6 новых и главных навыков двухмесячного ребёнка

Ребенок появляется на свет слабым. У него еще полностью не сформированы многие органы и системы. Это мешает ему активно познавать мир.

Подробный обзор

Что должен уметь ребенок

Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.

Что должен уметь ребенок

Что еще умеет ребенок в 2 месяца:

  • следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
  • ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
  • чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
  • замечать детали предметов и мамины черты лица;
  • реагировать не только плачем, но и мимикой;
  • пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.
Что должен уметь ребенок

Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.

Зрение

Что должен уметь ребенок

В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.

Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны

Что должен уметь ребенок

В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут

Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.

Что должен уметь ребенок

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.

Что должен уметь ребенок

Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:

  • удерживать голову на весу (непродолжительно);
  • подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
  • отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
  • удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
  • поворачивать голову на голоса, звуки;
  • на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.
Что должен уметь ребенок

Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.

Поведение

Что должен уметь ребенок

В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.

Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании

Что должен уметь ребенок

Как общается двухмесячный малыш

Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.

Что должен уметь ребенок

Здоровый, нормально развивающийся двухмесячный ребенок, умеет следующее:

  • Поднимает, поворачивает голову, лежа на спине, реагируя таким образом на источник звука;
  • Прогибает спинку, делает движения, как будто собирается ползти. Но вы понимаете, что время, когда ребенок начинает ползать, еще не пришло;
  • Пытается взять ручками любые доступные предметы, тянет их в рот;
  • Взгляд фиксируется на предметах, в том числе движущихся;
  • Ребенок узнает маму, понимает адресованные ему улыбки, активно реагирует на них;
  • Агукает, реагирует на собственные звуки и звуки, издаваемые рядом с ним;
  • Формируются условные рефлексы на повторяющиеся явления — кормление, пеленания, массаж, купание, и показывает свое нетерпение, ожидая очередное уже привычное ему действие.

На самом деле, не стоит сильно волноваться, если ваш малыш что—то делает не так быстро, как у других родителей. Никакие дети не обязаны развиваться одинаково. Стоит бить тревогу и обращаться к врачу в случае явного, сильного отставания, и не по одному из перечисленных пунктов.

Не сравнивайте с соседским

— С чем может быть связано то, что ребёнок не укладывается в сроки по развитию? Что делать родителям, куда обращаться?

— Причин этому две. Во-первых, есть индивидуальные темпы развития, и сроки для навыков достаточно гибкие. Взять, например, навык сидения. Почему-то бытует мнение, что ребенок в шесть месяцев должен сесть. Нет, ребенок должен сесть с шести до восьми месяцев. Пойти не в один год, а с одного года до полутора лет. Вот это нужно учитывать. Неправильно сравнивать своего ребенка с соседским. Только доктор может сказать, укладывается ли развитие ребенка в нормативы. Во-вторых, причина может быть в заболеваниях центральной нервной системы. Иногда к задержке развития приводят заболевания внутренних органов. Если у ребенка есть, например, проблемы с легкими, сердцем, он в силу непереносимости физических нагрузок также будет отставать в развитии.

Читайте также:  Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации

— В целом, как высчитаете, современные малыши более развитые, чем, скажем, те, которые росли 10-20 лет назад?

Статья по теме «Коронавирус малышей бережет». Педиатр – о недугах новорожденных

— Современные малыши имеют более благоприятные бытовые условия для своего развития, более полноценное питание. Сейчас редко встретишь малыша, которого из-из отсутствия грудного молока кормят манной кашей на коровьем молоке. Дети получают более правильное питание, поэтому нутритивный статус (комплекс клинических, антропометрических и лабораторных показателей, характеризующих количественное соотношение мышечной и жировой массы тела пациента – ред.) у них лучше по сравнению с прошлыми поколениями. Но вот в плане развития социальных, коммуникативных навыков современные дети отстают от прошлых поколений, так как зачастую в семье один ребёнок, за которого все делают. Начиная с возраста, когда он может что-то держать в руках, он пользуется гаджетами. Но пользование планшетом – это не исторически сложившаяся норма для развития нашей нервной системы.

Не сравнивайте с соседским

— Помогают ли так называемые развивающие игрушки?

— Это модный тренд. Ребёнку без разницы, будет ли он играть с купленной в магазине развивающей игрушкой, либо хлопать крышкой по кастрюле. В плане его развития это будет абсолютно равнозначные вещи. Ребенок все повторяет за мамой и папой, осваивается в быту, так и познает мир. Для этого какие-то специальные игрушки не нужны. Если его положить на цветное одеяло, на котором не написано, что оно сделано специально для детей, дать более простые игрушки, эффект будет тем же самым.

— Что можно еще сделать полезное для развития малыша из подручных материалов?

— Можно набить мешочек гречневой крупой и фасолью, порвать бумажку и дать ребенку пошуршать, пришить на подушку разноцветные пуговицы, положить в пластиковую бутылку горох и закрутить ее хорошо – получится интересная погремушка. А можно дать ребёнку переливать водичку из кружечки в кружечку. Важно развивать мелкую моторику, так как это связано с речевыми центрами головного мозга. Соответственно, если есть проблемы с речевым развитием, то ребенку надо более интенсивно заниматься с мелкими предметами. Можно крутить диск от телефона, открывать-закрывать шпингалет.

«Главное – желание стать мамой». Родители и эксперты об усыновлении детей Подробнее

Развитие ребенка в месяца: что должны уметь делать мальчик и девочка, навыки

У грудничка после появления на свет к концу второго месяца появляются новые навыки и умения. Родители обязаны решить определенные проблемы в развитии, уметь заниматься с младенцем, играть, сделать массаж и спеть колыбельную на ночь для быстрого засыпания. В статье подробно рассказано о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца.

Первая осознанная улыбка

Умения, навыки у двухмесячной крохи

Двухмесячный ребенок общителен и подвижен. Он должен уметь:

  • самостоятельно держать голову;
  • активно двигать ручками;
  • пытаться переползать;
  • готовиться к перевороту на бочок.

В совместных занятиях вырабатывают у ребенка ответ на слуховой и зрительный раздражитель.

Показатель благополучного развития – два серьезных изменения в поведении младенца. «Комплекс оживления» появляется как реакция на общение с родителями. Она включает в себя действия:

Карапуз не только улыбается, он эмоционально оживляется при виде мамы или звучании голоса.

Обратите внимание! Улыбка двухмесячного ребенка отличается от эмоции в 1 мес. Карапуз старается выразить свою радость от общения. Он пытается произносить звуки, счастливая мама слышит гласные восклицания на выдохе. Постепенно приходит умение гулить.

Второе важное событие – ребенок при виде игрушки или рук мамы двигает ручками. Он может вначале схватить предмет, потом постепенно тянет его к себе. У ближайшего окружения появляется возможность новых игр и упражнений с карапузом. Время бодрствования увеличивается, промежутки между кормлением и сном растут. Родители могут больше времени общаться и играть с ребенком.

Таблица с физическими данными и навыками ребенка

Особенности развития к 2 месяцам

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Продолжение формирования нервной системы ребенка уменьшает реакцию рефлексов от рождения. Ребенок учится запоминать навыки движений, развивается координация. Новые привычки помогают двигательной активности. Нельзя оставлять ребенка в период бодрствования одного. Он вполне способен:

  • перевернуться;
  • упасть со столика или кровати;
  • высовывать ручки из пеленки;
  • выталкивать ножки.

Движения перестают быть хаотичными, они приобретают целевую направленность. В утробе мамы до рождения корпус плода согнут. Поэтому кроха длительное время прижимает ножки, ручки к телу, пальчики сжаты. Периодически карапуз:

  • распрямляет конечности;
  • может потянуться;
  • разжимает пальчики на руках.

К концу второго месяца жизни ребенок осваивает полное раскрывание кисти, может ее не напрягать. Идет быстрое развитие плечевого пояса и шеи. Для ускорения укрепления группы мышц нужно постепенно выкладывать кроху на животик. Детская кроватка для него только место для сна или безопасного бодрствования.

Спокойный сон

Критерии развития новорожденного к двум месяцам

У ребенка формируются речевые реакции. Он осваивает новые движения, родители могут выполнять с ним определенные упражнения.

Сосредотачиваясь на слуховом раздражителе на короткое время (до 20-30 секунд), карапуз может замедлить движение и искать глазами источник звукового сигнала. Зрительное сосредоточение проявляется в форме слежения глазами за предметом.

Малыш развивается во всех направлениях, все чаще раздается осознанный детский смех при приближении мамы.

Умственное и физическое совершенствование

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Если рядом с карапузом раздается непривычный звук, он реагирует непроизвольно. Его действия в ситуации – поиск источника звука. В качестве раздражителя возможны сигналы от:

  • музыкальных игрушек;

Что должен уметь ребёнок в месяца?

› От рождения до 1 года ›

Первый год развития ребенка – самый важный в его жизни. Каждый месяц развитие младенца фиксируют в виде определенных достижений. Они говорят о нормальном развитии ребенка и его здоровье. Рассмотрим, каково развитие ребенка в 2 месяца, что он должен уметь?

Читайте также:  Всё, что нужно знать о кусочках. (Письмо от 29.01.19)

Развитие ребенка в 2 месяца

Второй месяц жизни малыша – это новый важный этап развития после периода новорожденности. Новорожденный этап жизни позади, ребенок освоился в новом для себя мире. Теперь он должен активно познавать окружающее пространство и с каждым днем все более ловко уметь управляться с собственным телом.

Во второй месяц закладываются следующие навыки:

  • опыт взаимодействия с окружающими людьми и предметами;
  • умения управлять своим телом;
  • привычки и распорядок дня, которому ребенок и семья должны следовать ближайшее время.

Ребенок на 2 месяце жизни очень активно растет: в среднем он прибавляет от 1 кг в весе и до 3-4 см в росте. Чтобы кроха не отставал в развитии, важно соблюдать режим питания и сна. Педиатры рекомендуют для кормления двухмесячных малышей суточный объем питательной смеси около 800 гр. Если мама кормит малыша грудным молоком, то прикладывать ребенка для утоления голода или жажды следует по требованию.

Общая продолжительность сна по сравнению с периодом новорожденности снижается, но остается достаточно высокой – около 18 часов в день. Родителям, конечно, не стоит высчитывать поминутно сон ребенка. Развитие каждого младенца индивидуально!

Второй месяц жизни – начало активного познания мира. Малыш с большим интересом рассматривает окружающие себя предметы. Особенно надолго его увлекают собственные руки. Он чутко реагирует на звуки, поворачиваясь к их источнику. Особый интерес вызывает появление взрослого, особенно мамы. Именно на втором месяце малыши начинают осознанно улыбаться близким людям, умеют различать их лица.

Что умеет ребенок в 2 месяца в норме?

При нормальном развитии ребенок в 2 месяца должен иметь новые навыки:

  • Зрительный контакт. Зрительные способности ребенка адаптировались к окружающему миру. Малыш умеет внимательно следить за движущимся предметом, фокусироваться на неподвижных предметах, но не более 10 секунд. На вопрос о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, офтальмологи отвечают, что зрительная зона ребенка пока ограничена. Привлекать внимание крохи нужно яркими одноцветными игрушками, показывать их на расстоянии не более 50 см.
  • Реакция на звуки. Ребенок в 2 месяца должен уметь реагировать на окружающие звуки. При возникновении внезапного негромкого шума младенец начнет вертеть головой, чтобы обнаружить источник шума. Слишком громкий звук может его напугать, поэтому со второго месяца жизни рекомендуется соблюдать режим тишины во время сна.
  • Физическое развитие. Мышцы ребенка становятся все крепче. С интересом наблюдая за миром вокруг, малыш всеми силами пытается самостоятельно удержать голову. Это происходит каждый раз, когда он оказывается на животике или на руках у взрослых. При ежедневном выкладывании на живот к концу второго месяца он умеет удерживать голову до нескольких секунд, плавно поднимая и опуская ее.
  • Эмоциональное развитие. После периода новорожденности ребенок начинает активно взаимодействовать с близкими людьми. Он узнает маму и папу, приветствует их появление улыбкой, радостным гуканьем, взмахами ручек и ножек. Долгое отсутствие взрослых в зоне видимости, напротив, может напугать ребенка. Об этом он сообщит родителям громким плачем. В этом возрасте дети уже способны выстраивать логические поведенческие цепочки. Малыш понимает, что если он заплачет, то сразу появится мама и успокоит его. С этого момента взрослые должны постоянно разговаривать с малышом, знакомить его с домом и окружающими предметами.
  • Развитие речи. До того момента, как ребенок скажет первое осознанное слово, еще далеко. Но речевое развитие крохи начинается именно на втором месяце жизни. В этот период малыш с новорожденного гуканья должен перейти на лепетание. Ребенок должен уметь повторять нараспев гласные, кряхтеть, визжать, испытывать все возможности своего речевого аппарата. При разговоре взрослых малыш может повторять их интонации, копируя манеру разговора мамы и папы.

Нормы развития детей в 2 месяца не стоит воспринимать строго. Все дети развиваются по своему индивидуальному сценарию, поэтому некоторые отклонения в сроках развития некритичны. Главное – фиксировать все новые умения своего малыша и дать ему возможность их развивать.

автор-эксперт: Фаина Эдуардовна Львова, директор Центра семейной культуры

Уход за малышом

Самое главное для мамы в пылу забот и хлопот о малыше не забыть об обязательной вакцинации от болезней на первом году жизни ребенка.В этом вам может помочь онлайн-календарь вакцинации, необходимый для определения очередности и даты прививок.

Основа здоровья младенца – ГИГИЕНА. Т.к. иммунная система малыша ещё недостаточно развита, очень важно держать в чистоте помещение, где находится ребенок и те предметы, с которыми он взаимодействует. В комнате, где больше всего находится кроха, необходимо проветривать и увлажнять воздух. Оптимальная температура 20-22 градуса, а уровень влажности 50-70%.

Уход за ребенком в 1 месяц состоит из следующих действий:

  1. — Умывание, уход за ушками и глазками, промывание носика, подмывание, стрижка ногтей по мере необходимости.
  2. — Обрабатывание пупочной ранки в первые дни жизни
  3. — Купание
  4. — Прогулки на свежем воздухе
  5. — Воздушные ванны
  6. — Массаж
  7. — Гимнастика

Купание и уход

В возрасте 2 месяцев ребенок все еще сохраняет способность длительно задерживать дыхание под водой. Грудничок способен проплыть под водой несколько метров. На этой способности построена методика обучения грудных детей плаванию. Как правило, начинают учить плаванию детей в домашней ванне в возрасте 3-4 неделей. В 2-3 месяца такой кроха уже в состоянии посещать занятия в детском бассейне.

Плавание благотворно влияет на физическое, эмоциональное развитие крохи. Укрепляются мышцы спины, ручек, ножек. Закаливание организма таким способом предотвращает многие простудные заболевания. Плавание также полезно при дисплазии, повышенном тонусе, а также гиперактивным детям.

Если родители не желают учить ребенка плаванию в бассейне, то купание в ванне дома выполняет почти те же функции, что и занятия в бассейне. Купание не должно превышать получаса в день. Температура воды не должна быть ниже 32 градусов и выше 35 градусов. Такая температура самая оптимальная для купания младенца. Головку малыша надо аккуратно придерживать над поверхностью воды.

Купание и уход

Соблюдение правил чистоты, и норм обычной гигиены поможет избежать лишних хлопот со здоровьем грудничка. Дважды в день протирайте личико младенца чистой водой, желательно не из под крана. Протирайте глазки влажными дисками. Чистите ушки, носик, подстригайте вовремя ноготки. Регулярно меняйте памперсы, не оставляйте кроху в одних памперсах больше чем на 3-4 часа.

Читайте также:  6 курсов для подготовки к родам, которые рекомендуют родители

Малышу полезно, если мамочка периодически проводит воздушные ванны. Проверьте, чтобы перед такими ваннами в комнате не было сквозняков. В комнате, где находится младенец необходимо несколько раз в день проводить влажную уборку. Выходя с крошкой на прогулку оставляйте открытыми форточки, чтобы комната проветривалась.

Развитие малыша на втором месяце: умения и навыки грудничка

Малыш растет на радость маме и папе, теперь он уже не новорожденный, а грудничок. Второй месяц – это время активного психического развития ребенка.

Малыш внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой, в это время устанавливается телесный контакт.

Сегодня мы поговорим об особенностях его развития на втором месяце его жизни вне вашего животика – физиологических, физических и психологических, а также, расскажем вам о том, какой должна быть прибавка в весе и росте вашего малыша.

Физиологические особенности грудничка на втором месяце жизни

Вес малыша на 2 месяце жизни составляет около 4,9-5,2 кг., а рост 57 — 58 см

Развитие малыша на втором месяце: умения и навыки грудничка

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы.

К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении.

А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

Слух. В 2 месяца ребенок уже способен узнавать и реагировать соответствующим образом на знакомые звуки: речь родителей, погремушку, музыкальную няню.

Малыш вертит головкой, пытаясь понять, с какой стороны звук доносится. Развиваются глазные мышцы крохи, его взгляд становится сфокусированным.

Он начинает различать формы, цвета, активно интересуется движущимися яркими предметами.

Зрение. Но внимательнее всего рассматривается им человеческое лицо. Лица родных становятся такими близкими, узнаваемыми. Дальность зрения малыша в 2 месяца составляет 40-50 см.

Игрушки, подвешенные на этом расстоянии, попадают в его зрительное поле, и он уже будет пытаться схватить их ручкой.

Но окончательно сформируется координация «глаз-рука» чуть позже, в течение 3-го месяца жизни.

Развитие малыша на втором месяце: умения и навыки грудничка

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами. Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь.

Другими важными физиологическими особенностями развития грудничка в два месяца являются:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Речь

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Девятый месяц

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Девятый месяц

Многие детки в девятимесячном возрасте уже ходят, но, невзирая на это, им требуется и дальше наращивать мышцы и укреплять связки, вот почему на этом этапе, чрезвычайно важно качественное питание.

Морфологические изменения

В основном, все жизненные системы малыша уже сформированы. Ребёнок хорошо различает предметы на близком и дальнем расстоянии, улавливает любые звуки. Но пищеварение малыша ещё не успело приспособиться к прикорму, поэтому необходимо грамотно сбалансировать питание, чтобы избежать нарушения работы кишечника и излишков жировой ткани. За месяц дети прибавляют в весе пол килограмма и подрастают на 1-2 сантиметра.

Новые свойства психики и мышления

В психоэмоциональном плане могут выражать самые разнообразные чувства, прекрасно понимают, что от них просят или требуют родители, проявляют интерес ко множеству предметов. Двигаются все дети по-разному – одни уже сами делают первые неуверенные шаги, другие перемещаются при помощи специальных устройств.

Подробнее о развитии ребенка в 9 месяцев

Режим дня ребенка в 9 месяцев

Важные достижения

Если развитие ребенка в 9 месяцев не отягощено болезнями, то у них появляется много новых навыков:

детки могут складывать и сортировать разные по форме и цвету предметы; играть с мячом; ловко управлять своими пальчиками, поднимая игрушки; говорить простые слова, и даже короткие предложения.

Мальчикам и девочкам важно много времени посвящать играм, чтобы закрепить полученные и приобрести новые знания.