Как правильно составить меню на неделю для ребенка 5 лет?


Рацион современного человека весьма далек от идеала. Переизбыток быстрых углеводов, фаст-фуд и снеки, алкоголь, усилители вкуса и консерванты в сочетании с недостатком злаковых, фруктов и овощей приводят к набору лишнего веса, сбоям в обмене веществ и проблемам с ЖКТ. При этом многие из нас не задумываются над тем, что большинство вредных привычек «родом из детства». И порочные пищевые навыки — не исключение.

Рост и вес новорожденных детей

 

Рост, см

Вес, кг

Окружность головы, см

МАЛЬЧИКИ

низкий

46,1

2,5

31,9

ниже среднего

48,0

2,9

33,2

средний

49,9

3,3

34,5

выше среднего

51,8

3,9

35,7

высокий

53,7

4,4

37,0

ДЕВОЧКИ

низкий

45,4

2,4

31,5

ниже среднего

47,3

2,8

32,7

средний

49,1

3,2

33,9

выше среднего

51,0

3,7

35,1

высокий

52,9

4,2

36,2

См. Как выбрать весы для новорожденного

При рождении средний ребенок имеет рост около 52 см и весит от 3 до 4 кг. У него сравнительно большая для его тела голова и довольно слабые и короткие ручки и ножки.

Рост и вес

По тому, как ребенок растет и набирает вес, врач делает выводы о его развитии и о том, насколько малыш здоров в целом. Каждый месяц малыша измеряют и взвешивают на приеме у врача, чтобы вовремя выявить отклонения (нехватку или избыток роста и веса) и начать принимать меры. Прибавка в весе и росте зависит от типа питания ребенка. На грудном вскармливании показатели будут меньше, чем на искусственном. Также больше прибавляют детки, в рацион которых уже введены каши.

Согласно данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), нормы роста и веса для мальчиков и девочек немного отличаются. Это связано с тем, что мальчики рождаются чуть крупнее девочек.

Нормы ВОЗ роста детей в 5 месяцев

Пол

Нижняя граница нормы, см

Норма, см

Верхняя граница нормы, см

Мальчики

63,8

65,9

68

Девочки

61,8

64

66,3

Нормы ВОЗ веса детей в 5 месяцев

Пол

Нижняя граница нормы, кг

Норма, кг

Верхняя граница нормы, кг

Мальчики

6,7

7,5

8,4

Девочки

6,1

6,9

7,8

В среднем ребенок с 4 до 5 месяцев прибавляет около 700 г веса и около 2 см роста.

Особенности развития девочек в лет

Уже с рождения девочки и мальчики развиваются по-разному. Девятилетний возраст – не исключения. На этом этапе юные леди во всем подражают мамам: помогают на кухне, ухаживают за своими «дочками», участвуют в решении семейных вопросов.

Эмоции для девочек стоят на первом плане. Именно поэтому специалисты рекомендуют обратить внимание на психическое и эмоциональное состояние дочери именно в девятилетнем возрасте. Девочка должна уметь сопереживать, заботиться и помогать близким – именно такие черты должны быть заложены в гармонично развивающимся ребенке.

Хорошая физическая форма важна также, как и для юношей. Стоит уделить внимание закаливанию и физическим нагрузкам. Природа заложила в девушек грацию, гибкость и хороший контроль над собственным телом. Секцию нужно выбирать исходя их этих способностей.

Advertisement

В 9 лет девочки задаются первыми вопросами о сексе. Они уже достаточно сформированы, чтобы понять всю суть щекотливой темы. Поэтому родители не должны избегать подобных вопросов или переводить все в шутку. Разговоры о сексе с ребенком помогут наладить доверительные отношения, девочка будет знать, что в семье ее не высмеют.

Не сравнивайте с соседским

— С чем может быть связано то, что ребёнок не укладывается в сроки по развитию? Что делать родителям, куда обращаться?

— Причин этому две. Во-первых, есть индивидуальные темпы развития, и сроки для навыков достаточно гибкие. Взять, например, навык сидения. Почему-то бытует мнение, что ребенок в шесть месяцев должен сесть. Нет, ребенок должен сесть с шести до восьми месяцев. Пойти не в один год, а с одного года до полутора лет. Вот это нужно учитывать. Неправильно сравнивать своего ребенка с соседским. Только доктор может сказать, укладывается ли развитие ребенка в нормативы. Во-вторых, причина может быть в заболеваниях центральной нервной системы. Иногда к задержке развития приводят заболевания внутренних органов. Если у ребенка есть, например, проблемы с легкими, сердцем, он в силу непереносимости физических нагрузок также будет отставать в развитии.

Читайте также:  Время сна и бодрствования ребенка по месяцам

— В целом, как высчитаете, современные малыши более развитые, чем, скажем, те, которые росли 10-20 лет назад?

Статья по теме «Коронавирус малышей бережет». Педиатр – о недугах новорожденных

— Современные малыши имеют более благоприятные бытовые условия для своего развития, более полноценное питание. Сейчас редко встретишь малыша, которого из-из отсутствия грудного молока кормят манной кашей на коровьем молоке. Дети получают более правильное питание, поэтому нутритивный статус (комплекс клинических, антропометрических и лабораторных показателей, характеризующих количественное соотношение мышечной и жировой массы тела пациента – ред.) у них лучше по сравнению с прошлыми поколениями. Но вот в плане развития социальных, коммуникативных навыков современные дети отстают от прошлых поколений, так как зачастую в семье один ребёнок, за которого все делают. Начиная с возраста, когда он может что-то держать в руках, он пользуется гаджетами. Но пользование планшетом – это не исторически сложившаяся норма для развития нашей нервной системы.

Не сравнивайте с соседским

— Помогают ли так называемые развивающие игрушки?

— Это модный тренд. Ребёнку без разницы, будет ли он играть с купленной в магазине развивающей игрушкой, либо хлопать крышкой по кастрюле. В плане его развития это будет абсолютно равнозначные вещи. Ребенок все повторяет за мамой и папой, осваивается в быту, так и познает мир. Для этого какие-то специальные игрушки не нужны. Если его положить на цветное одеяло, на котором не написано, что оно сделано специально для детей, дать более простые игрушки, эффект будет тем же самым.

— Что можно еще сделать полезное для развития малыша из подручных материалов?

— Можно набить мешочек гречневой крупой и фасолью, порвать бумажку и дать ребенку пошуршать, пришить на подушку разноцветные пуговицы, положить в пластиковую бутылку горох и закрутить ее хорошо – получится интересная погремушка. А можно дать ребёнку переливать водичку из кружечки в кружечку. Важно развивать мелкую моторику, так как это связано с речевыми центрами головного мозга. Соответственно, если есть проблемы с речевым развитием, то ребенку надо более интенсивно заниматься с мелкими предметами. Можно крутить диск от телефона, открывать-закрывать шпингалет.

«Главное – желание стать мамой». Родители и эксперты об усыновлении детей Подробнее

Физическое развитие

За месяц теперь малыш набирает примерно около 500 г. Избыточный вес в таком возрасте – частое явление, но оно умиляет только бабушек. Педиатры предостерегают, что постоянно переедающий ребенок еще больше будет набирать лишних килограмм, что обязательно приведет к снижению иммунитета, нарушению обмена веществ. Такие дети чаще и сложнее болеют простудными заболеваниями, страдают от запоров. Нужно как можно раньше маме научиться корректировать детское питание. В данном случае без советов врача не обойтись. В группе риска – все, кто находится на искусственном вскармливании, они максимально подвержены избыточному весу.

Замечательно, что ваш малыш не сидит на месте, а активно знакомится с новыми местами. Важно убрать с его пути все мелкие предметы, потому, что они легко могут оказаться во рту. Если ребенок не любит ползать, надо заставлять это делать. На развитие ребенка в 9 месяцев очень влияет его способность перемещаться и одновременно рассматривать все вокруг. Подобные навыки ему помогут в будущем делать несколько слаженных движений одновременно. 

В это время любимым занятием становится ходьба. Кроха пытается вставать, при этом опираясь на все, что ему попадается под руки. У него еще не существует представление, какие предметы устойчивые, а какие – нет. Для родителей наступило беспокойное время, когда бдительность нельзя терять ни на минуту. Кроме ходьбы девятимесячный малыш осваивает другое умение – взбираться на лесенки. Это у него получается отлично, но спускаться вниз для него еще физически немыслимо.

Нельзя малышу запрещать осваивать новые «вершины». Намного проще посадить его в манеж, чтобы с ним не случилась беда: не покалечил себя и не разбил что-то в доме. Таким образом, у родителей появятся спокойные минутки, но тем самым они обрекут своего ребенка на значительное отставание в развитии.

Читайте также:  Лечение крапивницы у детей

Универсальная диета для детей

Какая диета должна лежать в основе детского рациона? Гастроэнтерологи убеждены, что наиболее универсальным вариантом, который может использоваться для питания здоровых детей, является стол №5.

Универсальная диета для детей

Эта диета обычно применяется при заболеваниях печени и поджелудочной железы, однако при этом она обеспечивает достаточную калорийность питания и нормальный уровень белков и углеводов. В то же время содержание жиров и соли ограничено.

Универсальная диета для детей

Стол №5 предусматривает дробное питание 5-6 раз в сутки, при этом длительные перерывы между едой не допускаются. Под запретом острые, кислые, консервированные и жареные продукты.

Универсальная диета для детей

При составлении меню можно использовать:

Универсальная диета для детей
  1. Галетное печенье, домашнюю выпечку в ограниченном количестве. Свежий хлеб и слоеные изделия запрещены.
  2. Супы овощные, с добавлением крупы, борщ. Грибной, мясной и рыбный бульоны исключаются.
  3. Говядину, курятину, индейку, а также крольчатину в отварном или запеченном виде. При этом мясо утки и любые субпродукты под запретом. В рационе детей также не должны присутствовать колбасы и мясные консервы как промышленного, так и домашнего производства.
  4. Отварную или запеченную рыбу. Копченую рыбу, рыбу в соленом виде и консервы следует исключить.
  5. Кисломолочные продукты. При этом старайтесь не приобретать йогурты в магазинах, а готовить их в домашних условиях, используя закваску. Разрешены сладкие каши на молоке. При этом ограничьте присутствие в рационе сливок, жирного молока и сыра.
  6. Паровой омлет. Яйца вкрутую и яичница под запретом.
  7. Сырые, отварные и тушеные овощи. В то же время жареные, маринованные и квашеные овощи из рациона исключаем.
  8. Компоты, кисели, соки из свежих фруктов не слишком кислых разновидностей. Выбирать стоит те дары природы, которые распространены в вашей местности.
  9. Зефир, мармелад, нугу. Шоколад из рациона исключаем.
Универсальная диета для детей

Так, например, на завтрак можно подать ребенку творог с фруктами и чай с печеньем. Через два часа предложите малышу печеное яблоко. На обед приготовьте овощной суп, кашу и паровые котлеты. Полдник будет состоять из не слишком крепкого чая с сахаром и печенья. Наконец, ужинать ваш ребенок будет отварным картофелем с запеченной рыбой.

Универсальная диета для детей

Познавательное развитие ребенка в месяцев

9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.

В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами — большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Как взрослому определить появление сензитивных периодов

Сензитивные периоды протекают плавно, они незаметно начинаются и так же незаметно заканчиваются, поэтому определить длительность, точное начало и конец практически невозможно. Но вот на пике их проявления очень яркие: ребёнок необычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет нужные предметы для её организации.

Вот основные признаки наступления пика сензитивного периода.

У ребёнка возникает непреодолимая тяга к какой-то деятельности или предметам. Как когда он везде ищет буквы: обращает внимание на вывески в магазинах, находит заглавные буквы в книгах, задаёт вопросы типа «А это какая буква?», просит назвать каждую букву. Такое внимание показывает нам, что он в сензитивном периоде чтения.

Ребёнок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с огромным энтузиазмом, энергией, усердием. Когда учится вставать, то держится за какой-то предмет в комнате, подтягивается, встаёт, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила заставляет его снова и снова вставать. Таким образом он учится стоять, а затем и ходить. Такое активное движение говорит нам, что начался сензитивный период перемещения — уверенного самостоятельного стояния в пространстве и ходьбы в последующем.

Деятельность очень насыщенная и продолжительная, но она не приводит ребёнка к усталости и апатии. Наоборот, его активность возрастает, он становится всё более и более настойчивым, может заниматься каким-то делом часами. Дети дошкольники очень много рисуют, некоторые создают в год около тысячи рисунков. Причём рисуют они каждый день и подолгу. Таким образом дошкольник неосознанно готовит руку к письму.

Взрослые могут быть недовольны, что ребёнок столько времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занялся чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т. д. Его могут отвести на занятия по подготовке к школе, где предложат писать прописи, что в результате демотивирует по отношению к письму.

Читайте также:  Английский – малышам. С чего начать обучение языку?

Если в момент деятельности ребёнка прерывают или препятствуют его деятельности, то он проявляет крайнее недовольство. Это стресс, когда малыш увлечён и кто-то его позвал или прервал. Он не почувствует удовлетворения от результата своих усилий, поэтому в процессе прерывания может вести себя совершенно неадекватно.

Иногда родители неуважительно относятся к детской деятельности, считая, что она не так важна, как их дела. Неосведомлённый взрослый может полагать, что ребёнок занимается какими-то незначительными вещами и его можно остановить в любой момент.

Например, когда съезжает с горки один раз, другой, третий и родители считают, что они лучше знают, сколько раз достаточно для его развития: «Хватит уже кататься, иди в песочнице поиграй». Другое дело, когда действительно пора уходить — тогда можно заранее предупредить: «Скатись с горки три раза, и мы пойдём домой».

Явные удовольствие и радость, которые появляются у ребёнка после выполнения деятельности. Несмотря на длительное занятие, на которое он может потратить несколько часов, в конце ребёнок абсолютно не испытывает усталости, а сияет от радости. Часто он может принести вам результат своей деятельности — показать рисунок или аппликацию.

Ребёнок в сензитивном периоде очень легко усваивает новые умения, получает знания и навыки. Ни в какой другой отрезок времени это так быстро и легко не произойдёт.

Если ребёнок учится ходить в сензитиве, то он осваивает этот навык очень быстро, за пару месяцев. Сначала он ползает, а затем встаёт, делает шаги с опорой и начинает ходить самостоятельно. Но если ребёнка носили долго на руках или помещали в ходунки, то его мышцы не окрепнут для ходьбы, и это может существенно отодвинуть первые шаги.

После удовлетворения потребности у ребёнка возникает полное равнодушие к тому, что его ещё так недавно привлекало. В период около 2 лет у ребёнка возникает период максимального усилия. Ребёнку постоянно хочется носить перед собой тяжести. Природа предусмотрела этот период для того, чтобы тяжести научили ребёнка балансировать в пространстве во время ходьбы.

Ребёнок хватает предметы, которые взрослым кажутся тяжёлыми, близкими к весу ребёнка, и с радостью и лёгкостью несёт эти предметы. Как только этот период проходит, ребёнок начинает ходить уверено, его тело приобретает в пространстве чёткое вертикальное положение, интерес к переносу тяжестей у ребёнка резко пропадает. И уже если вы предложит ему принести что-то тяжёлое, то он откажется.

Декоративно-прикладная деятельность

Декоративно-прикладная деятельность – это средство эстетического воспитания. Оно формирует художественный вкус, учит видеть и ценить прекрасное, развивает духовность и одухотворенность. 

К 3-4 годам ребенок:

  • Умеет пользовать ножницами, вырезает простые фигуры.
  • Пользуется клеем, приклеивает аппликации.
  • Умеет лепить из пластилина, делает изделия по примеру.
  • Придумывает собственные поделки.
  • Включает фантазию во время творчества.
  • Рисует красками, карандашами, фломастерами.
  • Способен удерживать мелкие предметы, бисер и пуговицы.

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Правильная похвала

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.