Искусство логики: как научиться правильно рассуждать

Дошкольный возраст — время, когда у детей происходит активное развитие мышления и постепенное формирование навыков, полезных для дальнейшей жизни. Мышление — сложный психический процесс, предназначенный для решения поставленных задач. В последнее время возрастает актуальность раннего развития детей, поэтому родителям стоит не только водить ребенка в садик и развлекать его, но и постоянно обучать дома.

Средства для развития логического мышления детей

Игрушки для логического мышления

Учитывая то, что именно игра является ведущей формой деятельности ребенка, можно трансформировать ее таким образом, что посредством игр будет закладываться способность выстраивать логические цепочки, начнут интенсивно тренироваться личностные качества. Итак, логику развивают эти игрушки:

  • цветные или деревянные кубики, с ними можно играть бесконечно, строя башни и дома, изучая формы и цвета, развивая моторику;
  • игрушки-сортеры — дают ребенку понимание больших и маленьких предметов, знакомят со свойствами и сопоставимостью геометрических фигур (сортеры изготавливаются в виде домика, кубика с отверстиями и набором фигурок);
  • игрушки-шнуровки — бывают разных форм, размеров и сложности, развивают мелкую моторику детских рук, помогают укрепить логические связи;
  • детский конструктор — отличный тренажер для логики, он обеспечивает всестороннее развитие интеллектуальной сферы;
  • головоломки — помогают разнообразить процесс обучения, заинтересовать ребенка;
  • лабиринты — превосходный инструмент для улучшения логического мышления;
  • пазлы по возрасту — помогают освоению логических понятий части и целого.

Кроме игрушек, не забывайте приобретать детям книги по возрасту и интересные раскраски.

Бытовые методы развития логики у детей

Успеха достигают те родители, которые применяют хитрые обучающие приемы непрерывно, даже в простых повседневных делах. Приведем примеры такого воздействия на интеллект ребенка:

  • находясь в магазине, можно выбирать товары вместе, интересоваться у ребенка что стоит дороже, что дешевле, задавая вопросы и подталкивая его к рассуждению о том, почему небольшая по размеру продукция может быть дорогой, а крупногабаритная дешевой, в чем разница между товаром в закрытой упаковке и весовой продукцией;
  • придя в поликлинику, можно также порассуждать с ребенком, выстраивая логические цепочки о том, как связаны микробы и болезни, о способах заражения различными заболеваниями (в этом могут помочь плакаты в больнице);
  • прогуливаясь, стоит вести беседу о днях недели и погоде;
  • при походе на почту, можно говорит о доставке писем и посылок, индексах, заполнении бланков, вместе отправить открытку любимым людям;
  • ребенку следует прививать такие понятия как вчера-сегодня, как было и как стало, а также иные временные рамки, сопряженные с логикой;
  • если вы вынуждены находиться в очереди или чего-то ожидать вместе с ребенком, то можно потратить это время с пользой, загадывая загадки или рассказывая интересные истории;
  • существует много компьютерных игр, предназначенных специально для развития элементов логики детей;
  • в любые моменты общения играйте в синонимы и антонимы слов;
  • используйте загадки из книг или придумывайте собственные.
Читайте также:  Имя для девочки в 2021: редкие и красивые женские имена

Соблюдайте последовательность и регулярность занятий — это два ключевых рычага для достижения гармонии в развитии логического мышления ребенка. При правильном подходе к развитию, можно сформировать творческого, неординарного, позитивного и высокоинтеллектуального человека.

Мышление у детей: бывает нескольких типов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое и творческое)

Составляющие логического мышления

Осознав задачи и формы логического мышления, можно четко сформулировать определение данному понятию. Это процесс со свойствами доказательности. Цель — получение вывода из предпосылок. Также следует подробно рассмотреть его виды.

Образно-логическое мышление

Данная разновидность иначе называется наглядно-образным мышлением. Ситуация представляется визуально, над образами входящих в нее предметов проделываются операции. По сути это воображение, позволяющее давать многообразные яркие характеристики. Такая умственная деятельность и логическое мышление начинают формироваться с возраста 1,5 лет еще в детстве. Проверить уровень развития можно посредством Теста Равена — вспомогательного вопросника. Он позволяет вывести коэффициент интеллекта, что по сути — диагностика логического мышления с объективной оценкой.

Разработка от 1936 года Д. Равена и Р. Пенроуза вычисляет IQ без зависимости от образования, социальной принадлежности человека. Шкала прогрессивных матриц основана на изображениях фигур, не включает текста. Дается 60 таблиц с рисунками, связанными некоторой зависимостью. Недостающая фигура расположена внизу изображения посреди 6 — 8 других. Человек должен установить закономерность, выбрать правильно элемент, которого не хватает. Таблицы предлагаются по принципу увеличения сложности задачи.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид применяет несуществующие категории — абстракции, посредством которых мыслят. Взаимоотношения моделируются не только для реальных объектов, но и между созданными образными представлениями. Именно такое мышление включает формы: понятие, суждение, умозаключение.

Словесно-логическое мышление

Данный вид использует конструкции речи, средства языка. Вербально или словесно-логическое мышление предполагает способность грамотно говорить с умелым применением мыслительного процесса. Это выступления на публике, споры, иные ситуации, где словесно излагают мысли.

Читайте также:  Закон об именах в России: содержание, последние изменения

Задачи на логику для детей

Интересные и познавательные логические задачи могут очень заинтересовать ребенка. Например, можно предложить ему ответить на такие вопросы:

  1. Сколько месяцев в году, где всего 28 дней (все месяцы)
  2. Что человек может увидеть, если у него закрыты глаза (сны)
Задачи на логику для детей

Безусловно, то, как будет развиваться ребенок, во многом зависит от родителей. Они помогут ему стать полноценной личностью, уделяя много времени и внимания. Важно помнить, что логическое развитие ребенка напрямую зависит от его физической подготовки, питания, отсутствия нервных потрясений и стрессов.

Упражнения и игры для развития мышления детей 1

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова.

При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.

Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Читайте также:  Как быть, если родители что-то запрещают

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Игра на развитие мышления «Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры

младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много.

На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.).

Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением.

Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено.

При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.

  • Материал:
  • Коробка с двумя отделениями;
  • Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);
  • Карточки с изображением листьев этих деревьев;
  • Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
  • Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

 Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

  1. Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.