Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

Специалисты рассказали, стоит ли заниматься с малышом чтением «с пеленок»

Обсуждение в форуме «Мама и малыш. Саратов»

Воспитание: Как приучить ребенка к порядку.

  • Польза уборки для ребенка Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью 11:47 –
  • НаCLICKай деньги! Как? Очень просто! Зайди на сайт , выбей 100 лайков за 20 секунд на "лайкомере" и получи приз $100! 20:09 – Олег777
  • Я очень серьезно отношусь к порядку! Так что эта статья очень к стати!! 19:50 – Charity25
  • Этапы развития речи

    Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

    • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
    • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
    • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
    • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
    • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
    • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

    Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

    Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

    Когда появляются правила безопасности?

    Учить ребёнка правилам безопасности нужно с 3-4 лет. Дошкольник должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие». Расскажите ребёнку, что только близкие (перечислите, кто именно) могут его трогать, обнимать и гладить. В этом возрасте обучать лучше во время игры, прогулки, читая сказку. Например, покажите какого-нибудь мультяшного преступника и объясните, что в реальной жизни злодеи выглядят совсем как хорошие люди, потому что очень боятся, что их поймают.

    С 6-7 лет дети уже вполне готовы к более серьёзным разговорам о хороших и плохих взрослых и о том, как вести себя в опасных ситуациях.

    С 8-9 лет, как только ребёнок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в Сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными френдами только с разрешения и после предварительного общения хотя бы по телефону родителей друзей).

    С 10-12 лет можно прямо говорить о педофилии и угрозе сексуального насилия. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже если к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись. Поэтому чем раньше дать ребёнку право на агрессивную и громкую реакцию на педофила, тем лучше. В транспорте можно громко крикнуть: «Отойдите от меня немедленно! Помогите, тут извращенец!»

    С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей.

    Зачем задаются домашние задания

    Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

    Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

    Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

    Читайте также:  О ПОЛЬЗЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ

    Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

    Когда нужно делать домашнее задание

    Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга. Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

    Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

    Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

    Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

    Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

    Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

    Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

    Заключение

    Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки, вопрос не простой, но вполне решаемый, если взрослые подойдут к нему творчески и без нервов. Детей не нужно дрессировать, как животных, их нужно учить и развивать. Только так, можно создать у ребёнка мотивацию и желание что-то делать, без помощи взрослых.

    Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

    Удачи и терпения!

    Ваша Татьяна Кемишис

    Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

    Как передать ребенку ответственность?

    Если ребенок вынуждает вас делать работу за него, тренируйте самостоятельность, постепенно увеличивая нагрузку. Сначала делайте задания вместе, постепенно открывая островки самостоятельности. Понял, как решать пример? – Пусть сам запишет ответ. Теперь пусть проверит и переходит к следующему, если все понял.

    Сначала сидите вместе с ребенком, направляйте, отвечайте на вопросы. Постепенно ослабляйте этот контроль. Например, разберите вместе, как делать все задания сразу. Как поймет – пусть делает сам. Занимайтесь своими делами, а ребенок пусть делает домашнее задание, проверяет и отмечает ошибки. Он должен научиться собирать вопросы и приносить на проверку все задание (а не звать вас каждую минуту).

    Постепенно увеличивайте масштаб. Научите ребенка составлять план. Надо прийти к тому, что он будет делать все сам, выписывать вопросы и задавать учителю, а не вам. Если вы правильно прошли этот алгоритм, даже в 1 классе он не будет привлекать родителей к ДЗ. Если вы сами не можете этого реализовать, наймите репетитора, предварительно поставив ему четкую задачу.

    Создание условий для ходьбы

    Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

    • в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
    • босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
    • на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
    • по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
    • с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.
    Читайте также:  Как научить ребенка рисовать: техники и пошаговые мастер-классы

    Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

    Как научить ребенка цветам или каждый художник желает знать

    Ребенок различает цвета, даже еще не зная их названия. Дети до года, начиная с 2-3 месяцев способны реагировать на желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий цвета по мере взросления. Научить ребёнка цветам не так уж сложно если проводить занятия в форме игры. Двухлетний малыш, в идеале, должен различать четыре основных цвета – красный, желтый, синий, зеленый.

    Еще, возможно, не зная их названия, малыш должен уже уметь их дифференцировать. Например, по просьбе сложить домик из кубиков одинакового цвета или из смешанной кучи разноцветных игрушек выбрать игрушки заданного цвета. Когда будете наряжать ёлку в Новый год, спрашивайте какого цвета каждая игрушка. Задача родителей – научить правильно называть и узнавать цвета. Это не менее важно чем научить ребенка пользоваться горшком, и важнее чем научить выговаривать букву «Р».

    Как научить ребенка цветам во время прогулок? Любой ребенок с упоением любит дарить маме букеты. Попросите его преподнести вам букет из красных маков или синих васильков, акцентируя внимание на конкретном цвете. «Этот цветочек – мак и он красного цвета. Какого цвета этот цветочек? Правильно – красного».

    Малыш любит ездить на трамвайчиках и троллейбусах? Сегодня покатайтесь на трамвае красного цвета, а завтра на синем троллейбусе. Заодно повторите временные понятия сегодня-завтра.

    Обучать малыша цветам нужно не навязчиво, типа «сегодня мы будем учить зеленый цвет». Обучение должно проходить в игровой форме и родители должны подключить всю свою фантазию и желание поиграть с ребенком. Чуть позже в игровой форме можно научить ребёнка времени.

    Как научить ребенка цветам во время игр? Развиваете моторику, собирая пирамидки или домики из кубиков? Предложите ребенку собрать пирамидку желтого цвета, а вы будете собирать зеленую, и кто раньше и правильно соберет, получит приз.

    Желательно во время игры не распылять внимание ребенка на все цвета, а уделить внимание какому-нибудь одному. Монотонность игры можно разбавить, добавив пару второстепенных цветов. Например, давай нарисуем домик синего цвета, а окошки у него будут красные. Ещё можно использовать кубики разных цветов.

    Займитесь лепкой. Пусть малыш вылепит, как сможет какую-нибудь фигурку (собачку, червяка, пушку) из пластилина одного цвета, а из пластилина другого цвета налепит еду (конфет), если это живое существо (собачка, червяк) или, если не живое (пушка), ядра для нее. Примените обратный метод обучения. «Собачка какого цвета? Коричневого. А конфеты для собачки? Желтые. Какими конфетами мы угостим собачку? Желтыми».

    Игровых способов обучения много. Здесь все завязано на родительской буйной фантазии. Занимаетесь шитьем? Попросите малыша выбрать для вашей работы пуговицы одинакового цвета, для начала озвучив какого. Затем переспросите у него, закрепляя, какого цвета пуговицы он выбрал для мамы.

    Дали на десерт красное яблочко? Попросите ребенка назвать или показать предметы в комнате такого же цвета. Вместе с малышом смастерите коврик из разноцветных кармашков, которые малыш должен заполнить изображениями разных предметов, цвет которых соответствует цвету кармашка. Например, красный – флажок, цветок; желтый – солнышко, оранжевый – апельсин.

    Ребятня любит мультики и часто наряжается в любимых мультяшных героев, чтобы быть похожими на них. Используйте это для обучения. Когда ребенок закончит работу над «своим образом», попросите найти его среди вашей одежды вещи таких же цветов. Либо собираясь на прогулку, предложите малышу одеть вещи одинакового с вашими вещами цвета.

    Как научить ребенка цветам во время чтения детских книг? Не нужно говорить, что книжки должны быть яркими, красочными, с большими картинками и, конечно же, поучительными, познавательными и развлекательными. Рассматривая картинки, озвучивайте цвета и тут же переспрашивайте у ребенка. «Вот видишь, какая зеленая травка. Так какого цвета травка?». Читая сказку, переспрашивайте, например, какого цвета шапочка у Красной шапочки.

    Как научить ребенка цветам с помощью рисования

    В обучении цветам хорошо работать с красками и фломастерами. Можно снять с фломастеров колпачки и затем попросить малыша найти подходящий к фломастеру колпачок, называя при этом цвет фломастера. Разукрашивание картинок позволит показать ребенку, как из смешивания двух цветов получить третий.

    Периодически проверяйте, в какой степени ребенок усвоил новые знания. Для этого попросите его принести что-нибудь определенного цвета. Например, принеси мне красную чашку. Ребенок может перепутать цвет и принести белую чашку. Сохраняйте спокойствие и хорошее расположение духа. Пусть ребенок ошибся с цветом, зато четко знает, что такое чашка.

    Похвалите малыша за исполнительность и непринужденно исправьте его ошибку. Не нужно его ругать и, тем более, наказывать. Познавание нового материала должно приносить радость. Если ваш малыш с удовольствием подключается к обучающей игре – вы на верном пути.

    Читайте также:  Детские одеяла для новорождённых. Какое выбрать и купить?

    Кто быстрее заговорит – мальчик или девочка

    Как правило, быстрее разговаривать начинают девочки. По разным исследованиям, мальчики полноценно говорят на 4-6 месяцев позднее девочек. Но это не значит, что они отстают в развитии или у них какие-то патологии.

    Существует несколько теорий, которые объясняют подобный феномен:

    • Биохимическая. Многие учёные придерживаются именно этой версии. Согласно ей, у мальчиков ещё в утробе появляется больше гормона тестостерона (показатели превышают показатели девочек в несколько раз). Данный гормон участвует в формировании центральной нервной системы и влияет на развитие речевых функций.
    • Психологически-генетическая. Согласно этой версии, коммуникативные навыки издавна были более необходимы женскому полу. Они использовались в повседневной жизни для общения в племенах и при воспитании потомства. Мужчины были заняты охотой и другими видами деятельности, не предполагающими активного речевого общения. Получается, задержка речевого развития у мальчиков – нечто вроде архаизма.
    • Физиологическая. Согласно исследованиям, у девочек более развита тактильность и мелкая моторика — она благоприятно влияет на развитие речевых центров.

    Говорить о правдивости той или другой теории нельзя, как и полностью отрицать их. Но опыт многих родителей говорит о том, что мальчики действительно начинают говорить немного позднее.

    Хотя, если ребёнок, независимо от пола, говорит позднее сверстников, но во всём остальном развивается нормально, переживать по этому поводу не стоит. Можно просто продолжать заниматься с малышом, пополняя его словарный запас. Нередки случаи, когда дети, накопив достаточное количество слов, начинают вполне связно говорить всего на несколько месяцев позднее своих сверстников, но уже не допуская их ошибок.

    Как делать уроки

    Школьный тайм-менеджмент

    Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.

    Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

    Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

    После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

    Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.

    Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

    1. Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
    2. Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

    Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час; 2 класс — 1 час — 1,5 часа; 3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов); к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.

    но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

    Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

    Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.

    Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

    Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:

    • могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
    • могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
    • спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
    • кухонные таймеры;
    • записанный на телефон звук школьного звонка.

    При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.

    Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.

    Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

    Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

    Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

    Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

    Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.