Фольклор как средство речевого развития ребенка

Нэлли Локтик
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Ещё документы из категории педагогика:

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика О некоторых российских педагогических концепциях в условиях американской системы образования Мониторинг воспитательного потенциала семьи Праздник новогодней елки как старинная традиция нашего народа Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых Урок литературы в компьютерном классе Спсособы самореализации студентов 217091217088217083217076217063217057217047

X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)

Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:

  • сказки;
  • былины;
  • песни;
  • скороговорки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • потешки;
  • загадки;
  • считалки.

В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.

Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.

Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.

С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.

Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.

Читайте также:  Сепарационная тревога или кризис разделения

Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.

Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.

Жанры детского фольклора

1. Народные сказки

Примеры народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и многие-многие другие.2. Пословицы и поговоркиПословицыпоговорки«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Сделал дело – гуляй смело» По одежде встречают, а по уму провожают. Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Одно голова хорошо, а две лучше. С кем поведешься, от того и наберешься. Старый друг лучше новых двух. За много дел не берись, а в одном отличись. Глаза боятся, а руки делают. Что летом уродится, всё зимой пригодится. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Слезами горю не поможешь. Мал да удал. Здоровье дороже денег. Яйца курицу не учат.3. Потешки«потешки»

«Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую»,Ой, качи-качи-качи! Глянь – баранки, калачи, Глянь – баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи – Подхватили калачики, Нам осталися бара-а-а-ночки! *** Ай, лады-лады-лады – Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. *** Баю, баю, буси! Прилетели гуси. Сели гусюшки в кружок, Дали Ване пирожок, Дали Ване пряничка. Спи скорее, Ванечка! *** Ах ты, Совушка-сова, Ты большая голова! На пеньке сидела – Головой вертела, Во траву свалилася – В яму покатилася.4. ПрибауткиПрибаутки Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. *** Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом, Идёт дым столбом! Кошка выскочила! Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром Заливать кошкин дом, А лошадка — с фонарём, А собачка — с помелом, Серый заюшка с листом. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас! *** Тень-тень-потетень, Выше города плетень. Сели звери на плетень. Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: — Всему свету я краса! Похвалялся зайка: — Пойди, догоняй-ка! Похвалялися ежи: — У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: — Могу песни я петь! *** Петя-Петя-Петушок, Петя – красный гребешок, По дорожке он пошел И копеечку нашел, Купил себе сапожки, А курочке – сережки!

Читайте также:  7 советов, которые помогут развить в ребенке творческое начало

5. Пестушки

ПестушкиПотягушки-порастушки: В рученьки — хватушки, В ноженьки — ходушки, В роток — говорок, А в головку — разумок! *** Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! *** Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший, Ванечка – пригожий! Ой, мой маленький, Ненаглядненький, Мой хорошенький, Мой пригоженький. *** Ой какие мы большие -Не малюсенькие! Вот такие, вот такие, Вот такусенькие!расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

  • При разборе старого детсада обнаружили доску с посланием из 1937 года
  • 16 интересных фактов о Дании
  • Надежда Бабкина
  • Основы английского в таблицах
  • Ги де Мопассан
  • 18 интересных фактов о Тайване
  • Скажи, как ты любишь сидеть, и я скажу кто ты
  • Данила Козловский
  • Жизнь простого человека в графиках
  • 20 интересных фактов о Стамбуле
  • Юрий Никулин
  • 15 неожиданных фактов о нашем мире

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Читайте также:  6 правил, которые научат ребенка собранности

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ…

Это Вовка, вот чудак! Он сидит угрюмый, Сам себе твердит он так: «Думай, Вовка, думай!»

Стихи

Заберется на чердак Или мчится, вот чудак, В дальний угол сада; Сам себе твердит он так: «Думать, думать надо!»

Он считает, что от дум У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет, Просит Вовку дать совет И сказать: во сколько дней Ум становится умней?

Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: — Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. — Ничего, — шепнул он будто, — Посидим и в тишине!..