вызовет в нем возмущение, нежелание учиться.

Когда в доме общая атмосфера расслабленности, ребенку тоже хочется отдохнуть, чем-нибудь развлечься. Поэтому, во время, предназначенное для выполнения домашнего задания, родителям лучше заняться какой-либо полезной деятельностью. Они могут учить иностранный язык, читать книги, осваивать новый кулинарный рецепт, заниматься ремонтом бытовой техники и прочим. Сами того не желая, дети тоже займутся полезным делом, рано или поздно сядут за уроки.

неприязнь к учебе сопровождается подавленностью, апатией, хронической усталостью – родителям нужно позаботиться об отдыхе и полноценном рационе ученика. В современное время школьные программы сложные, темп урока быстрый, поэтому сразу после школы нельзя заставлять учащегося делать домашнее задание. Должно пройти минимум 2,5 часа после занятий, прежде чем ученик возьмется за домашние уроки.

Кроме того, отдых должен быть разнообразным, включая прогулки на свежем воздухе, выезды на природу. Современные дети привыкли часами сидеть за компьютером, школьной партой, телевизором, это очень вредно для растущего организма и негативно сказывается на учебе.

В любом случае, родители не должны давить на детей в подростковом возрасте, насильно заставлять их учиться под страхом наказания. Намного более эффективной окажется правильная мотивация, объяснение подростку, какую роль в судьбе человека играет образование. Доверительные отношения с ребенком станут возможны, если родители будут на его стороне, постараются понять трудности переходного возраста и проявят терпение, участие.

Как помочь ребенку вернуть мотивацию к учебе?

Как поддерживать мотивацию

Правило доброй воли Принуждение к урокам вызовет отвращение и даст отрицательный эффект. Угрозами, шантажом, наказаниями невозможно усилить мотивацию. Спокойный, доверительный разговор о школьных обязанностях, о пользе выполнения заданий принесет больше пользы. Заметили малейшую инициативу к приготовлению уроков — похвалите ребенка.

Учите учиться

Умение находить информацию не возникает само по себе. Научите ребенка пользоваться интернетом, подскажите полезные образовательные ресурсы, вместе ищите ответы на вопросы. Отслеживайте, чем ребенок увлекается. Познавательный интерес не должен вращаться исключительно вокруг школьной программы. Зубрежка без малейшего интереса не дает результата, важно ребенка заинтересовать.

Как помочь ребенку вернуть мотивацию к учебе?

Эффект незаконченного действия

Так называют закон памяти, согласно которому прерванные, незавершенные действия запоминаются лучше законченых. Метод разработал психолог Курт Левин из Америки

Используйте этот способ мотивации без фанатизма. Если ребенок после долгих «раскачиваний» сел-таки за уроки, не прерывайте его через 5 минут.

Смена деятельности – тоже отдых. Позволяйте своему школьнику делать перерыв в занятиях и по собственной инициативе.

Напоминание об уроках можно выгодно «упаковать». Например, ненавязчиво заметить: «Ты сегодня читал рассказ, осталось совсем немного, буквально страничка. Давай узнаем, чем же все закончилось, мне тоже интересно».

Сделать задание более понятным

Бывает, охоту к выполнению задания отбивает страх неуспеха. Или задание в учебнике сформулировано непонятно или кажется слишком объемным. Помогите школьнику, попробуйте переформулировать задание, «перевести» его на понятный ребенку язык.

Как помочь ребенку вернуть мотивацию к учебе?

Если ученика пугает объем, он не знает, с какой стороны подступиться к этой горе знаний – разделите задание на подзадачи. Успешное выполнение работы небольшими частями дает положительный опыт выполнения домашки, ребенок радуется результату, что мотивирует его к дальнейшей учебной деятельности.

Не заставлять делать «через не могу»

Ученику начальной школы трудно планировать день. Наставления «не тяни до последнего, скоро спать, а у тебя уроки не деланы» — не сработают. Ребенок не достаточно хорошо ориентируется во времени и не умеет им правильно распоряжаться.

Задача родителя – помочь ребенку с составлением распорядка дня и его выполнением, чтобы выполнение домашнего задания не затягивалось до полуночи, когда голова уже не «варит».

Повторение изо дня в день негативного опыта, когда родитель нервничает и торопит, так как завтра рано вставать, а у школьника слипаются глаза и хочется поскорее захлопнуть тетрадку – снижают мотивацию к учебе.

Оценки – не главное

Слишком сильная тревога родителей из-за оценок, пятерки любой ценой, наказания за нерадивость в учебе, школа с углубленным изучением английского/математики/литературы с высокой нагрузкой. Давление на ребенка может привести к неврозу, психосоматическим заболеваниям. Отношения с родителями испортятся. В детских воспоминаниях сохранятся корпение над учебниками до глубокой ночи, страх, усталость, недовольные лица родителей. А как же счастливое детство?

Как помочь ребенку вернуть мотивацию к учебе?

Учеба— большой труд, и порой детям сложно обойтись без помощи взрослых. И родительская подмога заключается в том, чтобы найти для школьника его индивидуальный путь к знаниям.

Какой вид спорта подходит вашему ребенку — одиночный, парный или командный?

Что мешает мотивации старших школьников?

  • устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
  • желание самому выбирать для изучения только те предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ;
  • предэкзаменационный стресс, разнообразные страхи; депрессивные состояния;
  • неудовлетворенность формой учебных занятий, некоторые ощущают недостаток творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • негативное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя и родителей;
  • чувство взрослости и ценность отношений;
  • сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
  • недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

«Помощь в профессиональном самоопределении — важнейший инструмент мотивации!»

Читайте также:  Детский массаж: показания, польза и технология