10 принципов воспитания детей от Михаила Лабковского

Как научить хорошему поведению малыша, который еще толком не говорит и чьи мыслительные способности еще не сформированы? Как направлять малыша, у которого практически отсутствует представление о таких тонких материях, как манеры, желание делиться с ближними, сочувствие, не говоря уже о собственной без­опасности? Ниже перечислены основные принципы, которыми должны руководствоваться любящие родители, если они хотят, чтобы дисциплина приносила желаемые плоды.

Понимание опасности

Начнем с безопасности. Ваш ребенок пока не знает, какие места могут представлять угрозу для его здоровья. Даже мы, взрослые, не всегда можем предвидеть эти опасные ситуации: кроха может прищемить пальчики дверью или просто столкнуться с дверным косяком. Ох уж эти малыши, они такие рассеянные! Однако чем больше заведомо опасных предметов мы уберем с пути малыша, тем меньше сил мы будем тратить на устранение последствий нашей непредусмотрительности. Во всех остальных случаях необходимо направлять малыша и информировать его о том, что может представлять опасность. Начинающий пешеход не знает, что проезжая часть улицы опасна. Он не понимает, что пламя камина или костра обожжет его. Родители должны говорить ему: «Нет, это трогать нельзя! Нет, это нельзя брать в рот!» Некоторые из них винят себя в запретах, но благодаря им дети многому учатся, без них не обойтись. Впрочем, по прошествии некоторого времени вы будете все чаще говорить ребенку «да», а не «нет» и больше предоставлять свободы. Внешний мир иногда опасен, но, по мере того как мы взрослеем, он становится менее опасным, потому что мы научились познавать его, контролировать свои действия и защищать себя. Не забывайте про напоминания – они помогут вам предотвращать нежелательное поведение еще до того, как малыш станет действовать. Дети младшего возраста пока еще только привыкают к тому, что существуют правила, и не способны все время удерживать в памяти нужную информацию. Поэтому перед принятием ванны мягко напомните малышу: «У нас правило: если ты будешь брызгаться, то купание прекращается». Протягивая ребенку мороженое, скажите: «Его надо есть на кухне».

Он познает мир с помощью экспериментирования, наблюдает за причинами и следствиями явлений и изучает их вместе со взрослыми. «Что будет со стаканом сока, если я его переверну? И как на это отреагирует мама?» Все дети смотрят на нас краем глаза, приближая палец к розетке. Им нужно посмотреть на нашу реакцию. Они знают, что это запрещено, но им все равно хочется независимости. К сожалению, потребуется нескончаемое число повторений, чтобы ваш урок закрепился. И потом, правила – это как таблица умножения, они нудные, и их нужно повторять много раз, чтобы выучить. Чем чаще вы говорите: «Нет, нельзя трогать розетку!», тем прочнее это правило без­опасности оседает в маленькой головке.

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Воспитание детей

Что такое воспитание? Если не вдаваться в умные термины, то воспитание – процесс взаимодействия родителей и детей, в котором первые помогают вторым познавать мир, взрослеть, прививают навыки социализации, в результате чего развивается гармоничная и здоровая личность. Но это – в идеале. В реальной жизни воспитание ребенка в семье – целая проблема: бабушка настойчиво делится своим опытом, муж вспоминает, как вел себя его отец, мама зачитывается трудами педагогов-новаторов и ставит свои эксперименты. Кто прав и что получится в результате? Вопросы почти риторические.

Читайте также:  Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия

Большая проблема воспитания детей – отсутствие единой линии поведения у всех членов семьи. Вы ведь наверняка встречали примеры, где папа злой, всегда говорит «нельзя», а мама добрая и все разрешает (или наоборот). Еще один камень преткновения – бабушки и дедушки. Бывает, что супруги придерживаются одной модели поведения, ребенку комфортно, конфликты не возникают. Но наступают каникулы, малыш отправляется в гости к бабушке, потом приезжает обратно и ведет себя совершенно иначе.

Почему так происходит? В этот период воспитанием занимается непосредственно бабушка, а у нее на это свои взгляды. Они может уделять больше внимания, потакать прихотям внуков, разрешать то, что запрещают родители. Кроме того, бабушки и дедушки практикуют задаривание подарками, что тоже выбивается из привычного ритма жизни. В результате меры воспитания родителями теряют эффективность – у ребенка в голове уже совсем другой сценарий поведения, и авторитет мамы с папой неумолимо падает. Далее мы имеем семейные конфликты, недовольство взрослых и расшатанную противоречиями психику малыша.

Чем еще чревато воспитание маленьких детей, когда взрослые не могут между собой договориться насчет «можно» и «нельзя»? Ребенок перестает уважать всех, быстро учится манипулировать и даже неосознанно мстить, причем месть направлена именно на «доброго» члена семьи. Разберемся, как это происходит и почему.

Воспитание детей

Жизнь с ребенком – это не только сплошная радость, но и большая ответственность. Все члены семьи должны придерживаться единой линии поведения, иначе малыш пойдет искать авторитет в другом месте. Приведем простую аналогию: вы проконсультировались с двумя тренерами, которые разработали для вас 2 совершенно разные по нагрузке программы занятий. Вероятнее всего, вы найдете третьего специалиста, чтобы решить для себя эти противоречия. То же самое происходит в голове у маленького человека.

Помощь родителям в воспитании детей – заранее договоритесь, что вы разрешаете или запрещаете, на каких условиях будут поблажки, определите режим дня, обсудите другие рутинные вещи. Если каждый из членов семьи будет гнуть свою линию, ребенок выберет то, что удобно ему в конкретной ситуации, при этом его уважения не заслужит ни один из взрослых, на подсознательном уровне сформируется чувство вины за непослушание, из-за чего и возможны «сценарии мести».

Когда начинать воспитывать ребенка? Этот вопрос часто задают нашим специалистам, и ответ на него – как только вы решились стать родителями. Как это реализуемо: сходите к семейному психологу, запишитесь на специализированные курсы, пообщайтесь с педагогами и воспитателями – практические советы от профессионалов помогут вам сформировать первичное понимание самого процесса. Вы узнаете азы детской психологии, будете знать, почему ребенок ведет себя определенным образом в той или иной ситуации, поймете роль родителей в семье. Не пренебрегайте профессиональными рекомендациями – они станут основой вашего поведения и взаимодействия с ребенком, а также помогут вырастить здоровую и всесторонне развитую личность.

Задачи воспитания и обучения ребенка

Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:

  • научить их общаться в обществе;
  • дать как можно больше информации и знаний;
  • благодарить за оказанную помощь и презенты;
  • уважать старших и не перебивать их во время разговора.

Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.

Поведение и воспитание

Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.

Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.

Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.

Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.

Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.

Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.

Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.

Дети — это пираньи

Дети — это пираньи, требующие внимания, и они жадно пожирают его. Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много.

Они готовы на все, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим. Они обязательно воспользуются любым малейшим шансом привлечь к себе внимание, невзирая на возможные разрушительные последствия.

В поисках внимания они при любом удобном случае обязательно выпрыгнут из своей реки.

Это нужно твердо усвоить, потому что, если вы забудете о том, что дети требуют внимания, они получат его недостаточно и набросятся на вас.

Для пираний главная цель в жизни — это пожирать все, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило.

Общие проблемы воспитания

Проблемы, связанные с ребенком, начинаются еще до его рождения – а именно с родительской мотивации завести детей.

Люди ведь по-разным причинам детей заводят. Кому-то врач на консультации говорит: «Или сейчас, или никогда. Потом только ЭКО». Кто-то считает, что возраст подходящий – «уж полночь близится, а Германа все нет».

Находятся и такие, которые таким извращенным способом пытаются мужчину к себе привязать.

Все это не очень правильно. Единственная верная мотивация – хотеть завести ребенка.

Появляется на свет ребенок – «Здравствуй, доктор Спок!» Жизненный уклад семьи меняется и возникают вопросы: «Как кормить? Бутылочка или грудное вскармливание? Какие памперсы?» и так далее.

Стили семейного воспитания

Если методы воспитания у каждой семьи могут быть совершенно отличными от других семей, то стиль воспитания ребенка в семье можно отнести к той или иной классификации.

Существуют следующие стили воспитания:

  • демократический;
  • авторитарный;
  • попустический.

Первый стиль воспитания ребенка в семье — демократический — наиболее приемлем в воспитании ребенка. Семьи с данным стилем воспитания учитывают интересы своего малыша, идут на компромиссы с ребенком, всегда находят выход из любой сложной и капризной ситуации.

Авторитарному стилю воспитания я бы сказала резкое «нет». Ведь взрослый сильнее, при этом стиле, навязывая свое мнение, он конечно же «победит». Но стоит ли делать так, чтобы малыш уже с раннего детства плясал под вашу дудочку. Самим такой стиль на себя примерить не хотели бы?

Есть еще один стиль с явно негативной направленностью — попустительский. Тут уж взрослым до своего ребенка совсем никакого дела нет. Каждый в семье сам по себе. Но малыш еще так нуждается не только в понимании, но и в активном участии в его развитии и обучении.

Стоит отметить, значение семьи в оспитании ребенка зависит от выбора или самопроизвольно организованного стиля.

Выбранный стиль воспитания — залог хороших взаимоотношений между родителями и детьми. Если хотите, чтобы малыш доверял вам, не будьте к нему слишком требовательны. Больше эмоционального тепла и совместных дел — вот основа ваших доверительных отношений.

Заблуждение пятое: « Я делаю все, что могу, а если буду делать больше, то, что скажет мама»

Друзья, я не случайно вывел это утверждение в качестве родительских заблуждений. Мы очень часто оглядываемся на мнения авторитетных людей, но то, что было актуально вчера, сегодня не работает. Например, в наше время был культ авторитетов, и мы четко выполняли наставления родителей – «Слушай учительницу!» – безапелляционно, просто слушай. Но, это всего лишь люди. Так давайте дадим возможность детям самим определять – кто для них авторитет, а кто нет. Давайте научим их оценивать полезные советы от стереотипных заблуждений.

Читайте также:  150 потрясающих идей для раннего развития ребенка

— Дорогая, ты зачем, когда отбиваешь  мясо под отбивную, кусочек всегда отрезаешь?

—  Отстань, так вкусно!

—  И, все же?

—  Так делала моя мама!

Вопрос к теще. А вот, почему, когда вы готовите отбивную…?

Потому, что так вкусно!

Не вижу связки…

Отстань, так делает моя мама!

(Слава Богу, бабушка в здравии..) Бабуля а вы зачем… мясо когда…, отрезаете

Так,  это раньше, а сейчас у меня сковородка большая…!

Заблуждений от значимых взрослых может быть много, так же как и полезных советов, но как научиться отделять зерна от плевел? Кап понять, что в тему, а что мимо? Для этого нужны четкие ориентиры, и родители должны их знать, вернее могут. Иначе воспитание превращается в эксперимент с собственными детьми. Но, кто из родителей может позволить себе сыграть такую лотерею с жизнью?

Вернемся к нашему эпилогу, перечитайте его еще раз. Если вы согласны с каждым утверждением и знаете, что, как родителям вам необходимо делать, и как достигать полного взаимопонимания с детьми, тогда вам, возможно, просто нужно продолжать свой путь, но если у вас появились вопросы, не стесняйтесь спрашивать – слишком высока ставка.

Разрабатывая обучающий курс для родителей, мы реально представляли, что не каждый взрослый готов столкнуться с собственными недоработками – «а, что скажет мама?». Но на мой взгляд, допускать ошибки это очень естественно для человека действия, а вот не делать работу над ошибками и не стремиться к совершенству –это непозволительная роскошь, ведь именно этому мы хотим научить своих детей.

Дмитрий Телечкун, психолог, бизнес-тренер, коуч, ведущий проекта «Клуб родительского мастерства».  

*** Внимание! 15 ноября состоится тренинг Дмитрия Телечкуна в Киеве — узнайте подробнее.

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android

Холерик

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Проявлять агрессию и раздражительность в присутствии ребенка.
  • Чрезмерная опека.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Разговаривать с ребенком тихо и спокойно, даже иногда шепотом для повышения его внимания.
  • Развивать самостоятельность.
Холерик

Более подробно узнать, как нужно воспитывать ребенка в раннем возрасте, расскажет психолог Дмитрий Карпачев.

Наказывать нельзя простить: нелегкая задача для родителей.

Наказание — неотъемлемая часть воспитания детей. С этим согласны и родители, и психологи. Важно не путать «наказание» с понятием «жестокое обращение». Последнее подразумевает унижение и оскорбление личности, будь это словесно или посредством физического действия. Цель наказания — заставить увидеть вину и последствия непослушания. Если вы грубо отчитаете или ударите малыша, вместо понимания причинно-следственного действия получите в ответ обиду и злость. Наказание должно основываться исключительно на ограничении.

У родителя должна быть цель

В начале статьи я упомянула, что у детей огромный потенциал. Сравним это с пустой комнатой. Кому эту комнату заставлять «мебелью»? Вам! Кому пользоваться удобством расстановки и наличием всего необходимого? Вашим крохам.

Давайте вспомним, как вы внимательно подбирали по каталогам свою мебель. Учтена была вся важная характеристика: цвет, стиль, форма. Расставляя, вы думали о вашем привычном образе жизни, чему отдаете предпочтение: общением с друзьями или же предпочитаете в одиночестве смотреть телепередачи. Не забыли, что в комнате вам придется находиться утром и днем. А потому прикупили светильники, шторки.

Вот точно также нужно внимательно отнестись к тому, что будет в сердце и голове вашего малыша. Не тратьте свое время (словно деньги на необдуманную, неподходящую обстановку), не впускайте в жизнь малыша пустые слова и поступки (как площадь комнаты заполняется чем попало, после чего нет порядка). Помните о цели воспитания: взвешивайте, а нужны ли конкретно эти знания, ребенку, к чему они их приведут. Как он будет их применять, и для какого стиля жизни вы его подготавливаете. То же касается выбранных книг и мультиков. Чтобы узнать как я выбираю книги и фильмы и как они влияют на жизнь и поведение человека переходите сюда.