Как наладить общение с собственным ребенком?

Как научить ребенка говорить? Ведь речь способствует успешному взаимодействию с окружающим миром, так как общение жизненно необходимо каждому человеку, ребенку, в том числе. 

Разговаривайте шепотом

Шепот – достойная альтернатива крикам, угрозам и любым проявлениям родительского негодования. Дети очень чутко чувствуют, когда мама с папой обессилели и над ними можно одержать победу – когда родители кричат на ребенка. Если вы пытаетесь достучаться до упрямой детки и волей-неволей повышаете голос из-за эмоций, ребенок вас не услышит и тем более не послушается ваших советов и просьб. А все потому, что он будет защищаться на подсознательном уровне от ваших криков и направит свою энергию отнюдь не на восприятие информации. Поэтому дети больше реагируют на интонацию в разговоре, а не на его содержание. Воспринимать смысл сказанного они могут только в спокойной и комфортной обстановке.

Разговаривайте шепотом

Одарите своего упрямого шалуна теплым взглядом, наклонитесь к его уху и таинственно шепните подготовленную поучительную фразу. Это потребует от вас огромного самообладания, но зато и результат приятно удивит.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.

Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.

«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».

Будьте всегда готовы выслушать ребенка

Готовность всегда выслушать ребенка это первый шаг к налаживанию дружеских отношений с сыном или дочкой. Проблема заключается в том, что для того, чтобы выполнить данный пункт, родителям приходится, как правило, чем-нибудь жертвовать.

Сегодня темп жизни у многих пап и мам такой, что у них не остается времени на собственных детей. Им постоянно никогда, и, как им кажется, что ребёнок, если и готов поговорить, то делает это всегда не вовремя.

Однако, практика показывает, что, после того как ребёнок сделает две-три попытки к тому, чтобы папа с мамой его выслушали, он таких шагов предпринимать больше не будет. Он будет искать друзей и их советы уже не в лице родителей, а в другом месте.

К примеру, часто наблюдаются ситуации, когда дети начинают разговор, на ночь глядя. Родители уже хотят спать, а именно в это время подросток обычно хочет излить душу.

Возмущаться здесь не надо. Нужно слушать. Многие родители говорят, что самые задушевные разговоры с детьми нередко происходят именно далеко за полночь. Здесь нужно искать пользы не себе, а другому. Ведь родители итак обычно многим жертвует ради своих детей, и время это тот ресурс, который очень нужен от вас вашим детям.

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Читайте также:  Правильный режим дня новорожденного ребенка

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Основные проблемы и трудности в общении с ребенком

Многие родители не замечают очевидных причин в отсутствии контакта со своими детьми. И продолжают общаться на том же уровне, видя проблему в ребенке. Однако проблемы кроются в них самих. Вот наиболее часто встречающиеся причины возникновения трудностей в общении:

  • Вследствие постоянного крика на ребёнка, его эмоциональное состояние становится подавленным. Дети, будучи чувствительными созданиями, испытывают огромный стресс и получают психологическую травму.
  • Для нормального развития психики, ребёнок должен чувствовать себя в безопасности. Однако крик — это угроза безопасности. Возникает страх. И частой реакцией на него становится ступор, замкнутость, непослушание.

Наказание

  • Используя этот способ воспитания, родители рискуют отдалиться от своего ребёнка. Возможно он начнет слушаться и подчиняться, однако это повлияет на его сознание.
  • Воспринимать такие ситуации ребёнок начнет как должное: будет врать, чтобы избежать наказания за свои поступки. Будет бояться, того кто наказывает, т.к. это вызывает страх. Станет безответственным, ведь если получил наказание, значит совесть чиста.
Основные проблемы и трудности в общении с ребенком

Неумение сдерживать слово

  • Пытаясь выполнить любой каприз ребёнка многие дают обещания, которые потом не в состоянии выполнить. Этого делать не стоит, т.к. дети все понимают. И в дальнейшем просто перестают уважать родителей. Не воспринимают их как авторитет.

Сравнение

  • Сравнивая детей с другими, родители вызывают у них чувства стеснительности, сомнения в себе, заниженную самооценку, либо завышенную, если сравнение в его пользу.
  • Происходит разрушение духовной связи между родителями и детьми, ведь последние начинают думать что они «должны» что-то. И в последствии стараются достичь высот, только ради похвалы со стороны взрослых.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
  • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

    Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

    Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как правильно общаться с ребенком: советы психолога

Психолог Анастасия Пономаренко даст нам несколько советов, которые помогут наладить взаимоотношения с ребенком.

О своих взаимоотношениях с детьми люди задумываются, как правило, в преклонном возрасте. Когда вечеринки уже не вызывают бурных эмоций, когда у друзей свои проблемы, и часто видеться не получается. Когда работа уже не обозначается словом «карьера», а упоминается в контексте «не дай Бог, сократят». Когда здоровье начинает напоминать, что вам уже не 25, и нужна помощь на даче. Когда поддержать, утешить, защитить могут, оказывается, только дети. И многие начинают недоумевать, почему дети не торопятся душевно вкладываться. В лучшем случае, они дают энную сумму денег и считают свой сыновий (дочерний) долг выполненным. Печальная картина, не правда ли? Чтобы избежать этого печального зрелища в будущем, нужно постараться заранее не совершать некоторых ошибок.

1. Относитесь с уважением к эмоциям ребенка. То, что вам кажется ерундой и мелочью, для него — крушение мира. Дайте ему понять, что вы всегда его поддержите, поможете советом, если понадобится. И не отмахивайтесь от его проблем. Иначе навсегда утратите его доверие.

2. Советуйтесь. В раннем детстве интересуйтесь, как лучше оборудовать его комнату. Станет постарше — обязательно спросите его мнение про отдых и досуг. Подросток вполне способен подсказать перечень семейных трат. И, по-возможности, прислушивайтесь к его советам. Так ребенок почувствует свою значимость, у него будет развиваться чувство ответственности и самооценка.

3. Старайтесь вместе проводить досуг как можно чаще. Понятно, что в подростковом возрасте ребенку более интересно со сверстниками, но полностью отстраняться от совместной деятельности — большая ошибка, просто вид деятельности должен быть другим. Когда в семье каждый начинает жить своей жизнью, это очень тревожный симптом, именно тогда исчезает доверие.

4. За хорошие дела — хвалите! Не бойтесь, что он «вырастет эгоистом». Если вы признаете несомненные заслуги — не вырастет.

Наш мозг стремится к двум вещам: избежать боли и получить удовольствие. Когда вы хвалите, ребенок испытывает удовольствие, и наверняка захочет испытать его еще раз. Значит, захочет сделать еще раз что-то хорошее, чтобы вы его похвалили. Таким образом, свершение добрых дел войдет в привычку.

[1]

А если поступок неприглядный, выясните, что случилось. Но не унижайте личность. Наоборот, скажите: «Как же такой хороший человек, как ты, мог так поступить»?

5. Спорт обязательно должен присутствовать в жизни ребенка. Это способствует развитию таких качеств, как ответственность, способность достигать целей, управлять эмоциями. Если в раннем детстве ваш ребенок был далек от спорта, то не поздно начать ходить в секцию подростком. Только найдите подходящую мотивацию — в этом возрасте отлично сработает желание подростка быть лучше (красивее, быстрее) сверстников.

Смотрите на каталог спортивных секций

6. Определяться с будущей профессией начинайте заранее, а не в выпускном классе. Здесь, кроме способностей, учитывайте качества личности. И, если ваша слишком эмоциональная дочь решила — таки быть финансистом (где стрессоустойчивость необходима), отправьте ее на тренинг по управлению эмоциями.

7. Одна из главных задач родителей — формирование обогащенной среды, где ребенок будет иметь возможность проявлять свои способности и таланты. Следите за увлечениями своего чада. Если он решил стать востоковедом — отведите его в музей Востока. Заинтересовался химией — купите книжки по химии, набор «Юный химик». Так он быстрее определиться со своими интересами и наклонностями, а значит, будет более подготовлен к выбору профессии. Правильно выбранная профессия — одна из составляющих успеха. А успешные люди, как правило, великодушны.

Никакого рукоприкладства, оскорблений, унижающих личность. Примите, как аксиому. Унижение, пережитое в детстве, человек не прощает никогда.

8. Искренне любите своего ребенка безусловной любовью. Не за то, что он отличник, красавец или лучше всех в классе танцует вальс. А несмотря на то, что он плохо учится, нескладен и неуклюж.

Правда, есть два условия, которые необходимо соблюсти, чтобы эффект от применения данных советов был достигнут. Во-первых, выполнять их нужно комплексно. А во-вторых, не от случая к случаю, а постоянно. То есть, чтобы отношения со взрослыми детьми у вас были хорошими, необходимо постоянно психологически вкладываться. Несмотря на усталость или стресс. Удачи!

Обучение через общение

  • Младенец всегда старается фиксироваться на лице говорящего с ним взрослого, он даже пытается имитировать движения губ; его пальцы незаметно двигаются в такт человеческой речи.
  • В возрасте около 2 месяцев в присутствии взрослого у малыша появляются первые крики радости.
  • Ближе к 4 месяцам ребенок уже знает свое имя и может сам инициировать общение со взрослым. Теперь он понимает, что его вербальные проявления, плач например, имеют последствия: так можно привлечь родителя. Малыш кричит и ждет ответа.
Обучение через общение
Обучение через общение

Гиперактивность у детей школьного возраста

Настоящие проблемы у гиперактивного ребенка могут начаться на уроках. Будучи не в состоянии долго концентрировать внимание, такие дети часто отвлекаются, невнимательно слушают учителя.

Гиперактивный ребенок всегда очень спешит, он выполняет задание, не дочитав его, отвечает на вопрос, не дослушав. При  этом уровень интеллекта у гиперактивных детей часто выше среднего: они быстро генерируют идеи, легко схватывают материал, но и легко его забывают. И, если внеклассное поведение можно выправить должным воспитанием, то именно интеллектуальные монотонные задания гиперактивному ребенку даются тяжело.

Прежде чем делать заключения о неусидчивости и гиперактивности ребенка, родители и учителя должны учесть и другие факторы:

  • возможно, ребенку попросту скучно, так как он умнее сверстников и подаваемый материал для него слишком легок и не интересен;
  • у ребенка могут быть проблемы со слухом или зрением, как результат он не видит записи на доске и плохо слышит учителя, в связи с чем и теряет интерес к происходящему.

Ошибки родителей

Естественно, всем родителям хочется поскорее пообщаться со своей крошкой. Тогда он сможет рассказать о своих нуждах и желаниях.

Становится намного проще всем вокруг. Развивающие игры и занятия, без сомнения принесут свои плоды.

Но не совершайте грубых ошибок, проводя занятия с ребенком:

Ошибки родителей
  1. Часто родители ждут немедленных успехов. Не ждите! Получайте удовольствие от настоящего момента общения. Не требуйте многого и сразу: сначала это могут быть отдельные звуки, затем слоги, после — фразы. Главное — положить начало, чтобы отойти от жестов к звуковому общению.
  2. Сравнение со сверстниками — ваш ребенок индивидуален, забудьте о других детях.
  3. Проводя игры на развитие речи, не затягивайте занятия — ребенок не должен уставать.
  4. Игры и занятия должны соответствовать уровню развития, усложняйте задания постепенно. Сомневаетесь, предложите — он сам проявит интерес, если нет — отложите пока.
  5. Не раздражайтесь и повторяйте малышу одно и тоже несколько миллионов раз, это нормально.
  6. Мама должна принимать активное участие в упражнениях, тем самым максимально заинтересовать. Малютке должно быть интересно заниматься и играть.
  7. Повторяйте материал — но сегодня делайте то, что не делали вчера.
  8. Занимайтесь только в хорошем расположении духа. Не заставляйте ни себя, ни его: пользы это не принесет, лучше отложите на завтра.
  9. При разговоре делайте паузу, дайте возможность ответить. Если малыш молчит, задавайте наводящие вопросы, предоставьте несколько вариантов ответа.
  10. Составьте собственный план развития ребенка, подходящий только для него.
  11. Развитие речи детей раннего возраста требует регулярных занятий, приведенных выше, тогда вы непременно заметите успехи.

Опыт — лучший учитель, поэтому мотивируйте малыша на общение с другими детками, задавайте вопросы, будьте заинтересованы и очень скоро вы услышите ответные реплики.