Как научить ребенка аккуратности, но не перестараться

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

Комната малыша

Как правило, родители заранее готовятся к тому, что в доме появится новый член семьи. Вместе с тем, нужно учитывать некоторые нюансы. Для удобства мамы и малыша в комнате, помимо кроватки, не лишним будет поставить пеленальный столик. Его не обязательно приобретать специально. Под него можно приспособить, например, комод. И за ребеночком удобно ухаживать, и вещи малыша можно сложить. Тут на помощь придут фантазия и изобретательность мамы и папы.

Место для кроватки лучше выбрать подальше от окна, чтобы малыша не простудить, а свет луны и лучи солнца не мешали спать. Если такой возможности нет — позаботьтесь о том, чтобы не было сквозняков и окно занавешивалось плотными шторами.

Квартиру следует содержать в чистоте, регулярно проводить влажную уборку. Стремиться к абсолютной стерильности нет необходимости. У малыша есть собственная иммунная система и постепенно он должен знакомиться с окружающей его микрофлорой.

Помещение, в котором находится ребенок, следует регулярно проветривать. В теплое время года при хорошей погоде форточку можно и не закрывать. Главное условие – отсутствие сквозняков

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.

Обязанности родителей:

  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.
Права и обязанности родителей в школе

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

Права и обязанности родителей в школе

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Читайте также:  Знакомство с родителями: что нужно знать

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

Права и обязанности родителей в школе

На уровне классов родительские комитеты:

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Как правильно реагировать на критику

Родительские запреты условно можно разделить на два вида. Одни напрямую относятся к этикету и общению с окружающими людьми – их должен соблюдать каждый воспитанный человек. Получить замечания из-за несоблюдения подобных запретов абсолютно нормально, даже если они звучат от ребенка. Малыш должен с детства привыкать к тому, что родители такие же люди и бывают неправы, поэтому ругать его за здравую и верно высказанную критику не стоит.

Но есть и другие ограничения, которые связаны с тем, что ребенку в силу возраста не позволено совершать некоторые действия. Именно ко второму типу запретов можно отнести просмотр мультфильмов допоздна, бесконтрольное поедание сладостей, игра в гаджеты по несколько часов подряд. Подобное поведение может нанести существенный вред растущему организму, поэтому контроль родителей в данном случае оправдан.

Но одно дело взрослому знать, что он поступает правильно, а другое убедить в этом ребенка. Когда родитель сталкивается с критикой со стороны детей важно научиться сохранять спокойствие и раз за разом аргументировать свою позицию по данному вопросу. Психологи подтверждают: нормально выраженное мнение даже малыши понимают намного лучше, чем просто «нет» без объяснения причин. Умение наладить диалог со своим чадом позволит легче пережить все кризисные моменты его взросления.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
  • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

    Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

    Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как понять, что у ребенка есть проблема

Родителям трудно заметить снижение зрения у детей. Ребенку не с чем сравнить свое видение окружающей среды и он не жалуется на размытые контуры предметов. Поэтому чаще всего на плохое зрение обращают внимание только в школе, когда ребенок не может разобрать, что написал на доске учитель.

«Есть несколько моментов в поведении ребёнка, которые могут насторожить родителей, — рассказывает офтальмолог детской клиники „Фэнтези“ Виктория Акопян. — Если он стал щуриться и жмуриться при разглядывании предметов вдали, в том числе телевизора. Если низко наклоняет голову при чтении, рисовании, просмотре гаджетов. Также нужно обращать внимание на то, попадает ли ребёнок в линии, когда пишет в тетради, четко ли ставит детали при сборке конструктора. Затруднения в этой сфере могут быть при наличии астигматизма у ребёнка. Еще один сигнал — проблемы с координацией. Родители могут списывать это на неуклюжесть, неаккуратность, но на самом деле у ребёнка может быть проблема со зрением, мешающая нормально двигаться».

Перед обращением к офтальмологу можно проверить зрение в домашних условиях. Особенно если нет возможности сразу обратиться к врачу за консультацией.

«Самый распространённый способ для проверки остроты зрения, — объясняет Виктория Акопян, — с помощью таблицы Сивцева с буквами или таблицы Орловой с картинками для малышей. Таблицы можно распечатать на трех листах А4. Затем встать на расстоянии пяти метров (семь шагов взрослого человека) от таблицы и попробовать прочитать буквы с верхней строчки до нижней каждым глазом. После такой проверки вы получите примерный результат остроты зрения. Но нельзя забывать о разных факторах, которые могут на неё влиять: время суток, настроение, количество зрительной нагрузки перед проверкой, освещение таблицы, яркость печати и тд. В норме нужно прочитать 10 строк, но бывают случаи, когда человек читает 12 — это тоже считается нормой».

Также можно дать рассмотреть с большого расстояния обложку книги с крупными буквами или спросить, что нарисовано на картине на стене. Ребенок с близорукостью не сможет рассказать о мелких деталях и будет с трудом разбирать буквы на обложке.

Как остановиться

Родителям важно понять, что применять физическую силу в воспитании малыша недопустимо. Представьте, если вашего ребёнка ударит посторонний человек, что вы будите чувствовать? А почему же тогда сами родители могут позволить себе поднимать руку на беспомощного малыша? Ребёнок-это не вещь, это не собственность мамы и папы, ребёнок-это личность, которого нужно воспитывать, а не дрессировать. Конечно, бывают ситуации, когда очень сложно сохранить спокойствие и держать свои эмоции под контролем. Необходимо учиться сдерживаться, использовать различные методы. Вот некоторые из них:

  • В момент гнева попробуйте медленно посчитать до 10
  • Возьмите малыша за плечи и, глядя в глаза, скажите строго, что его поведение ужасно. Если малыш спокоен, объясните, в чем он провинился
  • Попробуйте петь песни, если чувствуете, что вот-вот взорветесь
  • Уйдите в другую комнату и постарайтесь успокоиться
  • Направьте свою агрессию, например, на подушку
  • Подумайте, стоит ли проступок малыша физического наказания

Можно ли поощрять?

Делайте это с осторожностью, чтобы кроха не подумал, что за ежедневное наведение чистоты должна быть оплата. Уборка детской комнаты важна для комфорта самого ребенка. В первое время придумайте приятные призы.

  • По окончанию уборки позвольте прийти друзьям посмотреть любимый фильм или поиграть.
  • Приготовьте вкусное блюдо специально для старательного маленького хозяина.
  • Пригласите сына или дочь в кино или на прогулку, на природу, в парк.
  • Устройте чаепитие семьей.
  • Пополните копилку ребенка приемлемой суммой.

Учитывая интересы детей, сделайте что-то приятное лично для них, убедите – каждый труд вознаграждается. Но при этом сохраняйте меру и объясните, что хозяйство требует старания, а дом нуждается в уборке каждый день.

Важно: помогайте ребенку, поддерживайте, проявляйте терпение и не уставайте хвалить. Обнимайте и целуйте, подчеркивайте, как важна для вас помощь сына или дочери.

Как делать замечания чужим детям

Делать ли вообще замечания чужим детям – вопрос непростой и очень спорный. Но есть несколько общих правил. По сути эти правила – о воспитанности и вежливости.

Общее правило № 1

С детьми разбираются родители.

Правило, из которого, как ни старайся быть корректной, есть исключения:

  • чужой ребенок обижает твоего ребенка,
  • чужой ребенок берет без разрешения ваши игрушки,
  • родители чужого ребенка не реагируют либо их не видно – и ты вынуждена вмешаться.

Как?

Общее правило № 2

Мы не воспитываем чужих детей, мы обозначаем границы допустимого в отношении своего ребенка и свое право на свои игрушки, вещи, гаджеты.

Как это выглядит (звучит) на практике.

  • Не «не толкайся», а «я не разрешаю тебе толкать мою девочку», либо «пожалуйста, не толкай мою девочку».
  • Не «не трожь!», а «это наш самокат, я не разрешаю тебе его брать», либо «это наш самокат, прежде чем его взять, попроси, пожалуйста, разрешения у Маши».

Мы не воспитываем чужих детей, мы устанавливаем (контролируем) правила игры.

  • Не «не отбирай у Маши самокат!», а «давайте кататься по очереди, ты прокатился, сейчас Маша проедет круг, потом снова ты».
  • Не «отдай Маше самокат», а «сейчас Машина очередь кататься», и крепко держите самокат.

Общее правило № 3

Мы не даем оценку поведению ребенка, мы просим его не доставлять дискомфорт другим людям (нам).

  • Не «не болтай ногами, это некрасиво» и тем более не «сиди ровно, девочки не должны болтать ногами», а «пожалуйста, осторожнее, ты задеваешь меня ногами».

Если чужой ребенок мешает вам, например, болтает ногами в автобусе и задевает вас – не «не пинайся» или «не болтай ногами», а «пожалуйста, не пинай меня».

Общее правило № 4

Вежливость.

Уверенный, но доброжелательный тон. Мы не ругаем чужого ребенка, мы просим его не мешать нам. Вежливость поможет также не настроить родителей ребенка против себя. И не вызовет резкий протест против вас у самого ребенка.

Дети учатся социальному взаимодействию у взрослых. Уважайте малыша, и он, когда вырастет, будет уважать вас, когда вы состаритесь. Не кричите на чужого ребенка, и он не будет кричать на вашего.

Общее правило № 5

Чего делать нельзя:

  1. Нельзя делать замечания, когда ребенок плачет. Какой бы дискомфорт у вас это ни вызывало, родители разберутся сами. Как бы вам ни казалось, что родители не справляются, родители разберутся сами.

    Только родители знают, почему ребенок плачет, почему ребенок не перестает плакать и что делать, чтобы ребенок перестал плакать.

  2. Фамильярничать с ребенком. »Ты че дерешься», «Ты че ревешь» – это фамильярность.

    И для детей она столь же оскорбительна, как и для взрослых, но ребенок, в силу возраста и субординации, не может вам адекватно ответить и защитить свои границы, которые вы нарушаете формой обращения, резко входя в близкий круг ребенка.

  3. Обсуждать поведение ребенка и его родителей в третьем лице при ребенке и родителях. Это недопустимое нарушение личных границ ребенка и родителей. Понятно, что вы рассержены и вам хочется «отомстить», но воздержитесь, не опускайтесь до базарного уровня.

Общее правило № 6

Обращайтесь к родителям без обвинений, без грубости.

Допустимые формы:

– «Будьте добры, вмешайтесь, ваш малыш расстраивается, что я не даю ему наш самокат».

– «Кажется, в песочнице назревает ссора. Ваш ребенок там есть?»

  • – «Извините, вы не могли бы придержать ножки малыша?»
  • – «Помогите мне, пожалуйста, организовать очередь на горку».
  • И если родители попросили прощения за своего малыша и вмешались в ситуацию, не стоит продолжать разговор.