Как и когда давать воду грудничку по мнению педиатров

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Как ухаживать за новорожденным?

Уход за новорожденным в первый месяц жизни имеет некоторые особенности, связанные с физиологией ребенка. Малыш только появился на свет и начинает адаптироваться к окружающему миру. Его организм постепенно привыкает находиться вне утробы матери и потому иногда выдает странные симптомы.

Кожа у новорожденного совсем не такая же, как у взрослого. Иногда на ней возникают такие явления, как токсическая эритема или милии. Все это не является заболеваниями не требует каких-то особых мер. Но выглядит так, что молодые мамы очень сильно пугаются.

Например, милии удивительно похожи на подростковые угри. Они возникают из-за того, что кожа малыша еще недостаточно зрелая, и происходит закупорка сальных желез. Это не доставляет ребенку никакого беспокойства и полностью проходит к концу первого (максимум – второго) месяца жизни. Но некоторые мамы пытаются убирать милии при помощи очищающих полосок для проблемной кожи. Этого ни в коем случае делать нельзя. Такой «уход» за новорожденным в первый месяц чреват серьезными осложнениями со стороны кожи.

Существуют и другие странные явления. Например, монголоидные пятна, половой криз, физиологическая желтушка или сильное шелушение кожи. Чаще всего, это не опасно проходит без каких-либо манипуляций. Главное – не навредить ребенку. Поэтому, лучше проконсультироваться с врачом или медсестрой. Специалист всегда подскажет, как как ухаживать за новорожденным ребенком.

Не сравнивайте с соседским

— С чем может быть связано то, что ребёнок не укладывается в сроки по развитию? Что делать родителям, куда обращаться?

— Причин этому две. Во-первых, есть индивидуальные темпы развития, и сроки для навыков достаточно гибкие. Взять, например, навык сидения. Почему-то бытует мнение, что ребенок в шесть месяцев должен сесть. Нет, ребенок должен сесть с шести до восьми месяцев. Пойти не в один год, а с одного года до полутора лет. Вот это нужно учитывать. Неправильно сравнивать своего ребенка с соседским. Только доктор может сказать, укладывается ли развитие ребенка в нормативы. Во-вторых, причина может быть в заболеваниях центральной нервной системы. Иногда к задержке развития приводят заболевания внутренних органов. Если у ребенка есть, например, проблемы с легкими, сердцем, он в силу непереносимости физических нагрузок также будет отставать в развитии.

— В целом, как высчитаете, современные малыши более развитые, чем, скажем, те, которые росли 10-20 лет назад?

Статья по теме «Коронавирус малышей бережет». Педиатр – о недугах новорожденных

— Современные малыши имеют более благоприятные бытовые условия для своего развития, более полноценное питание. Сейчас редко встретишь малыша, которого из-из отсутствия грудного молока кормят манной кашей на коровьем молоке. Дети получают более правильное питание, поэтому нутритивный статус (комплекс клинических, антропометрических и лабораторных показателей, характеризующих количественное соотношение мышечной и жировой массы тела пациента – ред.) у них лучше по сравнению с прошлыми поколениями. Но вот в плане развития социальных, коммуникативных навыков современные дети отстают от прошлых поколений, так как зачастую в семье один ребёнок, за которого все делают. Начиная с возраста, когда он может что-то держать в руках, он пользуется гаджетами. Но пользование планшетом – это не исторически сложившаяся норма для развития нашей нервной системы.

Не сравнивайте с соседским

— Помогают ли так называемые развивающие игрушки?

— Это модный тренд. Ребёнку без разницы, будет ли он играть с купленной в магазине развивающей игрушкой, либо хлопать крышкой по кастрюле. В плане его развития это будет абсолютно равнозначные вещи. Ребенок все повторяет за мамой и папой, осваивается в быту, так и познает мир. Для этого какие-то специальные игрушки не нужны. Если его положить на цветное одеяло, на котором не написано, что оно сделано специально для детей, дать более простые игрушки, эффект будет тем же самым.

— Что можно еще сделать полезное для развития малыша из подручных материалов?

— Можно набить мешочек гречневой крупой и фасолью, порвать бумажку и дать ребенку пошуршать, пришить на подушку разноцветные пуговицы, положить в пластиковую бутылку горох и закрутить ее хорошо – получится интересная погремушка. А можно дать ребёнку переливать водичку из кружечки в кружечку. Важно развивать мелкую моторику, так как это связано с речевыми центрами головного мозга. Соответственно, если есть проблемы с речевым развитием, то ребенку надо более интенсивно заниматься с мелкими предметами. Можно крутить диск от телефона, открывать-закрывать шпингалет.

«Главное – желание стать мамой». Родители и эксперты об усыновлении детей Подробнее

Особенности организма трехмесячного ребенка

В 3 месяца у младенца происходят значительные изменения как на физическом, так и на психологическом уровне. Родители должны внимательно оценивать состояние ребенка, обеспечивать комплексный уход и своевременно отмечать какие-либо несоответствующие возрасту проблемы.

Физические нормы в 3 месяца

Для понимания правильности физических изменений у ребенка, нужно отслеживать следующие параметры: рост, вес, окружность головы и окружность груди. Для каждого малыша в три месяца эти показатели могут отличаться, но в среднем, согласно Всемирной организации здравоохранения, они должны соответствовать следующим нормам: – рост: 57-62 см для девочек и 59-64 см для мальчиков; – вес: 5,2-6,6 кг для девочек и 5,7-7,2 кг для мальчиков; – окружность головы: 38-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков; – окружность груди: 37-41 см для девочек и 39-42 см для мальчиков.

Читайте также:  Экспертиза: что должно быть в составе детских зубных паст?

Для трехмесячных малышей нормально прибавление в весе на 700-800 грамм, в росте на три см в течение 4 недель. Окружности головы и груди увеличиваются на 1,5 см. Измерять антропометрические показатели нужно ежемесячно.

Небольшие отклонения от указанных параметров не обязательно означают наличие болезни, но при их обнаружении лучше посетить специалиста, чтобы удостовериться в нормальном и гармоничном росте ребенка. Как можно быстрее стоит проконсультироваться с врачом, если перечисленные показатели значительно отличаются от указанных норм.

Особенности развития нервной системы 3 месячного младенца

Нервная система особенно быстро развивается именно в первые 3 месяца жизни. К этому возрасту ребенок, при отсутствии каких-либо нарушений, умеет следующее: – в положении лежа на животе поднимать и уверенно держать голову; – пытаться перевернуться на живот; – поворачивать голову в стороны; – в положении лежа на животе опираться на руки и локти; – четко фиксировать взгляд на окружающих предметах и людях; – при удерживании в вертикальном положении хорошо опираться на ноги; – мычать некоторые звуки, гулить с различными интонациями и звукосочетаниями; – реагировать на звуки, поворачивать голову к их источнику; – улыбаться.

Важное значение имеют безусловные рефлексы — автоматические движения, осуществляемые в ответ на действие определенных факторов внешней среды. У новорожденного ребенка рефлексов достаточно много, но почти все из них должны угасать к трем месяцам.

Чтобы оценить наличие или отсутствие определенных рефлексов у малыша, нужно знать их проявления и способы проверки. К 3 месяцам не должно быть следующих рефлексов: – хоботковый рефлекс: ребенок вытягивает губы трубочкой при легком постукивании по ним; – поисковый рефлекс: малыш тянется к источнику раздражения, если его пощекотать по щеке; – рефлекс Бабкина: малыш открывает рот при захвате и надавливании на центральную часть ладони.

Сосательный рефлекс сохраняется, а также происходит активное развитие моторики. Дети пытаются схватить ручками подвешенные над кроваткой игрушки, ощупывают разные предметы.

Оценка мышечного тонуса малыша в три месяца

Для новорожденных характерно состояние физиологического гипертонуса сгибательных мышц, то есть руки и ноги малыша разгибаются тяжелее, чем сгибаются. К 3 месяцам тонус выравнивается. Проблемы с напряжением мышц в 3 месячном возрасте — достаточно распространенное явление, поэтому нужно знать критерии нормы. Чтобы проверить мышечный тонус младенца в три месяца, нужно раздеть и положить его на живот на твердую поверхность. Критерии оценки: – ребенок в 3 месяца несколько минут удерживает приподнятой голову и поворачивает ее из стороны в сторону; – руки малыша опираются на предплечья; – грудная клетка слегка приподнята над поверхностью, а живот и таз плотно прижаты к ней; – бедра ребенка слегка разведены, а голени приподняты; – при мысленном проведении линии от затылка до нижней ягодичной складки должна получаться прямая (при наличии нарушений эта линия скашивается в сторону); – при сгибании и разгибании ног ягодичные и подколенные складки должны быть симметричными, при этом сами движения производятся свободно, а таз не отрывается от поверхности. В положении малыша на спине голова должна лежать на центральной линии и без затруднений поворачиваться в разные стороны. Руки ребенок держит свободно, постоянно играется ими, тянет в рот. Правая и левая стороны туловища должны быть симметричны друг другу.

Развитие ребенка в месяца — как грамотно составить режим?

Четкого режима дня у малышей в таком возрасте, как правило, еще нет. Но родителям рекомендуется кормить, купать, укладывать ребенка на сон примерно в одно время. Так малыш будет более спокойным и эмоционально уравновешенным.

Развитие ребенка в месяца — как грамотно составить режим?
  1. Питание. Лучшее питание для ребенка создала сама природа. Бесспорно, это молоко мамы. Режим кормления начинает отличаться от первого месяца. На смену кормлению «по требованию» плавно приходит кормление с интервалами примерно в 2 часа. Для малышей на искусственном вскармливании такой интервал может быть увеличен до 3 часов. Размер порции, которую нужно предложить младенцу, легко рассчитать по такой формуле: 1/6 от массы тела разделить на количество кормлений в сутки.
  2. Водные процедуры. Большинство малышей очень комфортно чувствуют себя в воде и с радостью плещутся в ванночке, вызывая умиления пап и мам. Купание в 2 месяца рекомендуют проводить в вечернее время, за 30 минут до сна. Купать ребенка лучше в специальной ванночке, температура воды в пределах 36-37 °С. Ребенок на втором месяце жизни еще быстро переутомляется, поэтому не стоит проводить водные процедуры дольше 10-15 минут.
  3. Сон. Этот элемент режима дня крайне важен, так как он отвечает за психологическое спокойствие и эмоциональное равновесие младенца. Общая продолжительность сна в сутки – 16-18 часов. В среднем малыши в 2 месяца спят по 3-4 раза в течение дня. Продолжительность сна варьируется от 1,5 до 2 часов. Ночной сон составляет около 10-12 часов. Не стоит беспокоиться, если двухмесячный ребенок просыпается ночью и требует покушать. Это физиологическая норма для крохи на втором месяце жизни.

Плановые осмотры ребенка в месяц

После патронажа, при достижении малышом возраста 1 месяц необходимо прийти на медицинский осмотр грудничка к специалистам. Здоровому ребенку нужно посетить педиатра, невролога, хирурга, ортопеда и окулиста. При наличии патологий список специалистов составляется индивидуально.

Что взять с собой на прием:

  • документы (сертификат о прививках, полис, СНИЛС);
  • памперсы на замену, 2 пеленки, влажные салфетки;
  • игрушки, запасную соску;
  • запасную одежду;
  • записную книжку с вопросами к врачу.

Педиатр

Во время первого визита врач взвесит малыша, измерит рост, проведет осмотр и оценит физическое и нервно-психическое развитие. Врач уточнит у мамы особенности развития ребенка, даст рекомендации по уходу. Необходимо обратить внимание доктора на любые вздрагивания, подергивания и судороги.

Врач измерит окружность головы, груди, произведет осмотр родничков, уточнит прибавку в весе, которая указывает на правильное развитие. Маму попросят рассказать об умениях малыша. К месяцу ребенок может удерживать в поле зрения предметы, следит за игрушкой, немного поворачивая голову, реагирует на голос, кратковременно поднимает голову, улыбается. Если ребенок здоров, его направляют на вторую прививку от гепатита В (первую делают в роддоме).

Читайте также:  Искусство логики: как научиться правильно рассуждать

Невролог

Для оценки нервно-психического и умственного развития необходимо прийти на прием к неврологу в поликлинике. Врач проверяет наличие врожденных рефлексов, оценивает тонус мышц. При повышенном или пониженном тонусе назначают массаж. Врач изучает результаты УЗИ головного мозга, оценивает умения и навыки младенца.

Хирург

Доктор оценивает рефлекторное развитие, осматривает пупок, диагностирует или исключает паховую и пупочную грыжи, проверяет наличие гипо- и гипертонуса мышц. У мальчиков осматривают наружные половые органы, чтобы исключить различные патологии: водянку, гипоспадию, крипторхизм. Врач может обнаружить лимфангиому, гемангиому и поражения сосудов. При необходимости назначают лечебный массаж, дают рекомендации, на какие мышцы обратить внимание.

Ортопед

Специалист оценивает развитие костей и мышц. Врач при осмотре может диагностировать врожденный вывих тазобедренного сустава, косолапость, дисплазию суставов. Ортопед, осматривая ребенка, активно сгибает и разгибает конечности, выполняет множество манипуляций для определения состояния костно-мышечной системы.

Для исключения рисков проводят плановое УЗИ тазобедренного сустава, с результатами которого врач знакомится на приеме и определяет точную картину состояния малыша. Большинство патологий успешно лечатся до 1 года, пока ребенок не начал ходить.

Как воспитывать ребёнка в 10-лет

  • Будьте очень внимательны к мнению ребёнка. В этом возрасте у него практически на всё есть своя точка зрения. Если не научиться уважать его взгляды, то в подростковом возрасте он будет отвечать либо бурным протестом на попытки его «заткнуть», либо замкнётся в себе и перестанет высказывать своё мнение, что не менее опасно.
  • Старайтесь не использовать в общении с ребёнком жёстких фраз, не будьте чрезмерно категоричны. Выражения «Запрещаю тебе», «Ты обязан», «Потому что я так сказала!» и т. п. будут встречены вашим чадом крайне негативно и вызовут лишь сопротивление. Если вы считаете его поведение неподобающим или вам не нравится кто-то из его друзей, скажите об этом спокойно, аргументируйте свою точку зрения (привыкайте это делать постоянно), сообщите о своих чувствах. Обязательно при этом выслушайте своего ребёнка.
  • Не прячьте свои страхи и беспокойство за ребёнка под маской строгости и непреклонности. Открытость и искренность в общении с ним будут способствовать сохранению тёплых доверительных отношений между вами.
  • Обращайте внимание на то, к чему ребёнок проявляет интерес в этом возрасте, чтобы поспособствовать его включенности в ту или иную деятельность. К началу подросткового возраста у вашего чада должно быть одно или несколько полезных увлечений (творческих или спортивных), тогда легче направить его энергию в нужное русло.
  • Всё более важную роль начинает играть ваше умение доверять ребёнку. Демонстрируйте всем своим поведением, что не сомневаетесь в нём, предоставляйте разумную степень самостоятельности и инициативы, обозначайте зону его ответственности. Нельзя запрещать детям хотеть стать взрослыми, но важно показывать, что это не так-то уж легко.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, не сравнивайте с другими. Он должен чувствовать себя любимым и защищённым независимо ни от каких условий.
  • Создавайте условия для доверительных бесед с вашим чадом. Если хотите, чтобы он сам больше общался с вами, не стройте разговор в форме допроса, то есть не используйте сразу много вопросов, предполагающих односложные ответы («да» или «нет»). Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл его день, что нового он узнал, что он думает о каком-либо явлении и т. д. Именно открытые вопросы стимулируют к общению. Помните о том, что перед сном дети более расположены к искренней беседе, и используйте это время для проявления нежности и доброты.
  • Когда разговариваете с ребёнком, всегда поддерживайте зрительный контакт. И не забывайте о важности прикосновений. Поддерживающие объятия помогают чувствовать себя принятым и защищённым.

При воспитании близким и педагогам следует учитывать психологическое состояние подростка и то, что он проходит через период самоопределения и выработки самостоятельности. Также учитываются и переживания, связанные с половым созреванием.

Детей надо поддерживать в начинаниях и проявлении инициативы. Нельзя относиться с иронией или неуважением к личности и внешности. Этот возрастной период прививает множество комплексов при неправильном поведении со стороны родителей.

Близкие не должны давить на подростка и заставлять его принимать их мнение, вне зависимости от своего личного. Сыну или дочери надо иметь возможность высказать свои взгляды и, согласно индивидуальным предпочтениям, выбирать себе одежду и увлечения (если они не опасны).

Литературное чтение

— читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;

— читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);

— определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;

— отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;

— пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;

— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

— объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

Комментарии

Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:

— Это общие требования "под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет". Другое дело — сейчас ребенка такого "среднестатистического" еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны — отсюда "клиповое" мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.

Читайте также:  Недержание кала у детей: что нужно знать родителям.

Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

— Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную "базу", потратить на это минимум год.

Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала "экзамены". Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ — транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.

Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:

— Требования по предмету "Окружающий мир" не просто посильны для первоклассника — они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 — он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу — это условие, вопрос, решение и ответ — запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров — это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры…

Русский язык — различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.

Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.

Литературное чтение — предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма — 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать — главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других — это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти — значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.

Общие советы по допаиванию

Если родители решили допаивать ребенка водой, то следующие несложные рекомендации позволят не нанести вред детскому здоровью:

  1. Давайте только очищенную воду. Лучшим вариантом будет детская бутилированная вода.

  2. Если нет возможности приобретать воду в бутылках, воспользуйтесь специальными фильтрами, очищающими родниковую воду.

  3. Откажитесь от водопроводной воды, даже фильтрованной.

  4. В случае крайней необходимости пользуйтесь кипяченной водой, но не сырой.

  5. При возможности используйте серебряную посуду, которая убивает вредные микробы. Налейте воду для ребенка в серебряную чашку, дайте ей там настояться, поите из серебряной ложки. Можно пользоваться серебряными ионизаторами.

  6. Грудничку воду давайте только из ложечки. Из бутылки пить легче, чем сосать материнскую грудь.

  7. Если грудничок не хочет пить, не настаивайте. Значит ему хватает жидкости из материнского молока.

  8. Давайте воду через 10 минут после кормления или в промежутках между едой.

Следите внимательно за состоянием ребенка. При первых непонятных признаках получите консультацию педиатра.

Профилактика

Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют вакцинировать детей в возрасте 12-15 месяцев и 4-6 лет. Прививки могут практически исключить у ребенка риск развития заболевания. Если вакцинированный ребенок действительно заболевает ветрянкой, что очень редко, инфекция будет протекать менее тяжело.

Некоторые другие стратегии профилактики ветряной оспы у детей включают мытье рук перед едой и после игры, особенно если ребенок играл с другими детьми, избегание людей, инфицированных ветряной оспой.

Научная статья по теме: Инфекционные болезни, перенесенные в детстве, не влияют на продолжительность жизни человека.

Ваша жизнь: смешанные чувства

Некоторым новым мамам может показаться, что эти ранние детские блюзы просто не исчезнут, однако, вы заметите в развитие новорожденного по неделям особенности его плача, и с течением времени вам будет легче справляться с любыми проблемами. Если вы не можете спать (и не только потому, что ваш ребенок вас разбудил), вы едите слишком много или недостаточно, или вы все время чувствуете себя подавленным или беспокойным, возможно, вы испытываете послеродовую депрессию . Считается, что по крайней мере одна из восьми женщин испытывает это, так что вы, конечно, не одиноки.

Поговорите со своим врачом общей практики или медицинским работником, если у вас возникли проблемы с преодолением трудностей

Если вы беспокоитесь о том, как вы справитесь с набором веса  после рождения ребенка, будьте уверены, что еще рано начинать какие-либо тренировки! Регулярные упражнения для мышц тазового дна, вероятно, пока достаточно. Если у вас есть какие-либо сомнения по поводу физических упражнений, вы можете попросить своего врача общей практики на шестинедельном (послеродовом) осмотре .

Ключ к восстановлению вашей формы – это делать все медленно и постепенно. Вам понадобилось девять месяцев, чтобы вырастить ребенка, поэтому дайте себе столько же времени, чтобы вернуть свое тело .