Гребля на байдарках и каноэ — гребной вид спорта, в котором используются лодки двух типов: байдарки и каноэ. Является олимпийским видом спорта с 1936 года (впервые же был представлен на Олимпийских играх 1924 года в качестве неофициального вида). Кроме собственно гребли на байдарках и каноэ (или гребли на «гладкой воде») существует большое количество других дисциплин, использующих эти типы лодок. Из их числа в олимпийскую программу включён только гребной слалом.
Гребля на байдарках и каноэ
Гребля на байдарках и каноэ — вид безуключенной гребли на лодках байдарках или каноэ. Является олимпийским видом спорта с 1936 года. Кроме собственно гребли на байдарках и каноэ или спринта существует большое количество других дисциплин, использующих эти типы лодок. Из их числа в олимпийскую программу включён только гребной слалом. Международные соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводится под эгидой Международной Федерации Каноэ ИКФ, англ. ICF. В России её представителем является Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ ВФГБК. Греблей на байдарках и каноэ занимаются к …
- Тренажер «гребля»: как правильно заниматься, какие мышцы работают
- Гребля на байдарках и каноэ: описание, история, правила
- Тренажер «гребля»: как правильно заниматься, какие мышцы работают
- Тренажер «гребля»: как правильно заниматься, какие мышцы работают
- Каноэ — Краткое руководство — CoderLessons.com
Какие бывают байдарки
Современные маломерные запалубленные судна, так популярные среди любителей активного отдыха, различают по виду и типу конструкции.
Виды байдарок
Разборная

Плавсредство, собираемое из металлических деталей и «шкуры» – специальной ткани, натягиваемой на каркас. В комплект могут входить надувные баллоны, дающие лодке большую непотопляемость. Все детали хранятся в рюкзаке, что позволяет путешествовать и в пешем порядке, не только по воде.
Неразборная
Как правило, изготовлена из пластика или полиэтилена, с цельным корпусом, дающим преимущество в скорости передвижения по воде. Рассчитана на одного гребца. Разработаны, прежде всего, для спорта, а уже потом для отдыха на воде.
Каркасная
Судно с жестким каркасом, определившим его название, из дерева или металла. Оболочка делается из ПВХ или другого водонепроницаемого материала. Длинные модели более быстроходны. Преимущества каркасников заключаются в большой грузоподъемности и низкой осадке, однако такая модель громоздкая, при транспортировке доставит немало хлопот, да и на правильную сборку придется потратить много времени.

Надувная
В продаже представлены двухслойные и однослойные. Оснащены надувными баллонами, шкура – из ПВХ, «скелета» нет. Они весят гораздо меньше каркасных, просто собираются (главное, не забыть насос) и отлично ведут себя на воде, не боясь порогов, но сильных волн не любят, поэтому могут опрокинуться.
Каркасно-надувная
Универсальное изобретение с каркасом и надувными баллонами. Самый оптимальный вариант для туризма. Собираясь в сплав всей семьей, стоит подумать о покупке этой модели: остойчивость, непотопляемость, хорошая проходимость по мелководью – вот отличительные особенности такой лодки. Однако за счет баллонов страдает вместительность, да и тяжеловата. К недостаткам следует отнести длительное время, уходящее на сборку.
Пластиковая

С литым корпусом, прочная. О протечках можно не беспокоиться. Рассчитана на одного гребца. Скоростная, удобная, с большим сроком службы, но есть 2 минуса: неразборная – проблематично везти к месту сплава и хранить, а также внушительный вес. Но если большое путешествие не планируется, то одноместный каяк – это то, что нужно для приключения с водными препятствиями.
Сравнительная таблица:
Тип | Каркасные | Каркасно-надувные | Надувные | Цельнолитые |
---|---|---|---|---|
Средний вес, кг | 30 | 27 | 20 | 35 |
Остойчивость | Средняя | Хорошая | Хорошая | Слабая |
Грузоподъемность, кг | до 550 | до 500 | до 300 | до 600 |
Ходкость | Хорошая | Хорошая | Средняя | Высокая |
Внутренний объем | Большой | Средний | Малый | Очень малый |
Непотопляемость | Слабая | Хорошая | Отличная | Слабая |
Цена за новую лодку, рублей | От 15000 | От 25000 | От 30000 | От 20000 |
Работа с веслом
Обучение любым приемам гребли на байдарке и управлению ею начинаются с работы веслом. Это обусловлено тем, что в отличие от гребли на других плавсредствах (лодках, яликах), при управлении спортивной или туристической байдаркой используется иной способ хвата.
Также следует знать, что в зависимости от типа байдарки и сложности походов могут использоваться весла стандартной длины или спортивные. Как правило, подбор их длины производится конкретно под рост гребца.
Разворот весла диктуется биомеханическими и физиологическими факторами, поэтому оптимальный его угол индивидуален для любого гребца. Как правило, он немного меньше 90°. При нормальном хвате расстояние между кистями равняется расстоянию между локтями рук, разведенных в стороны.
Каждый гребок весла включает в себя 4 фазы:
- Начало – вхождение лопасти в воду.
- Силовую часть – проводку, благодаря которой байдарка ускоряется.
- Конец – выход лопасти из воды.
- Занос весла для другого гребка.
Внимательно посмотрите видео с демонстрацией спортивной техники гребли на байдарке и постарайтесь повторить основные движения!
Правильная техника гребли
Техника гребли вперед на туристической и спортивной байдарке практически не имеет различий. Жесткость посадки человека достигается при помощи специального сиденья, которое ограничивает его поперечные смещения.

Корпус гребца должен быть в прямом положении, его колени упираются в фальшборта, а ступни – в перекладины кильсона. Жесткость посадки человека проверяют небольшим открениванием байдарки движением бедер.
Процесс гребли включает в себя повторяющиеся гребки веслом. За минуту выполняют 20-40 гребков. При преодолении бурного потока или маневрах их частота будет максимальной. Если байдарка рассчитана на несколько человек, темп задается передними гребцами.
Существуют следующие разновидности гребков:
-
- Перемещения, которые придают байдарке скорость при движении по прямой.
Они бывают прямыми и обратными. Данные гребки осуществляются близко к борту. При этом корпус человека выпрямлен. Его тянущая рука расположена ближе к воде, а толкающая – выше от нее. В процессе гребли на байдарке они постоянно сменяют друг друга. Сила гребка увеличивается постепенно. Ее максимум достигается при расположении весла в почти вертикальном положении.
Проводка заканчивается после прохождения лопасти тела гребца. При обратных гребках весло не разворачивают. При них лопасть заносится сзади.
- Управления, которые придают байдарке вращательные движения.
Подобные гребки имеют небольшую составляющую, которая способствует ее перемещению. Они бывают прямыми и обратными. Их часто используются для торможения. Они выполняются по дуге с наибольшим радиусом.
В процессе управления байдаркой всегда используются оба эти вида гребков.
Повороты на байдарке
Для поворотов применяют различные приемы:
- Крен в сторону, который направлен в противоположную повороту сторону (используется в тихой воде).
- Выполнение гребков перемещения с разной силой. При этом со стороны поворота производят самые слабые гребки.
- Изменение хвата весла. При этом удлинение выполняется с внешней стороны поворота.
- Осуществление дугообразных гребков, направленных от носа байдарки. Они производятся с внешней стороны поворота.
Профессионалы используют и другие приемы поворотов (отталкивание, боковое притяжение, зацеп).
Узнайте, как построить байдарку своими руками!
Крен – это специальный прием работы веслом. Он создает оптимальное положение байдарки относительно воды и обеспечивает ее устойчивость. Благодаря ему увеличивается ее маневренность. В его выполнении важнейшую роль играет работа бедрами.

При этом корпус человека расположен вертикально. Благодаря движениям бедер и таза гребец накреняет байдарку так, как ему нужно. Этот прием используется при проведении маневров, особенно необходимых на крутых витьеватых спусках горных рек.
Главный принцип крена – подставлять под поток воды не борта байдарки, а ее дно. При крене веслом работают сильнее с той стороны, куда накренено судно.
Безопасная техника гребли на байдарке
Водный спорт и туризм связаны с большой опасностью для человека. Для обеспечения его безопасности необходимо снабдить гребца индивидуальными спасательными средствами такими, как спасательные жилеты, гидрокостюмы, защитные шлемы.
Новичкам не рекомендуется заплывать слишком далеко от берега и проходить бурные воды рек. Перед посадкой в байдарку необходимо тщательно проверить все снаряжение на исправность. Плаванье группами позволяет повысить безопасность гребцов.
Остались вопросы? Посмотрите обучающее видео!
Post Views: 6 494
Водное поло
Жёсткая контактная игра, которую по-другому ещё называют «ватерполо». Один из командных олимпийских водных видов спорта. Игра проходит в бассейне глубиной от 1,8 м. Соперники должны забить мячи в ворота друг друга за определённый промежуток времени. Чтобы удержаться на плаву, ватерполисты постоянно должны двигать ногами, что напоминает взбивание яиц миксером.
Правила игры:

- В каждой команде 13 игроков.
- Участвуют только по 7 человек от одной команды, остальные – в запасе.
- Игра состоит из четырех периодов по 7 минут с перерывами по 2 минуты.
- Все участники одеты в шапочки, завязанные под подбородком, с защитными протекторами на ушах от ударов мяча. С обеих сторон шапочки – номер участника.
- Вратари на воротах – в красных шапочках, отличных по цвету от шапочек участников игры. На них нанесён номер 1.
- Указания судьи дают указаниями синими и белыми флажками.
- Ватерполисты, кроме вратарей, не имеют права касаться мяча двумя руками, игра ведётся одной рукой.
- Запрещено: удерживать соперника и мяч под водой. За грубые ошибки – удаление из игры на 20 секунд.
Многие правила водного поло перешли в другие его виды: детское водное поло, пляжное водное поло или мини-поло.
Драгонбот
Лодка «дракон» D-10, D-20 — это десяти- или двадцатиместное каноэ. Появилась она в Китае более двух тысяч лет назад. Лодка имеет голову и хвост дракона. Поэтому название у нее не просто метафорическое. Драгонбот был признан отдельным видом спорта в 2007 году. Он очень популярен в Азии и постепенно набирает популярность у нас.
Двадцать человек гребут, вслушиваясь в ритм барабана который находится на носу лодки. «Рулевой» же (на корме) управляет большим рулевым веслом. Этот вид, по сравнению с другими, доступен практически каждому, потому что для начала занятий драгонботом никаких навыков не нужно. Чтобы начать грести в «драконе» — достаточно 5 минут инструктажа на берегу и 5 минут в лодке под присмотром тренера. В дальнейшем остается лишь совершенствовать свою технику.
История водного туризма в России
В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.
Период «оттепели»

В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.
Эпоха катамаранов
Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.
Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.

С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.
Современный водный туризм
После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.
Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.

Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.
Программа тренировок в гребле на байдарках и каноэ: марафон [ править ]
В отличие от спринтерских заплывов, марафонская дистанция требует наличия у спортсменов долгосрочной мышечной выносливости. Кроме того, спортсмен также должен обладать развитой аэробной системой для того, чтобы выдерживать продолжительный заплыв. Пример модели периодизации приведен в таблице.
- доминирующая энергетическая система . аэробная;
- эргогенезис. 5% лактатная система, 95% аэробная система;
- основные источники энергии. гликоген. свободная жирная кислота;
- Гребля на байдарках и каноэ: описание, история, правила
- Техника гребли на байдарках и каноэ
- Каноэ — Краткое руководство — CoderLessons.com
- Сравнение байдарок и каяков: плюсы и минусы основных классов
- Байдарки , каяки , каноэ на охоте и рыбалке. плюсы и минусы от глазами владельца. — Страница 2 — Популярное оружие
- ограничивающий фактор. долгосрочная мышечная выносливость;
- цели тренировки. долгосрочная мышечная выносливость, силовая выносливость, максимальная сила.
Модель периодизации для гребли на байдарках и каноэ (марафон)
Условные обозначения: АА — анатомическая адаптация, соревн. — соревновательный этап, комп. — компенсация, конв. — конверсия, подд. — поддержка, ДМВ — долгосрочная мышечная выносливость, CMB — среднесрочная мышечная выносливость, МС — максимальная сила. М — мощность, подг. — подготовительный этап и П — переходный этап.