Детские страхи. Что делать, когда ребенок боится?

Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.

Важные задачи воспитания ребёнка

  •  развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Вебинары

Уважаемые клиенты!

Каждый день мы проводим для Вас много интересных вебинаров на самые разные темы! Оставайтесь дома и проводите время с пользой!

  • продолжительность наших вебинаров 90 минут
  • чтобы записаться на вебинар, нажмите на его название, внизу будет кнопка «Записаться»
  • после оправки формы регистрации на указанный Вами почтовый адрес придет письмо с ссылкой для входа на вебинар. Ссылка станет активна за 15 минут до начала вебинара
  • пожалуйста, внимательно заполняйте форму регистрации на вебинар и проверяйте правильность написания Вашего электронного адреса, иначе письмо может не прийти!
  • обратите внимание, что количество мест на вебинаре ограничено!
  • к сожалению, пока у нас нет технической возможности предоставлять записи вебинара
  • если Вы не успели зарегистрироваться на интересующий Вас вебинар – не расстраивайтесь! Наши вебинары часто повторяются, следите за расписанием!

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

Читайте также:  Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Подготовка к беременности – с чего начать?

Во-первых, с посещения семейного врача, гинеколога женщине и уролога (андролога) мужчине. Есть целый комплекс исследований, который нужно пройти до зачатия ребенка, а если возникнет необходимость – спланировать дополнительные исследования во время беременности.

Во-вторых, немедленно бросить все вредные привычки, контакт с токсичными веществами и прекратить прием некоторых медикаментозных препаратов. Последний вопрос решается исключительно с врачом.

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.
Читайте также:  Как помочь ребенку, который начал поносить: первая помощь при диарее

Что делать с непослушным ребенком: советы Комаровского (видео)

Известный детский врач Е. Комаровский также не обходит вниманием проблему кризиса пяти лет и детского непослушания в целом. Советы специалиста по коррекции поведения ребенка в первую очередь касаются его родителей. Маме и папе важно проявлять единодушие в воспитательных вопросах – если отец запретил, мать не должна разрешать, и наоборот.

Что делать с непослушным ребенком: советы Комаровского (видео)

Нельзя идти на поводу у истерик. Если малыш поймет, что слезами может добиться желаемого, то со временем это превратится в его главный козырь. Наказания за проступки должны отвечать главным условиям – обоснованность (он должен понимать, за что наказан), спокойствие (крики и шлепки не способ убедить малыша, так родители «сбрасывают пар») и своевременность (наказывать нужно сразу или никогда).

Что делать с непослушным ребенком: советы Комаровского (видео)

Как проводить тренинг

В начале тренинга ведущий (старший воспитатель или педагог-психолог) проводит игру, чтобы настроить участников на творческую атмосферу, и одновременно делит их на группы. Затем члены каждой группы формулируют принципы предстоящей работы:

  • добровольное участие;
  • открытое общение;
  • активная позиция каждого участника;
  • безоценочные суждения;
  • здесь и сейчас (когда внимание направлено на то, что совершается в данный момент; безоценочное наблюдение).

Установка на предстоящую деятельность нужна не только для того, чтобы участники сформулировали задачи, которые они решают с помощью тренинга. Она формирует позицию родителя по отношению к ребенку: не следует вести себя как диктатор, нужно выслушивать и стараться понять своего ребенка. Здесь важна и личность самого родителя, поэтому прежде чем перейти к обсуждению поведения детей, педагог-психолог обращает внимание на самих участников тренинга – просит их рассказать, чем каждый из них увлекается.

Основная часть начинается с выявления положительных качеств детей, чьи родители принимают участие в тренинге. Затем они переходят к обсуждению изменений, которые они отметили в поведении детей: ребенок стал капризным, грубит взрослым, не слушает никого, хочет все делать сам, а у него не получается. Педагог-психолог объясняет, что это особенности кризиса 3 лет. А чтобы сформулировать их, предлагает принять участие в квест-игре.

Квест-игра заключается в поиске 7 симптомов кризиса 3 лет. После каждого задания педагог-психолог комментирует симптом. В конце игры он обобщает результаты, формулирует общие особенности поведения ребенка 3 лет. Их можно показать на экране в виде слайда.

Ведущий обращает внимание родителей на то, что в общении участвуют две стороны, и взрослым необходимо определить свою позицию по отношению к ребенку. Для этого он просит описать ее в метафорической форме. Педагог-психолог объясняет, что часто у родителей возникает чувство вины, когда они не справляются со своими эмоциями и ситуацией в целом. И от этого чувства нужно избавляться.

Когда позиции сторон определены, необходимо выработать общую стратегию поведения. Для этого педагог-психолог просит родителей изобразить в виде фотоколлажа, каким они видят будущее свое и ребенка. Затем участники совместно обсуждают работы, формулируют правила общения с ребенком. Их также можно продемонстрировать с помощью слайдов. Подробно ход тренинга представлен в приложении 1.

В заключение тренинга ведущий проводит рефлексию. Родители рассказывают, что они узнали о воспитании 3-летнего ребенка и на что теперь будут ориентироваться в общении с ним. Прежде чем закончить тренинг, ведущий раздает родителям памятки «Как вести себя с ребенком в кризисный период» (приложение 2).

Кризис лет у ребенка

Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией.

Смотреть все услуги

Кризис 5 лет – самый многогранный, его границы размыты настолько, что иногда родители могут не заметить его начало и конец.

Есть мнение, что кризис 5 лет у ребенка виден лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть сложности, выносящиеся в поле зрения ребенка.

Не важно, выносятся ли они в виде эмоциональных выяснений отношений или в виде молчаливого хронического напряжения – ребенок все равно его увидит и «отзеркалит» по-своему.

Признаки кризиса:

  • Ребенок внезапно проявляет раздражительность, может разозлиться и капризничать из-за пустяка.
  • Эмоциональный всплеск по силе и содержанию может быть намного сильнее раздражающего стимула.
  • В разговоре манерничает и кривляется, часто примеряет на себя роль шута. Ребенок может заиграться настолько, что его поведение станет неузнаваемым.
  • Может появиться неуверенность в себе и боязнь простых вещей. В более сложном случае могут проявляться фобии и первые разновидности девиантного поведения.

Что происходит с ребенком?

Кризис лет у ребенка

Если развитие проходит нормально, то в возрасте 5 лет ребенок может четко и доступно сформулировать свои желания и хорошо умеет разговаривать. Ребенок хочет и пытается быть «большим», активно старается подражать взрослым.

Много подглядывает и подслушивает за ними, активно стремится играть с другими детьми. Развивается кора головного мозга, ребенок учится различать и контролировать эмоции. Ребенок начинает осознавать свой пол и отличие от другого пола.

Начинает фантазировать, и его представления и мнение о жизни меняется.

Читайте также:  Правильный режим дня новорожденного ребенка

В этом возрасте полнее всего проявляется данный от рождения характер. Если ранее ребенок нуждался в постоянном одобрении со стороны взрослых, то сейчас начинает замыкаться в себе.

Как надо вести себя с ребенком?

  • Важно дать понять ребенку, что вы относитесь к нему серьезно, общайтесь как с равным. Уделяйте ему внимание, играйте и веселитесь с ним, ведите себя как маленький.
  • Старайтесь давать еще больше самостоятельности и не показывать свою тревогу за него.
  • Привлекайте ребенка к выполнению «взрослых» дел. Понемногу перекладывайте на него некоторые дела и обязанности.
  • По возможности желательно не вмешиваться в дела ребенка, если он не просит помощи. Старайтесь не оберегать ребенка от сложных действий, как раньше – ребенку следует понять последствия своего поведения или непослушания.
  • Хвалите и поддерживайте ребенка. Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения ребенка. Если на таком поведении не концентрироваться и не умиляться – оно не станет нормой.
  • И самый важный совет психолога при кризисе 5 лет у детей – любите ребенка. Станьте достойным примером для своего ребенка.

Как не надо вести себя с ребенком?

  • Не стоит ругать ребенка, не показывать ему грубость в словах, он и так готов замкнуться в себе. Лучше объяснять ему, как надо себя вести.
  • Не подавайте пример насилия. Если ребенок проявил грубость – не спешите ругать и тем более шлепать. Лучше объяснить, что таким поступком он обижает своих близких. Лучше какое-то время не разговаривать с ним, чтобы дать понять, как вы обиделись, чем серьезно наказывать.

Возрастные кризисы у детей: кризис лет

Переходные этапы роста и становления ребенка сопровождаются определенными кризисами весь период его взросления. В психологии зафиксирован ряд критических возрастов ребенка, каждый из которых имеет свои особенности и сроки, в том числе и семилетний кризис.

  • кризис младенческого возраста;
  • кризис 3 лет: период первой адаптации, смены окружения к яслям и детскому садику;
  • кризис 6 – 7 лет: проявляется в период смены окружения садика и школы;
  • кризис 13 – 14 лет: связан со, всем известным, подростковым периодом – периодом полового созревания.

Панацеи в сроках начала и окончания психологически обозначенных возрастных этапов, нет. На подобное деление влияет индивидуальное развитие, воспитание и характер общения ребенка с ближайшим и дальним социальными окружениями. Так, например, трехлетний кризис может начаться и в 2,5 года, а закончится около 4,5 лет; а первые признаки кризиса 7 лет могут проявиться и в 6 – когда ребенок впервые пойдет в школу.

Не нужно воспринимать кризис 7 лет, как неизбежное страдание для родителей и их чада. Но и думать, что этого можно избежать, оградив ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже. Видите ли, возрастные кризисы – это нормальный и закономерный процесс переходной адаптации ребенка к изменяющимся внешним факторам. И, что бы вы ни делали, вместе вам придется пройти через каждый, включая и кризис 7 лет. Единственное, на что родители со своей стороны могут повлиять, заметив первые симптомы кризиса 7 лет – это на длительность и остроту его протекания

Это очень важно, поскольку ребенок может и не перерасти негативные проявления кризиса 7 лет, тогда они прочно закрепятся в его характере. Все дальнейшие попытки изменить его личность и правильно воспитать будут проблематичными, если не тщетными

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у ребенка – видео

— Что делать, если ребенок не слушается—? И вообще, почему это он вдруг стал непослушным и капризным? В этом видео доктор Комаровский очень доступно и просто объясняет, что происходит с детьми в этом возрасте и какие меры должны предпринимать родители вместе с бабушками и дедушками. Какие правила являются неизменными в воспитании детей, и как пережить кризис 3 лет у ребенка.

Итак, кризис 3 лет, как и любой другой кризис – это достаточно непростой период в жизни детей и родителей. У кого-то это время проходит незаметно и практически безболезненно, а кому-то стоит очень потрудиться и набраться терпения.

Родители! Нам стоит не забывать, что, несмотря на всю вредность, нашим детям в такое время тоже нелегко и чем более ласковыми и терпеливыми мы будем с ними , тем легче и быстрее мы сможем преодолеть этот кризис.

Обязательно прочитайте о методиках раннего развития детей: методике Домана, методике Никитиных и методике Монтессори.

Как вы преодолевали этот период в вашей семье? Какими способами находили общий язык с ребенком и учились с ним договариваться? Делитесь своими историями и советами и обязательно оставляйте комментарии.