Использование формата сказки для развития речи дошкольников

Жизнь молодой мамы сплошь наполнена ожиданиями — сначала ждешь первой улыбки, потом — когда ребенок сядет, встанет, сделает первый шаг и начнет говорить. Разбираемся, когда малыш должен сказать первое слово, есть ли вообще «нормативы» и стоит ли паниковать, если он долго не говорит.

Чтение для детей: почему это важно и с чего начать

Чтение развивает словарный запас и языковые навыки

А вы в курсе, что в художественной литературе в 50 раз больше редких слов, чем в обычных разговорах взрослых? Повседневное общение обеспечивает детям только базовые навыки коммуникации. Все остальные слова они могут узнать только из книг, потому что в письменной речи используется в десятки раз больше слов, чем в устной. Чтение улучшает словарный запас ребенка и знакомит его с различными типами структуры предложений, стилями письма и способами самовыражения.

Чтение помогает получать сопутствующие знания

Книги пишут на любые мыслимые и немыслимые темы, на самые разные уровни чтения. При чтении подобной литературы ваши дети будут знакомиться с широким кругом тем, событий, проблем и идей. После пары прочитанных книг они углубятся в то, что их заинтересует больше всего. В большинстве случаев они настолько увлекаются содержанием книги, что даже не осознают, что получают знания по какой-то конкретной теме.

Чтение для детей: почему это важно и с чего начать

Чтение поможет понять мир и все что в нем происходит

У детей очень узкое понимание окружающего их мира. Это связано с ограниченным количеством опыта, с которым они сталкиваются, исходя из обстоятельств, в которых они растут и воспитываются. Чтение книг поможет детям расширить кругозор, а также примерить на себя всевозможные обстоятельства, в которых они вряд ли бы оказались. Это помогает правильно оценить в будущем похожие сложные ситуации, а также дает возможность развиваться в более социально-адаптивную личность.

Чтение укрепляет связь между ребенком и родителями

Начиная с младенчества, чтение вслух мамой или папой создает первые крепкие социальные связи с родителями, наравне с кормлением грудью. Когда ваш ребенок подрастет, вы можете продолжать читать вслух или читать одну и ту же книгу отдельно, и обсуждать то, что вам больше всего понравилось. Используйте чтение как возможность вовлечь и пообщаться со своим ребенком, спрашивая его о мыслях и темах, затронутых в книге, или связывая историю с повседневной жизнью.

Читайте также:  Как научить ребенка сидеть самостоятельно: советы и упражнения

Чтение — лучшая интеллектуальная форма развлечений

В нынешнем веке технологии стали популярным развлечением для взрослых и детей. Вместо того чтобы проводить часы перед экраном компьютера или других гаджетов, поощряйте своих детей рассматривать книги как источник развлечений по умолчанию. Можно мотивировать детей к чтению с помощью красочной и качественной полиграфии, или же благодаря лучшим доступным электронным книгам, о которых рассказывал в одном из обзоров.

Чтение ускоряет развитие детского мозга

Чтение для детей: почему это важно и с чего начать

Чтение требует больше умственных способностей и усилий, чем игра за компьютером или просмотр медиаконтента. Когда наши дети читают книги, они используют ту часть своего мозга, которая связана с мультисенсорными интеграциями, связывая слова и визуальное мышление. Юные читатели используют свой мозг, собирая контекстные подсказки в повествовании, чтобы помочь себе понять слова или фразы, которые им еще незнакомы.

Чтение улучшает концентрацию и усидчивость

Чтение книг помогает детям научиться успокаивать свой разум и свое тело, чтобы сосредоточиться на задании в течение определенного периода времени. Устраняя отвлекающие факторы и предоставляя им пространство для чтения и понимания, их внимание и способность к концентрации значительно улучшается со временем.

Польза сказок для детей

Заключается польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

  1. Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.
  2. Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.
  3. Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
  4. Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.
  5. Развивают внимание, учат размышлять.
  6. Учат преодолевать трудности.
  7. Расширяют словарный запас.
  8. Прививают любовь к книгам и чтению.
  9. Помогают адаптироваться к реальной жизни.
  10. Учат навыкам общения.
Польза сказок для детей

Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.

«Все понимает, а сказать ничего не может». Как перевести слова из пассивного словарного запаса в активный

Часто мамы малышей, заждавшиеся появления первого слова или первых фраз, видят, что он отлично понимает обращенную речь, выполняет даже сложные просьбы, но сам при этом предпочитает отмалчиваться. Как быть в этой ситуации?

Прежде всего, нужно убедиться, что обстановка, в которой растет и развивается ребенок, располагает к речевому общению — в ней есть близкий взрослый, который заинтересован в общении с малышом и готов его выслушать, и есть предметы, игрушки, по поводу которых можно высказаться. Проверить, не работает ли в круглосуточном режиме «мама-радио» или «безобидный» телевизор в фоновом режиме. Если эти базовые условия выполнены, можно переходить к использованию специальных приемов активизации речи, например:

  • Прием «Договаривание». Читаете ли вы знакомое стихотворение, инсценируете ли любимую сказку или просто задаете малышу вопрос, на который он знает ответ, выдержите паузу, а после, помогите малышу ответить, если он сам не попытался этого сделать, назвав первый слог или несколько слогов слова.
  • Прием «Скажи…». Ставьте перед малышом речевые задачи (например, «позови папу ужинать», «попрощайся с бабушкой», «поздоровайся с Марусей») и вопросы («Что ты хочешь на завтрак — блинчики или кашу? Какое варенье тебе положить?», «Будем играть с козлятками и волком или почитаем про червячка Лоули?»).
  • Прием «Я тебя не понимаю». Находясь все время рядом с малышом, мама учится понимать его не просто с полуслова, а и вовсе без слов. Достаточно взгляда, указательного жеста или многозначительного «У-у-у», и мама уже достает с полки желаемую игрушку. Естественно, что в таких случаях ребенок не говорит, ведь ему попросту незачем это делать! Конечно, чересчур усердствовать, изображая непонимание, не стоит, но легкое недоумение будет к месту, и его всегда можно дополнить вопросами из предыдущего приема («Ты хочешь, чтобы я купила тебе творожок с вишней или йогурт с яблоком?»).

Виды сказок

В первую очередь, сказки бывают фольклорные, или народные (жанр письменного и устного народного творчества), и литературные (авторские).

Литературные сказки чаще всего имеют одного автора. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, обычно вымышленные. Текст сказок такого рода не изменяется со временем, так как зафиксирован автором в письменном виде.

Фольклорные сказки — это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Именно народной сказке нередко присущ определенный мерный склад — «и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало». Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трех раз — повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Да и героев в сказках тоже часто бывает трое — например, три медведя, три брата, три сестры.

Кроме того, все сказки можно классифицировать по их содержанию и действующим в них лицам. Например, сказки о животных, волшебные сказки и так называемые бытовые сказки (такие истории чаще всего повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех).

Читайте также:  Ноты Ми, Фа и Соль. Первые упражнения.

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
  • Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
  • Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
  • Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
  • Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.

Сочинение сказочных историй

В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий.

Когда ребенку предлагают сочинить историю он использует для этого прошлый опыт, это говорит о том что уровень воображения находится на первом или втором уровне. Как не печально, но только некоторые ребята имеют свое внутреннее виденье, используя которое прекрасно справляются с заданием сочинить историю.

Ребенок с хорошим развитым воображением обладает отличной речью, оригинальными идеями воплощая их в сказки. Чтобы хорошо сочинять необходимо иметь связную речь, то есть уметь вести монолог.

В свою очередь, чтобы вести монолог необходимо иметь накопленный опыт из жизни и литературы. Также должны быть сформированы аналитические навыки и умение заранее продумать свой рассказ.

Обучаясь сочинению важно выбрать сюжет, который будет побуждать придумать свою историю . Составление истории должно быть четким и понятным, необходимо включать простейшие описания.

Сюжет нужно выбрать опираясь на уровень развития речи и опыт ребенка, очень важно затронуть нравственный аспект и эстетическое восприятие. Помогайте ребенку в процессе сочинения, ведите ребенка по истории, задавая вопросы, это поможет придерживаться темы и логического хода истории.