1.5 Работа с родителями гиперактивного ребенка.

В последние годы участилось количество детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДГВ). Проявляются его симптомы с раннего детства. Родителям приходится ежедневно держать поведение ребенка под контролем и регулярно посещать специалистов. А еще необходимо, чтобы гиперактивный малыш не чувствовал себя ущемленным ни в детском саду, ни в школе.

Вы уже воспитали себя?

По мнению специалистов, состояние ребенка в возрасте до шести лет очень зависит от психо-фона родителей (от мамы в большей степени, чем от отца). Только они могут создать своему непоседе ощущение благополучия и спокойствия. Когда мама испытывает чувство тревоги и недовольства, это обязательно отражается на малыше (как бы мы этого не хотели). Как только психологический фон мамочки нормализовался, она сразу понимает, в чем нуждается ее ребенок. И малыш успокаивается без лишних хлопот.

Хуже, если ребенок воспитывается только мамой. В быту и на работе она чаще других бывает не уравновешена. Поэтому такие дети, часто проявляют повышенную активность. Если ребенок пришел в семью из «дома малютки», то новоявленным родителям потребуется приложить большие усилия на восстановление у них утраченного спокойствия.

Признаки того, что ребенок гиперактивный

О СГДВ сегодня знают практически все, у кого есть дети. И многие из родителей готовы поставить своему малышу диагноз, основываясь лишь на поверхностных знаниях о синдроме. Многие дошкольники растут шустрыми, не всегда слушаются маму и папу, но далеко не все они требуют специализированной помощи. Какие же признаки указывают на СГДВ у ребенка?

  • Он не может усидеть на одном месте более минуты, начав какое-то дело, практически сразу теряет интерес к нему;
  • Негодует по поводу замечаний и критики в свой адрес;
  • Отказывается слушать наставления и замечания, игнорирует их;
  • Не имеет постоянных увлечений;
  • Его внимание неустойчиво;
  • Он забывает сказанное и услышанное несколько минут назад, будь то замечание, просьба или обидные слова в адрес других людей: сказал и забыл.

Психокоррекция гиперактивного ребенка

При работе с гиперактивными детьми необходимо помнить, что им свойственны дефицит внимания, импульсивность и сверхактивность. Поэтому желательно использовать игры с четкими правилами, игры, способствующие развитию внимания

  1. Игра «ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО».

ЦЕЛЬ : С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их не слышит). Ребенок получит возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый — способ управлять его поведением.

ПРИМЕЧАНИЕ: «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

  1. Игра «ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

ЦЕЛЬ: Игра помогает снять излишнюю двигательную активность.

ПРИМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами.

  1. Игра «ГВАЛТ»

ЦЕЛЬ: Игра направлена на развитие концентрации внимания.

ПРИМЕЧАНИЕ: Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

  1. Игра «СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ»

ЦЕЛЬ: Игра учит детей гибкости в общении друг с другом, пособствует возникновению доверия между ними.

ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы «третья» нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногой , но и спинками, головами и др.

  1. Игра «ЗЕВАКИ»

ЦЕЛЬ: Игра воспитывает в детях произвольное внимание, помогает развить быстроту реакции, учит управлять своим телом и выполнять инструкции.

ПРИМЕЧАНИЕ: Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

  1. Игра «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

ЦЕЛЬ: Игра развивает внимание, связанное с координацией двигательного и слухового анализаторов.

Разучив движения, дети должны в быстром темпе и без ошибок показывать то слово, которое произносит ведущий. Для усложнения игры ведущий может называть слова в разном порядке или называть одно слово, а показывать другое.

ПРИМЕЧАНИЕ: Вместо предложенных слов можно использовать другие, например: плавание, волейбол, бокс, велосипед, горшок на голове.

  1. Игра «КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ. . .».

ЦЕЛЬ: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребенком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

  1. Игра «СЛУШАЙ КОМАНДУ»

ЦЕЛЬ: Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

ПРИМЕЧАНИЕ: Игра обязательно должна сопровождаться музыкой спокойного характера.

  1. Игра «РАССТАВЬ ПОСТЫ»

ЦЕЛЬ: Игра развивает навыки волевой регуляции, воспитывает у ребенка способность концентрировать свое внимание на определенный сигнал.

СОДЕРЖАНИЕ : Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идёт командир. Когда командир хлопнет в ладони, идущий последним ребёнок должен немедленно остановиться. Таким образом командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.).

  1. ИГРА «ПОЖАЛУЙСТА».

ЦЕЛЬ: Игра быстро учит детей умению быстро переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, помогает им преодолеть двигательный автоматизм.

ПРИМЕЧАНИЕ: Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие слова, например: «король приказал», «Чебурашка просит» и т.д.

  1. ИГРА «запрещённое ДВИЖЕНИЕ»

Цель: Эта игра с чёткими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровое эмоциональное возбуждение.

ПРИМЕЧАНИЕ: Вместо того, чтобы показывать движение, ведущий может вслух называть цифры. Играющие повторяют за ним все цифры хором, кроме одной цифры, например, »пять». Когда ведущий называет запрещённую цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

  1. ИГРА «СЛУШАЙ ХЛОПКИ»

ЦЕЛЬ: Игра способствует развитию внимания, учит детей подчиняться правилам игры, управлять своим телом.

  1. ИГРА «ЗАМРИ»

ЦЕЛЬ: Игра рекомендуется гиперактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка»

  2. Мэри «Ребенок «с характером»

  3. «Как научить детей сотрудничать»

  4. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»

  5. Клюева Н.В. «Учим детей общению Характер»

  6. Касаткина Ю.В. «Коммуникабельность»

Что делать с гиперактивным ребенком?

Если вы заметили у своего малыша признаки гиперактивности, покажите его невропатологу, который проведет электроэнцефалографическое исследование и посоветует, что делать родителям.

Несколько основных рекомендаций, которые может дать невропатолог, мы собрали для вас в этом разделе, чтобы вы могли разобраться заранее, что делать с гиперактивным ребенком от года до 6 лет.

Гиперактивному ребенку год: что делать?

Если вашему малышу исполнился один годик, и он стал вести себя гиперактивно, ведите себя с ним таким образом:

  • Пресекайте все истерики сразу, но не криком, а отвлечением внимания малыша на что-то. Конечно, придется пофантазировать и набраться немалым терпением, чтобы не идти на поводу у ребенка, но и не нарушить его психику еще больше.
  • Несмотря на то, что крохе только год, с ним нужно разговаривать и объяснять, что значат определенные слова. Например, рассказывайте малышу, что обозначает слово «нельзя». Только делать это надо спокойно, мягко.
  • Старайтесь не допускать того, чтобы ребенок эмоционально возбуждался в течение дня. Неожиданные ситуации – это «масло в огонь» для гиперактивного крохи.
  • Как можно чаще гуляйте на свежем воздухе с ребенком. Только в этом случае он будет крепко спать ночью.
  • В комнате, где играет ваш малыш, должен быть включен телевизор. Если нет телевизора, то пусть работает радио.
  • Уберите с глаз крохи яркие игрушки. Его комната должна быть оформлена в светлых тонах, не привлекающих внимание и не раздражающих психику.

Если вам поставили диагноз гиперактивность, это не значит, что малыш болен. Просто к нему нужно искать особенный подход и уделять больше внимания его воспитанию.

Гиперактивному ребенку 2 года: что делать?

В 2 года малыш уже больше умеет и понимает, чем в год. Поэтому подход к нему должен быть у родителей соответствующий. В принципе, все те рекомендации, которые мы перечисляли, когда речь шла о формировании поведения годовалого малыша, подходят и для ребенка, которому исполнилось 2 года.

Однако несколько пунктов следует добавить:

  • Установите крохе жесткий режим дня. Например, в 21:00 он должен выпить чай, съесть булочку, выкупаться и лечь спать. Никаких развлекательных мероприятий после этих процедур уже проводить нельзя. У ребенка должен выработаться рефлекс.
  • Перед сном гиперактивному ребенку нужно включать успокаивающую музыку или читать сказку медленным и размеренным тоном и голосом.
  • Не наказывайте малыша лишением его движения. Он не должен стоять в углу или молча сидеть на диване. Дитя не будет этого делать, а только еще больше разозлиться и устроит истерику.

Гиперактивному ребенку 3-4 года: что делать?

В 3 года у ребенка начинается кризис трехлетнего возраста:

  1. У него уже формируется внутреннее «Я»
  2. Он активно начинает исследовать окружающий его мир
  3. В этом возрасте гиперактивность малыша может дать впервые о себе знать

В 3 года многие родители отдают свое чадо в детский сад, где он и начинает в полной мере себя проявлять. Воспитатели, если заметят какие-то эмоциональные отклонения у крохи, сообщат об этом его родителям. И вот тогда нужно всерьез задуматься, что делать, чтобы ваш гиперактивный ребенок вел себя нормально в саду с другими детьми.

Рекомендуем вам попробовать следующее:

  • Начните закалять малыша – обливайте его по утрам холодной водой. Для него это, безусловно, будет стрессовой ситуацией, но очень эффективно воздействующей на общее психоэмоциональное состояние ребенка.
  • Отведите ребенка заниматься в какую-то секцию, чтобы там он мог оставлять свою энергию и учиться общаться со сверстниками.
  • Учите малыша расслабляться в игровой форме. Предложите крохе построить песочную башню или поиграть в воде. Такие игры благотворно воздействуют на психику ребенка.

Гиперактивному ребенку 5 лет: что делать?

В 5 лет ребенок – это индивидуальность со сложившимися устоями, привычками, талантами. Ему для личностного развития необходимо создать особое пространство, где он сможет полноценно жить – играть, бегать, учиться, находиться наедине с самим собой, если ему это необходимо. Именно в этом возрасте родители должны показать своего гиперактивного ребенка психологу, чтобы знать, что делать. Врач даст такие рекомендации:

  • Чаще хвалить малыша, особенно тогда, когда он этого действительно заслуживает.
  • Придумать ребенку домашние дела, которые он должен выполнять сам каждый день. Это должны быть посильные поручения – помыть за собой тарелку, чашку, застелить постель после сна.
  • Составлять с малышом совместные планы на день, чтобы кроха чувствовал, как для вас важно, успевает ли он все, что задумал.
  • Проводить с малышом как можно больше времени не только дома, но и на свежем воздухе. Если он хочет, играйте с ним в его игры, которые он предлагает.
  • Составить распорядок дня для всей семьи, чтобы малыш понимал, что и он, и взрослые его четко выполняют.
  • Стать примером для малыша. В 5 лет он начинает копировать поведение своих родителей.

Запреты и ограничения

Как и для любого ребенка, так и для ребенка с синдромом гиперактивности необходимо устанавливать некие правила поведения, которые будут удерживать его в социальных рамках. Запреты не следует вводить без весомой причины. Каждое замечание и пожелание со стороны родителей должно быть обоснованным. Следует обязательно объяснять, почему нельзя делать те или иные вещи, это часть правильного воспитания гиперактивного ребенка.

Важно очень корректно вводить запреты на ограничения подвижности ребенка и его поведение. Огромную роль играет формулировка, так как гиперактивные дети тяжело воспринимают запреты и реагируют негативно, сопротивляясь на любое замечание. Вместо формулировки «Не рисуй по стенах!», следует употребить, например, «Не хочешь ли порисовать в альбоме?». Такая формулировка не способна вызвать бурную реакцию у ребенка и поможет провести коррекцию поведения ребенка более спокойно.

Запреты и ограничения

Если запрещать какую-либо деятельность, следует учесть, что гиперактивному ребенку нужно предложить любое альтернативное решение, ведь расходовать энергию нужно обязательно. Нельзя отнекиваться от любых объяснений, просить ребенка посидеть тихо не двигаясь. Поток детской энергии нельзя остановить, можно только направить в необходимое русло.

Исследования

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

Гиперактивному ребенку нужна систематизация

Помните о том, что ребенку трудно организовать собственную деятельность. Постарайтесь обсудить с ним и вместе записать режим дня. Сделайте список правил, устанавливайте границы – что делать можно, а чего не стоит.

Контролируйте действия ребенка, но не давите на него, конкретизируйте ваши указания или поручения, говорите ребенку, чего точно вы от него хотите. Всё должно быть просто и понятно. Ребенок может часто забывать поручения, и ваша задача – не сердиться на него, повторять свои просьбы столько раз, сколько будет необходимо.

Особенно трудно, если гиперактивный ребёнок в детском саду или школе ведёт себя неподобающе. Тогда нужно объяснить ситуацию воспитателям. Они профессионалы и должны понимать, как вести себя в такой ситуации.

Методы «скорой помощи» при общении с гиперактивным малышом

Гиперактивность у малыша, как правило, проявляется в самые неожиданные моменты. Но родителям стоит проявлять сдержанность, пытаться быстро переключить внимание ребёнка.

При этом стоит обращать внимание на такие рекомендации:

  • стоит увлечь малыша другим делом;
  • можно задать ребёнку вопрос не по теме;
  • поведение малыша стоит обсудить в несерьёзной форме. Его можно сравнить с одним из персонажей мультфильма;
  • не стоит пренебрегать капризами и страхами ребёнка;
  • родителям следует оставить в прошлом приказной тон. Все диалоги должны быть построены в виде просьбы;
  • в отдельных ситуациях можно оставить ребёнка одного в комнате на некоторое время.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста

СДВГ у детей, которые еще не достигли школьного возраста, отличается определенными особенностями. Гиперактивность у пациентов отмечается с самого раннего возраста, что говорит о фактически врожденной предрасположенности к потенциальным нарушениям. При этом медики не рекомендуют ставить диагноз, подтверждающие неврологическое нарушение, ранее возраста в 5-12 лет.

Это связано с особенностями формирования психики маленького ребенка. Многие дети отличаются повышенной эмоциональностью, что не говорит о присутствии патологии. Дополнительно на поведении сказываются первые кризисы переходного возраста, которые человек переживает с разной степенью тяжести в период примерно трех и семи лет. В это время каждый ребенок становится капризным, начинает привлекать к себе внимание взрослых, становясь или слишком пассивным или гипервозбудимым.

В дошкольном возрасте родители или педагоги могут только обратить внимание на некоторую предрасположенность малыша к будущему развитию патологии. Если симптомы на протяжении месяцев и лет сохраняются, родители должны тщательно следить за поведением ребенка, обращать внимание на его общение со сверстниками, успехи в обучении. Подтверждение диагноза проводится только после минимум пятилетнего возраста.

Синдром гиперактивности является патологией, способной без должной терапии существенно ухудшить качество жизни пациента в любом возрасте. Контроль этого неврологического диагноза выполнятся опытными специалистами. Помощь врачей и родственников обеспечивает должную корректировку поведения людей, страдающих СДВГ.

Читайте также:  Искусство логики: как научиться правильно рассуждать