Как работать с "трудными" родителями учеников?

Рубрика: Педагогика

Основные трудности в деятельности воспитателя

При работе с детьми могут возникнуть следующие трудности:

  • Переполненные группы. Наличие большого количества детей затрудняет любую деятельность – и воспитательную, и образовательную. Также воспитателю будет очень сложно следить за порядком в группе, за поведением воспитанников, выявлять и гасить конфликты. Постоянная повышенная нагрузка приводит к сильной физической усталости и стрессовому напряжению нервной системы.
  • У воспитанников в группе могут быть диаметрально противоположные характеры, поэтому справляться с такими детьми будет тяжело. Усложнит ситуацию отсутствие в детском образовательном учреждении штатного психолога.
  • Трудности молодого воспитателя детского сада могут быть связаны с отсутствием личного опыта, если у него нет собственных детей, а также в силу юного возраста специалиста.
  • Фактор возраста также может сыграть отрицательную роль в работе воспитателя, так как молодому человеку будет крайне трудно завоевать авторитет в детском коллективе. В глазах воспитанников очень молодой воспитатель не выглядит взрослым, поэтому на установления авторитета придется потратить намного больше времени и усилий.
  • Работа воспитателя проводится беспрерывно, что может осложнить ситуацию для преподавателя, потому что ему нужно все время наблюдать за детьми и обеспечивать их безопасность и комфорт.
  • В том случае, если кто-то из педагогического состава заболел или отсутствует на рабочем месте по какой-то причине, воспитателю придется взять на себя дополнительную нагрузку.
  • Работать в согласии с современными демократичными методами воспитания зачастую намного сложнее, чем при использовании авторитарного стиля поведения. Это приводит к серьезным проблемам, так как соблазн просто воздействовать на воспитанников своим авторитетом может быть очень велик.
  • Трудности общения воспитателя с детьми могут привести к эмоциональному выгоранию. Это сложное состояние, которое может стать причиной серьезной депрессии. Для некоторых людей развитие такого состояния может означать, что они ошиблись с выбором профессии.
  • При недостаточном уровне профессиональной подготовки и слабой мотивации к саморазвитию могут возникать и трудности воспитателя в педагогической деятельности. Он может не уметь элементарно строить свой рабочий день или применять имеющиеся знания на практике. Чаще всего это случается с молодыми специалистами в начале их профессиональной деятельности. При должном усердии и желании преуспеть в своей профессии с такими сложностями можно успешно справиться и стать отличным педагогом.
  • Трудности воспитателя в работе с родителями могут возникать в различных ситуациях. В детском саду могут находиться дети из разных социальных слоев, а родителями могут быть как излишне самоуверенные люди, так и деклассированные элементы. Общаться с ними может быть чрезвычайно трудно, особенно если родители считают, что они лучше разбираются в педагогике и спорят по поводу методов воспитания и обучения воспитанников в детском саду. Воспитателю необходимо обладать огромным запасом терпения и доброжелательности, чтобы гасить любые конфликты и успешно решать различные вопросы, связанные с контактами с родителями детей.
Основные трудности в деятельности воспитателя

В работе любого воспитателя, особенно молодого специалиста с отсутствием практического опыта, может встречаться множество трудностей, но все они преодолимы. Если воспитатель чувствует свое призвание к работе с детьми, у него всегда есть шанс справиться с любыми сложностями. А педагогический коллектив ДОУ придет на помощь и поможет практическими советами, поддержит морально, окажет необходимую профессиональную поддержку. Старший воспитатель детского образовательного учреждения снабдит воспитателя необходимой методической литературой, пособиями и материалами для проведения занятий.

Читайте также:  Как выбрать игрушку для ребенка – советы родителям

Для воспитателя трудности должны стать вызовом. Если он примет его и постарается преодолеть любые препятствия, ему удастся переломить ситуацию и успешно справиться с ней. В том случае, если с трудностями в работе сталкивается молодой специалист, главным условием успеха является желание совершенствоваться. Нет ни одного человека, чья профессиональная карьера состояла бы только из одних взлетов и не сопровождалась бы сложностями.

Примеры ошибочных мыслей, взглядов, восприятий со стороны учителя по отношению к своей работе:

  • Меня должны уважать и ценить ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников.
  • я как учитель должен быть компетентным и высоко профессиональным в любой сфере педагогической деятельности, иначе я — никудышний работник.
  • ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны быть хорошими, милыми людьми и они обязаны соглашаться со мной по всем вопросам.
  • В моей учительской жизни просто не может и не должно быть "трудных" учеников и "трудных»" родителей. Иначе я — неудачник, неумеха в своей профессии и несчастный человек в целом.
  • ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников должны слушать меня, раскрыв рот, разделять мои мнения, взгляды, суждения, всегда и во всём делая то, что я говорю.

А также:

  • У ВСЕХ родителей моих ВСЕХ учеников должны быть такие же ценности и приоритеты в жизни, как у меня. Ведь я — учитель их детей.
  • Некоторые родители моих учеников — плохие люди и они должны быть за это наказаны. Хороших же родителей надо поощрять.
  • Всё в моей производственной жизни должно протекать ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и каких-либо эксцессов, т.к. я всего этого не хочу. Просто не хочу и всё.
  • Это ужасно, если на работе у меня что-то идёт не так, как я хочу. Это делает меня несчастным человеком, принося мне моральные страдания. Потому что на работе всё должно быть так, как я этого хочу. Просто потому, что я так хочу.
  • Трудности в работе с родителями учеников возникают, потому что они — такие "трудные" люди и не понимают, какими я хочу, чтобы они были. И это — ужасно. Я от этого переживаю и страдаю. А они — дураки — не понимают, что я так не хочу.
  • Я как педагог должен найти подход к любым ученикам и их родителям, а если это не получается, то я — никудышный педагог и несчастный человек.
  • Если родители моих учеников имеют ко мне какие-то претензии, недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это потому, что они хотят помотать мне нервы, выставить меня перед всей школой в дурном свете и подорвать мой учительский авторитет.
  • Как педагог я всегда должен работать с родителями своих учеников идеально. Я должен угождать ВСЕМ родителям и иметь со ВСЕМИ родителями учеников отличные и хорошие отношения.
  • Уж я-то знаю, как надо работать и с учениками, и тем более, с их родителями. У меня — высшее педагогическое образование, и этим всё сказано.
  • Я как человек порядочный должен быть эмоционально вовлечён в свою работу вообще и в работу с родителями учеников, в частности. "Сердце отдаю детям и их родителям!" — таков мой лозунг, мой девиз, моё профессиональное кредо. Если я не переживаю за свою работу, то я — чёрствый, бессердечный человек.
  • Я всегда должен быть идеальным педагогом. Конфликты с родителями учеников — недопустимы. Недовольства родителей — это результат моего непрофессионализма.
  • Я – всегда прав, потому что я — учитель. Я знаю лучше других, что надо детям и как их учить.
Читайте также:  Краткое содержание сказки «Малыш и Карлсон» А. Лингрен

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, обдумать и осознать свои ошибочные мысли, взгляды, восприятия и незамедлительно заменить их на другие — БЕЗОШИБОЧНЫЕ. Я бы даже сказала: БЕСПРОИГРЫШНЫЕ.

Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка.

Как помочь:

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

Задачи коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста

Коммуникативное воспитание дошкольников является многогранным процессом. Следует выделить несколько основных его задач:

  • усвоить нормы и ценности общества, в том числе моральные и нравственные;
  • развить общение и взаимодействие ребенка и его сверстников, взрослых людей;
  • сформировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
  • развить социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
  • сформировать уважение и осознание принадлежности к своей семье, обществу;
  • создать позитивную установку к труду и творчеству;
  • заложить основы безопасного поведения в обществе, быту;
  • подготовить к совместной деятельности со сверстниками.
Читайте также:  Как защитить свое чадо с помощью молитвы?

Основная задача коммуникативного развития дошкольников – побуждение ребенка к общению. Именно оно является основой различных видов деятельности.

Задачи коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста

При формировании коммуникативных навыков в любом возрасте важно выполнение следующих задач:

  • легкая установка контактов и способность их поддерживать;
  • произведение нужного впечатления на оппонента;
  • умение объяснять свою позицию;
  • способность отстаивать свое мнение.