5 ошибок в общении с ребенком + методы продуктивного общения

Такой вопрос волнует очень многих родителей. И в первую очередь, конечно, мам. Ведь современная мама – очень занятой человек. У нее могут быть какие-то рабочие или домашние обязанности, желание уделить время себе — отдохнуть, почитать книгу или посмотреть какой-нибудь фильм. На все это, конечно, нужно время.

Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков)

Психологическая поддержка (практическое пособие) Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для взрослых Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для подростков Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии для родителей Как сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие в период эпидемии Что нужно знать об обращении к психологу (для подростков) Что нужно знать об обращении к психологу (для взрослых) Что нужно знать об обращении к психологу для родителей Выход из изоляции — рекомендации

Что такое здоровые личные границы

С точки зрения психологии, границы — это осознание себя как отдельной от окружающих личности со своими эмоциями, ценностями и физическим личным пространством.

У границ личности есть несколько составляющих:

Что такое здоровые личные границы
  • эмоциональные границы — способность отличать свои эмоции от переживаний других людей;
  • физические границы — ощущение личного пространства, которое вы оберегаете и куда не позволяете вторгаться без разрешения;
  • ценностные границы — понимание собственной системы ценностей. Это помогает отличать близкие вам ценности от чуждых и следовать им.

Человек со здоровыми личными границами понимает, что несет полную ответственность за свои эмоции, желания, слова и поступки так же, как и другие люди, — и ясно видит, где проходит граница между его «я» и другими. Такой человек не перекладывает ответственность за свои чувства на окружающих («Мне стыдно из-за того, что мой сын выбрал не ту профессию. Он делает меня несчастной!»), и не считает, что должен или может контролировать поведение других людей («Если я буду уделять моей любимой больше внимания, она бросит пить»).

Общие положения

По закону родители в равной степени заботятся о ребёнке, несут бремя расходов, принимают участие в его воспитании. Соответствующее положение закреплено в статьях 63 и 66 СК РФ. Никто не может препятствовать гражданину в общении с его ребёнком, так как в процессе взаимодействия происходит воспитание.

Если супруги разведены или живут отдельно, они не могут в равной степени участвовать в жизни ребёнка. Потому устанавливается определённый порядок взаимодействия с несовершеннолетним.

Ограничить общение можно только в ряде случаев:

  • родитель негативно влияет на психическое состояние ребёнка;
  • общение плохо сказывается на нравственном развитии несовершеннолетнего;
  • родитель причиняет вред физическому здоровью ребёнка.

Для ограничений не требуется заключения какого-либо компетентного органа. Родитель, с которым живёт ребёнок, по своему усмотрению предпринимает необходимые меры.

Общие положения

Например, общение отца ограничивается, если он неадекватно реагирует на поведение несовершеннолетнего: кричит на него, обзывает, бьёт. Мать ребёнка препятствует встречам. Если отец не согласен с таким положением дел, ему следует обратиться в суд.

Общение может проходить в нескольких формах:

  • встречи;
  • посещения кафе, цирка, парка и т.д.;
  • совместные игры и другие развлечения;
  • поездки;
  • разговоры по телефону или через интернет, видеозвонки;
  • СМС, сообщения в мессенджерах, электронные письма;
  • иные формы.

Родитель, живущий отдельно, сам избирает желаемую форму общения. Участие в жизни ребёнка не должно мешать ему получать образование.

Что происходит с ребенком в подростковом возрасте

К подростковому возрасту относится период с 12 до 17 лет. Именно в это время поведение ребенка резко становится противоречивым, непредсказуемым и протестным. Меняются физическое и психическое состояние ребенка, его отношение к самому себе, к окружающему миру.

Наиболее сильные перемены претерпевают следующие стороны.

  1. Тело. В подростковом возрасте в организме мальчиков и девочек начинают активно вырабатываться половые гормоны. Из-за этого рост и развитие детского организма существенно усиливается. Происходит резкий скачок роста, меняются пропорции тела, наступает период полового созревания. Подросток уже не ребенок, но еще пока не взрослый.
  2. Настроение. Гормональные всплески делают настроение подростка крайне неустойчивым. Оно резко меняется без видимых причин. Радость моментально превращается в обиду, эйфория сменяется яростью. Не каждый взрослый сможет справиться с такими скачками.
  3. Отношения с родителями. Взрослых пугают перемены, происходящие с их сыном или дочерью. Многие не понимают, как правильно себя вести, и начинают сами себе противоречить. С одной стороны, они продолжают в приказном тоне указывать подростку, что ему делать (“садись делай уроки”, “чтобы в 9 была дома”, “уберись в комнате” и т. д.). А с другой – начинают требовать от него взрослой ответственности и самостоятельности (“вот я в твои годы уже кандидатом в мастера спорта была”, “сам думай о своем будущем” и т. д.).
Читайте также:  Дети и финансы. Что ребенок должен знать о деньгах?

Происходящие с ребенком изменения пугают родителей. Они не знают, как реагировать на вызывающие выходки своего подростка, на его нарочитую грубость, нежелание общаться. А ведь подобным поведением ребенок пытается скрыть свои слабости, справиться с неловкостью и стеснительностью. Он всеми силами стремится стать взрослым и самостоятельным.

Поэтому, дорогие родители, для подростка нормально, если он:

Что происходит с ребенком в подростковом возрасте
  • отказывается рассказывать, как прошел день в школе;
  • стал больше времени проводить в компании друзей;
  • просит не входить в его комнату без стука в дверь;
  • запрещает лазить в его личных вещах (шкаф, портфель);
  • стал хуже учиться;
  • отлынивает от домашних обязанностей;
  • часто меняет интересы (пробует то рисовать, то фотографировать, то играть на гитаре, то писать стихи и песни и т. д.);
  • чересчур эмоционально реагирует на ваши замечания;
  • начинает вести дневник (в основном девочки 13 лет и старше).

Подросток делает это все не из вредности и не назло вам. Просто он пытается познать себя, сформировать свою личность, понять, что вообще с ним происходит. Его уже не волнуют оценки в школе или одобрение родителей. Гораздо важнее становится то, как он выглядит, какой у него статус в коллективе и как на него реагирует противоположный пол.

Так что, уважаемые родители, запаситесь терпением и проявите чудеса мудрости, чтобы легко пережить этот непростой период вместе с вашим уязвимым, ранимым и беззащитным ребенком-подростком.

Вспомните себя в его возрасте: чем вы увлекались, о чем мечтали, с кем дружили и общались, как проводили свободное от учебы время, как учились в школе. Постарайтесь хоть немного снова прочувствовать то состояние, пережить те эмоции. Вы ведь были таким же, как и ваш подросток. Вы понимаете свою дочь или сына.

Это самое главное, что надо уяснить, чтобы сохранить доверительные отношения со своим взрослеющим ребенком. Не надо вступать на тропу войны с ним, заключите мирный договор и учитесь правильно общаться.

советов для занятых родителей

В первую очередь перестаньте думать, что занятия с малышом – это какое-то значительное дело, требующее много времени, специального места и длительной подготовки. Это не так. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

1. Занимайтесь параллельно со своими делами

Если вы убираетесь или готовите на кухне, и ваш ребенок находится возле вас, просто разговаривайте с ним, рассказывайте что-нибудь. Пусть помогает вам или занимается своим делом, повторяет за вами какие-то действия, делает что-то с вашей подсказкой. А вы в свою очередь хвалите его и поддерживайте, поправляйте, подсказывайте. Помните, что иногда ребенку достаточно знать, что мама рядом. Он будет спокойно заниматься и вас даже не потревожит.

2. Используйте любую свободную минутку

Вспомните, сколько времени мы проводим в транспорте, различных очередях или по дороге куда-либо. Проведите это время с пользой! Рассказывайте ребенку об окружающем мире, загадывайте загадки, играйте в счет или слова.

3. Введите занятия в привычку

Можно делать какие-то упражнения с малышом по чуть-чуть, но каждый день, в течение пятнадцати минут. Они должны стать такими же привычными, как, например, чистка зубов. Представьте, сколько времени вы тратите каждое утро на уход за собой. Так и с ребенком – почитайте ему перед сном книжку, поиграйте с ним. Когда вы привыкнете к этому, найти время вам не составит труда.

4. Запишите ребенка на курсы

Очень часто на таких курсах детям дают домашние задания. И на их выполнение обычно находится время! Здесь мы уже не рассуждаем, а знаем: это надо делать. Эту ситуацию можно сравнить, например, с занятиями спортом. Кто-то способен организовать себя и заниматься дома, а кому-то необходим дополнительный стимул в виде абонемента в тренажерный зал. И это нормально. Ведь все люди разные. Главное – результат!

5. Создайте дома развивающую среду

Элементами такой среды могут быть различные плакаты, магнитные игры, тетради с печатной основой и развивающие пособия. Даже если все это будет просто висеть на стене или холодильнике, сработает так называемый «закон рекламы»: то, что часто мелькает и встречается, то и запоминается. То есть в любом случае какой-то развивающий эффект Вы получите.

Но, естественно, ребенок будет проявлять интерес к ярким и красочным пособиям. Ловите этот интерес! Занимайтесь с ребенком «между делом», не превращая игру в специальное занятие. Ведь одну-две минуты можно найти при любом аврале, было бы желание.

Смотрите также:Как выбрать развивающую игру для своего ребенка?Чем занять ребенка на кухне?Как заниматься с ребенком дома?Смартфоны детям не игрушка!Летнее развитие: снизьте темп, но не тормозите!Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Читайте также:  Эспумизан L д/детей 30 мл капли д/приема внутрь

Пережив расставанье, родители должны сотрудничать в вопросах детей

Оставшись наедине с личностными проблемами, женщина ощущает значительный груз от появившихся после развода обязанностей. Раньше заботы о детях и материальный достаток были заботой двоих. Становится сложнее сохранить привычный уровень финансового благосостояния, не хватает времени и средств на занятия в детских кружках и секциях. Сложившаяся ситуация действует на нервы, происходят срывы, истерики и депрессии входят в дом. Если у вас есть дети, то такое поведение недопустимо, поскольку это ранит детскую психику.

Семейные отношения бывают разными. Если женщина была самодостаточна и выполняла всю домашнюю работу, не оглядываясь на вторую половину, то, оставшись одна, она не почувствует особого дискомфорта в быту. Вопрос будет стоять исключительно в финансовых ограничениях. Уход из семьи заботливого мужа и отца, на котором были многие обязанности, переносится гораздо тяжелей.

Пережив расставанье, родители должны сотрудничать в вопросах детей

Бывают ситуации, когда супруг являлся бременем для женщины, поскольку не работал, не обеспечивал семью и был безразличен к проблемам детей. Развод становится благом для всех участников отношений, предоставляет свободу и открывает перспективы. Такие отцы редко добиваются свиданий с отпрысками, им безразлична их судьба, финансовое благосостояние.

Отвергая помощь, мать фактически совершает нарушение законодательства, поскольку ущемляет права второй половины. Если отец всячески стремится к контактам, ребенок не против и желает общаться, то мать совершает ошибку, исправить которую можно через суд. Не доводя дела до судебных разбирательств, стоит принять сложившуюся ситуацию как данность и перестать противиться отцовским правам.

Не лишним будет участие родителя в повседневной жизни чада, совместном отпуске или культурных мероприятиях. Достаточно заранее обговорить ситуацию, определить время и частоту посещений, установить регламент свиданий. Всегда можно достигнуть компромисса, если помнить об интересах общих детей. Если не получается мирно решить вопрос о материальной поддержке и свиданиях, то несогласная сторона может рассчитывать на установление правил по закону.

Услышав предложения отца, взвесьте все варианты, спокойно выдвинув свои аргументы. Не стоит просить, это не одолжение, но разговаривать в ультимативной форме не стоит. Нарушение договоренности со стороны второго родителя, вошедшее в привычку, дает матери повод для расторжения обязательств. Если ребенок ждет обещанной прогулки, отец раз за разом не является, можно считать обязательства исчерпанными. Главное, не травмировать малыша и переговоры проводить вне его присутствия.

Пережив расставанье, родители должны сотрудничать в вопросах детей

После развода родители становятся юридически чужими людьми, связывает их вопрос воспитания подрастающего поколения. Следует вести себя сдержанно, без истерик, как с сослуживцем или напарником по общему делу. Если муж действительно чувствует родство со своим потомством, не может обходиться без регулярных встреч, то договориться всегда получится. Хорошего отца, но плохого мужа, ребенок любит не меньше матери, подумайте об этом, запрещая им видеться.

Общение между родителем и ребенком разных возрастов

Мозг ребенка с рождения «запрограммирован» на звук человеческого голоса. Задолго до того, как ребенок составляет понятные слова, он начинает отвечать вам шумом, выражением лица и языком тела.

Речевое общение с ребенком до года

С самого раннего возраста вы можете активно слушать своего ребенка и поощрять развитие его речи разными способами, в том числе:

  • Примите, что плач — основной способ общения для маленьких детей;
  • Как только ребенок начинает плакать, постарайтесь удовлетворить его нужды, чтобы он понимал, что его слышат;
  • Слушая воркование и шум ребенка, глядя ему в глаза, подбадривайте его улыбками и разговорами;
  • Говорите с ребенком обо всем.

Общение с ребенком 2-5 лет

Когда малыш только начинает говорить, у него словарный запас состоит примерно из двухсот слов. Он начинает собирать слова, чтобы составить простые предложения.

Общение между родителем и ребенком разных возрастов

Овладение грамматикой и построением предложений дается сложно, и, конечно, ваш малыш делает много ошибок.

Вы можете стимулировать развитие речи ребенка разными способами, например:

  • Внимательно слушайте ребенка вместо того, чтобы исправлять его грамматические ошибки;
  • Давайте малышу достаточно времени, чтобы сформулировать свои мысли;
  • Отвечайте на любые вопросы простым языком.

Общение с ребенком от 6 лет

В начальной школе речь ребенка и его способность передавать мысли значительно улучшается. Чтобы не мешать его развитию, вы можете делать следующие действия:

  • Выделяйте время каждый день, чтобы слушать исключительно своего ребенка. Без отвлекающих факторов;
  • Если ребенок склонен отвечать «да» и «нет», попробуйте задавать открытые вопросы, такие как “Что тебе больше всего понравилось в школе сегодня?”
  • Старайтесь не прерывать ребенка, не читать лекции и не критиковать его.

Начинаем изучать часы

Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.

Читайте также:  1.5 Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Шаги обучения:

  1. Мотивация. Расскажите малышу о том, что этот механизм нужен человеку, чтобы никуда не опаздывать. Кто умеет дружить со временем, много успевает. Поэтому выучить, как правильно определять время, необходимо всем.
  2. Знакомство с часами. Дайте понять малышу, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Расскажите, что стрелки передвигаются только вперед. Предложите вместе подумать, почему нет обратного хода времени.
  3. Механизм работы. Обратите внимание, что на обычных часах существует две стрелки: часовая и минутная, дайте знать, что есть модели и с секундной. Объясните, что такое секунда, минута, час.
  4. Начинайте обучение с целых чисел, изображенных на циферблате. Для удобства снимите тоненькую минутную стрелку и работайте только с крупной. Скажите, что она считает количество часов. Тренируйтесь, перемещая стрелку, и просите кроху называть, который час она показывает.

Совет. Понять, как работает стрелка, малышу проще по плакату, на котором возле каждого часа изображена какая-либо деятельность: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы картинка совпадала с режимом дня ребенка.

Собираясь выполнять то или иное действие, соотносите его со временем, изображенным на плакате.

Регулирование права на общение с родственниками после развода

После развода, когда родители проживают отдельно, родные с двух сторон родителей могут беспрепятственно общаться с внуком или внучкой. Стоит отметить, что это право имеют только родственники первой степени (бабушки, дедушки, братья и сестры), помимо родителей.

Исключениями могут являться случаи, когда родственник может нести угрозу ребенку, например, боль, насилие, может украсть дитя без спроса и согласия и т. д. Возможность оградить такого родственника можно подав иск. Исковое заявление на отца, мать или ближних родных должно быть обоснованным. При подаче такого иска, необходимо подавать в суд доказательства о невменяемости или плохом отношении с детьми.

Стоит отметить, что ограничить в общении с родственниками можно как отца или мать, так и бабушку или дедушку. В таких случаях, суд выносит решение о полном прекращении общения ребенка с родственниками или же назначает определенные дни встреч. Принимается соответствующее определение порядка общения с ребенком. Тогда родные получают возможность видеться с ребенком, говорить с ним по телефону в указанное в документе время, возможно, в присутствии представителей органов опеки или второго родителя.

Не открывайте филиал школы

Федор Решетников «Опять двойка»

Нет, все это в теории прекрасно, а на практике мама приходит вечером домой, садится с малюткой за алгебру — и весь вечер псу под хвост. И все общение — это уроки и вокруг уроков, потому что они вечно не сделаны, а в школе вечно проблемы. Тут, извините, не до морского боя и не до баловства.

Удержаться от постоянного вопрошания ребенка о сделанных или несделанных уроках, причинах двоек и жалобах учителей — невероятно трудно, особенно если учится он не слишком хорошо. Сейчас, когда в школах появились электронные дневники, родители начали тревожно следить за успехами чад в режиме онлайн, встречать их из школы вопросами о тройке по алгебре и подолгу сидеть с детьми за выполнением домашних заданий.

Но время, проведенное за приготовлением уроков, — это не время общения с ребенком. Тут вообще нужно заранее выстроить для себя систему приоритетов: что в общении с ребенком для вас более важно, что менее, от чего приходить в ужас, а что спускать на тормозах.

Не открывайте филиал школы

«Как учеба вашего ребенка влияет на вас? — спрашивает Катерина Дёмина. — Чья это проблема? Почему вас так беспокоит, считают ли вас хорошей матерью или плохой? Вы считаете, это правильно, что вас оценивают в зависимости от учебы ребенка? Почему вы слушаете от учителей гадости? Зачем вам брать на себя ответственность за учебу ребенка? С ним не надо бесконечно сидеть над уроками — это его зона ответственности. Это у него, а не у вас, должны быть неприятности, если он плохо учится. И если маму каждый тыкает носом в лужу за то, что у нее ребенок плохо учится — значит, мама в этой семье не взрослый, а ребенок».

Нормально организованная помощь с домашней работой — это когда ребенок работает сам, потому что это нужно ему, а не маме, а мама приходит на помощь, когда ему трудно. Мама-помощник — да. Мама-надзиратель — нет. Если мама полностью берет на себя ответственность за учебу ребенка — ребенок быстро перепоручает эту ответственность ей. И учится теперь не потому, что ему это важно, нужно, интересно — а потому, что это нужно маме.

Дом — это дом, а не филиал школы. Стояние над душой за уроками — это не «качественное время».

«Бывает, разведенные мамы жалуются: вот, теперь у ребенка отец-праздник, который с ним проводит выходные, и мама-монстр, которая все время его тиранит, — говорит Катерина Дёмина. — Ну так оставьте себе праздник».