Как помочь ребенку 9 лет читать быстро и без ошибок?

Доброго всем дня, дорогие мои! Сегодняшняя статья будет актуальна для тех родителей, которые хотят научить читать своих детей, но не знают, с чего начать и как это делать правильно.

Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:

  1. Малышу будет легче адаптироваться к школе. Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
  2. Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
  3. Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
  4. Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.
Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

У читающего ребёнка адаптация к школе проходит быстрее, ведь он чувствует себя более уверенно

Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:

  1. Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
  2. На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.
Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников

Если к школе малыш умеет очень хорошо читать, ему может быть попросту скучно на уроке

Причины плохой техники чтения

  • Скудный словарный запас. В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает. Конечно, ему будет трудно и читать, и воспринимать такой текст.
  • Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

    Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

    Кроме пополнения словарного запаса, такие упражнения хорошо развивают речь.

  • Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

  • У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.
  • Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

    Причины плохой техники чтения

    Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

    После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов.

    Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

    Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

    Уважать других людей

    Уважение к другим людям начинается с уважения к собственной персоне. Нельзя с рождения принижать ребенка, относиться со снисхождением к его словам, потребностям и желаниям, показывая ему, что он – всего лишь маленький, зависимый от взрослых ребенок. С ранних лет малыш должен чувствовать, что он – такой же полноценный член общества, человек, имеющий право на собственное мнение. Только тогда в ребенке зародится уважение к себе самому, которое перерастет в уважение к другим людям.

    Как закрепить и отработать навык чтения, чтобы ребенок мог читать самостоятельно?

    Далее мы приступили к занятиям по второму пособию. Там можно было не только читать слова, но и научиться соотносить каждую букву с тем или иным звуком. Плюс ко всему было повторение печатных прописей.

    Как закрепить и отработать навык чтения, чтобы ребенок мог читать самостоятельно?

    Посмотрите, как интересно и гармонично составлены задания. Чистоговорки, соответствующие тем или иным буквам, очень помогают в развитии речи ребенка.

    В дополнение ко всему мы из деревянных кубиков с буквами составляли с дочкой разные слова и читали их. Двухлетний сын пока только строит из них то паровозики, то башенки.

    Как закрепить и отработать навык чтения, чтобы ребенок мог читать самостоятельно?

    Кстати, еще можно использовать такое упражнение с кубиками: построить слово, намеренно пропустив в нем какую-то букву, а затем вместе с ребенком правильно «достроить» его. Так у малыша будет развиваться не только навык чтения, но и грамотность.

    После всех этих занятий спустя месяц, у дочери заметный сдвиг в чтении. Теперь она сама берет детские книги и сидит читает их. Интерес к чтению и познанию только растет!

    Как закрепить и отработать навык чтения, чтобы ребенок мог читать самостоятельно?

    А вам помогла моя инструкция научить ребенка читать? Пишите ваши отзывы, с какими сложностями сталкиваетесь. Будем вместе решать ваши задачи! Если статья оказалась для вас полезной, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях. До новых встреч на блоге!

    Не надо запугивать

    Все знают повесть Александра Грина «Алые паруса», но мы не о ней. У Грина есть еще и рассказы и один из них как нельзя лучше иллюстрирует, до чего можно довести ребенка запугиваниями. Не рассказ, а прямо пособие, как делать не надо. Рассказ называется «Гнев отца».

    Вот вам дайджест. Родные тетя и дядя довели маленького мальчика до исступления и вынудили схватиться за револьвер, чтобы защититься от навязанных ими страхов. А здесь короткая версия рассказа, прочтите не пожалеете.

    Признаки готовности ребенка к чтению

    Как научить ребенка читать самостоятельно в домашних условиях? Сложно это или легко – научить ребенка чтению? Если следовать советам психологов и опытных педагогов, научить читать можно без лишнего труда и нервов. И тогда сам процесс превратится в увлекательное занятие. Зато потом, когда малыш освоит чтение, стоит поощрять его желание почитать: покупкой новых красивых интересных книг, семейными беседами о любимых литературных героях, домашними викторинами и играми с подарками и призами для знатоков. Можно придумать различные формы поддержания интереса к чтению, и родители убедятся, что читающий ученик намного успешнее одноклассников, которые читать не любят.   

    Все дети развиваются по-разному. Кто-то не отдает пустышку до трех лет, а кому-то в три-четыре года подавай книжки. Психологи рекомендуют родителям присмотреться к своим чадам, чтобы понять, пришло ли время учиться чтению:

    Признаки готовности ребенка к чтению
    1. В речи не короткие слова, а предложения;
    2. Нет затруднения с пониманием слов, которые есть в лексиконе;
    3. Различает звуки;
    4. Не требуются услуги логопеда;
    5. Знает направления: вправо-влево, вниз-вверх.

    Данными навыками дети овладевают в детском саду, воспитатели большое внимание уделяют всестороннему развитию воспитанников. Если же сын или дочка не посещает дошкольное учреждение, родителям нужно научить таким вещам своих наследников самостоятельно.

    Когда ребенок готов учить слоги?

    Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:

    • кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
    • более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
    • выговаривает букву “р”, или старается это делать;
    • не имеет значительных искажений при произношении.

    Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.

    Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?

    Когда ребенок готов учить слоги?

    Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.

    Читайте также:  5 звезд, которые отказались от приемных детей

    Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.

    Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.

    Уроки с энтузиазмом?

    Что же такое — домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?

    Психологически — это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети — потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело — потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.

    Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) — они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».

    Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15–20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.

    Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени — на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.

    Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 — 5,5.

    Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.

    Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной — а отношения портятся.

    Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.

    Обнадеживает отсутствие оценок в 1 классе. Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.

    При этом нужно очень хвалить, когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.

    Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.

    Как проходит учебный процесс

    Уроки в онлайн-школе начинаются в 10 утра по московскому времени. Мы живем в Калининграде, у нас в это время 9 утра. Это даже удобно — мы успеваем на все занятия в утреннее время. В нашем классе есть ребята с Дальнего Востока — им приходится либо учиться вечером, либо смотреть занятия в записи.

    Если вдруг дети не смогли поприсутствовать на трансляции урока, можно посмотреть запись. В записях есть уроки как из базовой программы, так и дополнительные. Но это отразится в отчете по успеваемости — там указано, смотрел ученик трансляцию или запись.

    Формат урока такой: учитель объясняет тему в отдельном окне справа на экране, а слева — большой блок с презентацией по уроку. Можно переключаться с полноэкранного режима трансляции на экран с презентацией. Ниже окна с трансляцией — интерактивный чат. Там дети здороваются, отвечают на вопросы, иногда хулиганят. За спамом и хулиганством в чате следит модератор. Урок длится стандартные 45 минут.

    Читайте также:  Православный календарь имен мальчиков по месяцам

    Еще у детей есть закрытые от родителей группы во Вконтакте и в Телеграме. Я не знаю, что там происходит, — родителей туда не пускают. Но там тоже есть кураторы, которые тщательно охраняют детские тайны и следят за порядком.

    Когда трансляция урока закончится, в личных кабинетах появится запись, презентация, если она была, и домашнее задание. Иногда задают читать параграфы учебника или дополнительную литературу

    В домашних заданиях помимо тестов есть еще творческие работы. За каждое целиком выполненное задание начисляются очки опыта. Оценок в обычном понимании тут нет

    В личном кабинете сразу видно, сколько заданий сделал ученик и сколько занятий посетил. Я не контролирую, когда и как мои дети делают домашку. Если кто-то что-то пропустил — куратор сообщит в конце недели

    Наша личная инициатива — делать конспекты. Дети или просматривают урок еще раз, или записывают в тетради по памяти важные моменты. Это помогает структурировать большие объемы информации и лучше ее усваивать. Специально пересматривать урок мы их не заставляем. Но если в голове после урока пусто и записать нечего, то, конечно, просим по возможности пересмотреть. Дети говорят, что это удобно, — перед контрольными проще освежать информацию в памяти по конспектам.

    Уроков в онлайн-школе меньше, чем в обычной. В нашей школе не тратится время на физкультуру, ИЗО, музыку и труд — в день бывает не больше четырех занятий по основной программе. Если в день больше двух уроков, предусмотрены перемены по полчаса. Если уроков мало, перемена длится 10 минут. Дополнительные занятия проходят во второй половине дня.

    Во время уроков дети грызут булки, вертятся на стульях или калякают на бумажках — им так проще сосредоточится на теме урока. Никто не шпыняет их за то, что они не сидят ровно и мешают другим детям.

    В конце каждой недели мне на почту приходит отчет от куратора. Вот тут куратор пишет, какие уроки дети посмотрели в трансляции, сколько домашних работ выполнили, сколько баллов за какие задачи получили

    Один из недельных отчетов куратора. Красным выделены уроки, по которым дочь еще не сделала домашние задания. Пока я писала эту статью, наш куратор улучшила отчеты. Теперь в них еще видно, когда было сделано задание и сколько в нем было правильных ответов. По результатам последнего отчета нашли «дырку» в математике и оперативно ее исправляем — разбираем тему и делаем проверочные

    По срочным вопросам куратор пишет мне в Телеграме. Например, мы обнаружили, что английский у детей на нулевом уровне

    Потому нам открыли программу уровня попроще и посоветовали нанять репетитора, чтобы успеть догнать ребят в классе. Сейчас дети дополнительно занимаются с репетиторами по Скайпу

    В итоге на школьные занятия у детей уходит намного меньше времени, чем в обычной школе. При этом мне кажется, что знаний они получают больше — например, только сейчас сын впервые рассказал мне, что было на занятии по русскому. До этого он ненавидел русский все годы учебы. Еще он заявил, что хотел бы стать гляциологом после того, как посмотрел урок географии.

    Гляциолог — специалист, который изучает лед и его разновидности на поверхности земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере

    Мне тоже интересно смотреть лекции, когда меня допускают в комнаты. Недавно из детских лекций узнала историю двенадцатеричной системы счисления и то, что ее использовали эльфы в книгах Толкиена. Программа собрана из самого разного материала, и учителя не связаны жесткими рамками Минобразования, поэтому могут в лекциях спокойно упоминать такие необычные факты.

    Сын просветился на уроке биологии. Делится знаниями со мной

    Домашние занятия по подготовке к диктанту

    Если у школьника проблемы с грамотным письмом, а диктанты, написанные на тройку – это верх совершенства, не спешите наказывать и ругать.

    Это крайность в воспитании, которая не принесет ничего, кроме сопротивления со стороны ученика, и отказа от занятий.

    Не впадайте в другую крайность, заставляя школьника все свободное время проводить за чтением книг и написанием диктантов, не зная как научить писать грамотно.

    Если вы не учитель, лучше наймите хорошего репетитора, который понимает, как правильно сформировать навыки у ребенка и закрепить их, не отбив охоту к процессу обучения.

    Ваша помощь будет уместна только в том случае, если ребенок просит помочь и готов с вами заниматься. Тогда можете проявить усердие, творческую фантазию и скрытый педагогический талант для общего блага.

    Поощрением в обучении с родителями должно быть взаимное доверие и отсутствие скандалов по поводу плохой учебы. Ребенок вам доверяет, позволяя помогать в учебе.

    Значит, вы тоже должны ему доверять. Неуместны будут обвинения в лене и тупости и сравнения с более успешными детьми. Имея цель добиться успеха в жизни и вашу поддержку, школьник будет выкладываться в учебе на все 100%.