Самодельная байдарка. Часть 4. Сплав по реке Ижоре.

в Советы туристу 24 Март 2019 0

Что нужно для отличного сплава на байдарках

Байдарки – это не только профессиональный вид спорта, но также один из видов активного отдыха или туризма. Все что нужно для отличного и безопасного спуска на воду – это подготовка и заранее запланированная дата сплава.

В подготовку входит несколько этапов:

  • прежде всего, нужно задуматься об безопасности. С собой на байдарку нужно захватить спасательные жилеты. Также необходимо прослушать инструктаж от профессиональных спортсменов, которые будет сопровождать вас на протяжении всего путешествия;
  • в поход нужно брать сменную одежду, которая является обязательным пунктом. В случае переворачивания байдарки на воде ваша экипировка будет мокрой и поэтому сменка – то, что нужно после такой ситуации. Главным элементом являются резиновые сапоги, так как они непромокаемые и в любую погоду они универсальны;
  • важно распределить все обязанности между двумя людьми, которые будут находиться в байдарке. Парильным способом будет, если один гребет по левой стороне, а второй по правой, в случае поворота вам нужно будет работать слаженно;
  • расстояние, которое вы должны проходить за день не должно превышать 25 километров. Через каждые 20-25км делайте остановку на отдых и перекус. Вечером разбивайте лагерь и тщательно отдохните чтобы утром быть с полным запасом сил.

Что такое каякинг

Каякинг – это вид экстремального спорта, который появился относительно недавно. Он представляет собой сплав по бурной рекена одноместном судне, который и называется каяком. Чаще судно рассчитано на одно место, но может быть и двухместным.

Каяк – это гребная лодка, история которой связана с широким распространением у алеутов, эскимосов и других арктических народов. Каяк традиционно изготавливали из шкур, натягивая их на деревянный или костяной каркас. Современные каяки промышленного производства изготавливаются из материалов повышенной прочности (полиэтилен, стекловолокно, карбон). Каякинг можно разделить на 2 основные группы:

Как лучше: организовать поход самому или через турфирму?

Водный поход можно организовать самостоятельно. Для этого нужно взять напрокат байдарки и позаботиться об их доставке к месту старта. В Минске прокат байдарки на выходные будет стоить в районе 70 рублей, в регионах дешевле. Такой вариант экономнее, но подходит только тем, кто уже пробовал сплавляться, знает, как работать веслом, и знаком с маршрутом, по которому можно безопасно и интересно сплавиться.

Если вы садитесь в байдарку в первый раз, и в вашей компании нет никого с опытом, лучше обратиться в турфирму и отправиться с проводником. За вас решат все проблемы с инвентарем, обучат основным правилам поведения на байдарке и проведут по проверенному маршруту, чтобы у вас остались хорошие впечатление и захотелось сплавиться еще раз. Не тяните до последнего и организовывайте путешествие заранее.

Обзор документа

Утвержден федеральный стандарт спортивной подготовки по гребле на байдарках и каноэ.

В нем определены структура и содержание программ спортивной подготовки, спортивные нормативы. Приведены требования к участию в соревнованиях, условиям и результатам реализации программ подготовки. Установлены особенности подготовки по отдельным спортивным дисциплинам.

Минимальный возраст для зачисления в группу на этапе начальной подготовки составляет 10 лет. На результаты по данному виду спорта наиболее значительно влияют такие физические качества, как скоростные способности, вестибулярная устойчивость и выносливость.

Приведены перечень необходимой экипировки для занятия указанным видом спорта, требования к кадрам и материально-технической базе спортивных организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Правила

На соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ используются следующие типы лодок: одиночка, двойка, четверка.

В программе соревнований есть как мужские, так и женские заезды. Официальные соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводятся на дистанциях:

  • для мужчин – 200, 500, 1000, 2000, 5000, 10000, 20000, 42000 м, сверхдлинные;
  • для женщин – 200, 500, 1000, 2000, 5000, 20000, 42000 м, сверхдлинные.
Читайте также:  Как подобрать сноуборд для начинающих по росту и весу?

В гонках на дистанции 1000 м участники соревнований должны строго придерживаться своей дорожки, они не должны приближаться к соседней лодке ближе, чем на 5 м для того, чтобы они не могли использовать преимущества течения воды.

Соревнования на длинных дистанциях проводятся с большим количеством поворотов. Все дистанции размечаются маркировочными буйками. На коротких и средних дистанциях имеются ограниченные дорожки (система Альбано).

В случае если у одного из участников на старте ломается весло, то старт объявляется недействительным. На этот случаи гребец или другие члены его команды должны иметь запасное весло.

Расположение лодок на старте в предварительных заездах определяется только процедурой жеребьёвки.

Гребля на байдарках, олимпийские дисциплины:

  • K-1 200 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 200 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-1 1000 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 1000 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-4 1000 м (байдарка-четверка), мужчины;
  • К-1 200 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-1 500 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-2 500 м (байдарка-двойка), женщины;
  • к-4 500 м (байдарка-четверка), женщины.

Гребля на каноэ, олимпийские дисциплины:

  • C-1 1000 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-1 200 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-2 1000 м (каноэ-двойка, вес 20 кг, длина 650 см).

Оболочка.

Симпатично же?

Оболочка байдарки клеилась из имевшихся материалов. После Сирены оставался алькорплан, после Райзе китайский пвх. Последнее из чего мне бы хотелось клеить шкуру — это алькорплан. Но бюджет диктовал жесткие условия, поэтому нижняя часть из толстого армированного пвх. Что, кстати, правильно. По уму, низ шкуры должен быть из пвх 1000-1500 гр/м2, а верх из 500-600 гр/м2 или из кордуры/оксфорда. На верхнюю часть материала не хватило, поэтому пришлось закупить пвх 630 гр/м2, но уже не китайский, а Ивановоискож (для Райзе он и планировался, но отсутствовал в наличии).

Заделка ахтерштевня.

Обоих типов материала было буквально впритык. Алькорплан склеен из 3-х больших равных частей и одного маленького, пвх склеен из 5-ти частей больших и 2-х маленьких. От изначального рулона алькорплана не осталось ничего, от пвх 20см. Алькорплан склеился хорошо, сказался опыт склейки двух оболочек. Натягивать его бесполезно, поэтому материал старательно укладывался точно по каркасу, стрингеры не пострадали, а за счет жесткости материала шкура не висит.

Главное потом заклеить. Внутри шов дополнительно заклеен полоской тонкого пвх.

При описанном мною способе заделки шкуры (а я подсмотрел тут) нужно, следя за натяжением шкуры по привальному брусу, вывесить лишний материал под штевнями и посередине деки. Однако тут есть нюанс. Полностью убрав морщины на привальном брусе вы получите складку на днище в точке начала вывешивания материала. Поэтому два варианта. Или резать днище или делать разрез на привальном брусе. Или ровное днище или красивый фальшборт. По моему опыту, операция с днищем на скорость байдарки влияет мало, с другой стороны, склейка на днище путь к протеканию. Выбор за вами, если не придумаете другого способа склеить шкуру.

Это не Вы смотрите на байдарку. Это Байдарка смотрит на вас.

В общем и целом, склейка шкуры повторяет одноместный вариант. Участок между люками на молнии с открытым концом, задняя часть деки как на Райзе, везде липучка для клапанов водозащиты. Отличие только в передней части. Вместо молнии установлены люверсы для шнуровки. Люверсы на байдарке интересный элемент, превращающий дырку в функциональное отверстие. Идея установки люверсов прежде всего связана с парусным вооружением, хотелось получить опыт установки и посмотреть на надежность такого соединения. Еще люверсы актуальны для обвязки, возможны интересные варианты креплений.

Люверсы нержавейка, веревка бельевая.Да, сидеть на фальшборте можно, но лучше по очереди. Я главный по тряпочке.

Читайте также:  Кардио тренировка для сжигания жира на улице

По сути, шнуровка шкуры эксперимент. По опыту эксплуатации Райзе, молния меня устраивает как по надежности, так и по удобству. Многие скептически относятся к самой идее установки молнии на байдарку, но тут дело в аккуратности в процессе склейки оболочки. При грамотной склейке на каркасе молния не будет испытывать лишних нагрузок, вариант того, что молния лопнет практически исключен. Шнуровка выглядит проще и от того надежнее, но имеет ряд недостатков. Имея опыт установки и молнии и шнуровки ответственно заявляю — одно другого не проще. В байдарке использованы люверсы #8, установлены в склейку ПВХ и полоски алькорплана для жесткости. Расстояние между отверстиями 4 см. Свести края шкуры в ноль практически невозможно. Видимо, по физике процесса, нужно делать одну сторону с клапанов заходящим под противоположную сторону. Тогда шнуровке не будет мешать мидельвейс. Но это не точно. В момент написания блога задумался, что шнур продевается под мидельвейсом и поэтому тянет края вниз. Но если вязать поверх трубы, края будут заезжать друг на друга. Надо экспериментировать. Из-за размерности люверсов липучка клапана водозащиты расположена шире, чем в случае с молнией.

Оболочка.

ОГРОМНЫЙ минус люверсов — скорость шнуровки. На этой байдарке передняя часть распахивается шире, чем на Райзе, шнуровка уходит за 1-ый шпангоут. Затянуть всю длину сходу невозможно, шнур подтягивается несколько раз и даже вдвоем затянуть наглухо — упражнение в бесполезном. По скорости на порядок дольше застегивания молнии. Расшнуровывать гораздо быстрее, но в руках остается шнур, а я сторонник отсутствия элементов находящихся отдельно от каркаса и оболочки. Можно оставлять шнур на шкуре и даже совместить с креплением переднего фальшборта, но для шнуровки нужен мягкий шнур, а для люка жесткий гибкий, да и метры свободно болтающегося шнура будут раздражать.

Оболочка.

Катамаран

Катамаран – относительно небольшое спортивно-туристическое судно, отлично приспособленное для сплава по горным рекам. Он состоит из пары надувных баллонов, скреплённых друг с другом жёсткой рамой. Экипаж катамарана состоит обычно из 6-8 человек. Подобное судно отлично служит в походах, часть которых проходит по суше, а другая представляет сплав по бурной реке. Ведь его можно сдуть, легко разобрать, перенести по суше и вновь собрать на берегу.

Если команда гребёт достаточно слаженно, то даже по спокойной воде катамаран способен развить приличную скорость, поэтому с его помощью можно покрыть большое расстояние по гладкой воде за короткое время.

Байдарка

Катамаран

Классический туристический спуск по реке на лодках осуществляется на байдарках – очень лёгкая, узкая лодка, имеющая одинаково острые нос и корму. Гребцы на байдарке орудуют двухлопастными вёслами. Гребец сидит в байдарке в кокпите, причём снаружи видна только его верхняя часть. Подобное положение особенно удобно в случае длительных гребных переходов.

Лёгкий вес и малая осадка байдарки позволяют ей преодолевать не только речные пороги, но и мелкие каменистые шиберы. Экипаж туристической байдарки обычно состоит из двух или трёх человек. Байдарка очень быстра, но имеет склонность переворачиваться.

С каждым годом всё больше поклонников появляется у другой разновидности сплава – на каяках. Так называется одноместная байдарка небольшого размера, но очень прочная. Каяками пользуются не в сложных, длительных переходах, а для преодоления заранее выбранных препятствий. Это экстрим для одиночек, пытающихся один на один противостоять стихии.

Гребец в каяке должен быть физически выносливым, внимательно и быстро оценивать ситуацию, осуществляя спуск по горной реке на резиновой лодке в одиночку.

Лодка-дракон

В мире гонок по рекам лодки-драконы являются самыми необычными и яркими. Такова была и существует древняя китайская традиция гонок на гребных судах великолепного вида:

  • нос лодки выполнен в форме головы дракона;
  • корма – напоминает драконий хвост;
  • весла выглядят, как многочисленные лапы дракона.

Драконы могут вмещать 10 или 20 гребцов. Ритм гребле задаёт громкий бой барабана, находящегося в лодке, благодаря ему синхронность гребцов получается идеальной.

В данном обзоре были затронуты только самые популярные у современных сторонников активного отдыха плавсредства. На самом же деле их существует гораздо больше, и каждому находится своё применение.

Особенности разных видов сплавов

Катамаран

Путешественнику на рафте по бурной горной реке, которого сегодня чаще называют экстремалом, предстоит преодолеть на своём пути:

  • сложные многоводные пороги;
  • обходить большие камни, преодолевать участки с обратным течением и «бочки»;
  • удерживать рафт от оверкиля.
Читайте также:  Кто такой центровой в баскетболе?

Описать остроту и многообразие впечатлений от такого спуска просто невозможно! Некоторые рафтеры утверждают, что победа над сложным порогом вызывает столь сильные ощущения, что они помогают перебороть страх грохочущей пучины.

Сплав по бурной речке на байдарках и катамаранах несколько спокойнее, чем сплавы на рафтах, но и здесь острых впечатлений более чем достаточно.

Видео о спуске на каяке по горной реке

Катамаран

Как известно, у каждой реки свой темперамент и глубина, которые, к тому же, беспрестанно меняются. За поворотом всегда можно ждать сюрприза. Иногда путь перекрывают завалы, топляк, в других случаях суда приходится перетаскивать через мель вручную. Чтобы избежать прокола днища, судно приходится поднимать на берег, осуществлять волок и вновь спускать на воду ниже по течению. Сильное течение может оказаться коварным: либо развернёт судно, либо отнесёт его в затон, либо прижмёт к камням. В такие моменты экипажу нужно быть собранным, действовать сплочённо, потребуется терпение и выносливость. Только с помощью таких качеств можно преодолеть сложные препятствия и почувствовать себя экстремалом.  Усталость придёт только в конце пути, а до этого будет действовать адреналин.

Начинающим туристам

Начинающим туристам важен может быть любой совет. Главнейшим из них будет то, что любой новичок обязательно должен начать с изучения правил поведения на воде. Затем он должен освоить технику гребли и правила управления плавсредством, в экипаж которого он позднее войдёт. К тому же, он должен иметь полную экипировку, без которой его к сплаву не допустят:

  • спасательный жилет для приключений на байдарке и катамаране;
  • спасательный жилет вместе с защитным шлемом, если предстоит бить рекорды на рафте.

Во всё время нахождения на воде каждый член экипажа должен беспрекословно выполнять все приказы инструктора и соблюдать изученные правила. Тогда будет меньше шансов на испытание неприятных, а часто опасных ощущений.

Катамаран

А Вы бы хотели спуститься на лодке по горной реке? Раскажите об этом в комментариях.

Видео о спуске по реке на лодках

Планирование маршрута

Если вы собираетесь составлять маршрут «с нуля», а не использовать уже опробованные вами или коллегами схемы, то начать лучше с коротких экскурсионных поездок и туров «выходного дня». Определитесь с ключевыми точками путешествия, составьте график передвижения группы с учетом обедов и ночевок, обязательно согласуйте этот график с расписанием транспорта. График передвижения группы должен учитывать особенности физической подготовки участников и не быть для них непосильным или чересчур выматывающим. Еще один момент – график обязательно должен включать «временной резерв», необходимый в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (например, резкого ухудшения погодных условий).

Если планируется ночевка в гостинице, то заранее забронируйте необходимое количество номеров. Места для ночных и дневных стоянок обязательно должны быть оснащены запасом топлива. При составлении маршрутов длиной в несколько дней обязательно согласуйте траекторию передвижения с местами, где можно пополнить запасы воды.

Рассчитайте и заранее закупите необходимое количество продуктов. Составьте смету необходимых расходов на каждого участника похода и включите ее в конечную стоимость тура.

Планирование маршрута

Безопасность водных походов

Любители безмятежного отдыха с удовольствием выбирают сплавы на плотах по спокойным рекам европейской части России. Те, кто готовы потратить на свой отдых больше денег, выбирают прогулки на яхтах. Парусный туризм хорошо развит в приморских регионах и городах, в которых есть большие водохранилища. Однако вопрос безопасности водных походов актуален для всех и складывается из следующих элементов:

Безопасность водных походов сильно зависит от дисциплинированности всей команды. При отсутствии опытного лидера в экстренных ситуациях не будет слаженности. При падении в воду следует помнить:

    в потоке не делать резких движений и беречь воздух – спасательный жилет сам вытянет своего владельца на поверхность;

    Водный туризм – это возможность покорить природу. Человек, который отправляется на горную реку, может получить огромную дозу адреналина, либо обрести умиротворение от спокойного сплава по тихой речке. Чтобы от такого путешествия остались только положительные эмоции необходимо тщательно готовиться к предстоящему водному походу.