Прыжки в фигурном катании: названия и отличительные черты

Катание на коньках – это вид спорта, которому может научиться каждый. Занятия делают тело спортивнее, а осанку красивее. Но что делать для тех, кто не умеет это делать? Мы расскажем, как быстро научиться кататься на коньках взрослому самостоятельно.

Прыжки в фигурном катании

Каждый элемент имеет свою базовую стоимость, зависящего от вида элемента и его сложности. Таким образом, техническая бригада оценивает формально сложность программы. А вот качество исполнения элементов, оценивает другая бригада судьей. Так же они оценивают, так называемые, компоненты программы, хореография, скольжение, связанность и многое другое.

По итогам программы, каждый спортсмен или пара получает от бригады судей оценку, в которой учтены все составные части программы, добавлены бонусы и вычтены все штрафы за ошибки. Команда, пара или спортсмен, набравшие максимальное количество баллов, объявляются победителями.

Штрафы выставляются судьями не только за технические ошибки при выполнении элементов, но и за исполнение особо опасных, так называемых «запрещенных» элементов. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них в коротком видео «Запрещенные элементы в фигурном катании».

Появление первых коньков

Самые примитивные коньки, изготовленные из дерева и кости, были найдены археологами во многих странах Европы. Предположительным сроком их появления является бронзовый век (3500–1200 гг. до н.э.). Эти конструкции позволяли охотникам и путешественникам передвигаться гораздо быстрее, но для фигурного катания конечно же не подходили.

Зарождение фигурного катания

История фигурного катания начинается с Средневековья. Историки считают, что данный конькобежный вид спорта появился благодаря ремесленникам, изготовлявшим железные лезвия для коньков вместо костяных. Первыми кто подарил миру коньки для фигуристов стали голландцы. Интересно, что до 16 века в выступление не входили прыжки, гимнастические движения, да и сюжета определённого не было. У фигуриста присутствовали такие задачи: начертить как можно больше различных фигур и узоров на льду, при этом не упав и сохранив красивое положение тела. Из стран Европы фигурное катание попадает в Америку. В 18 веке в США активно строились и открывались школы и учебные учреждения, для тренировки юных мастеров.

Развивается и совершенствуется техника, перепробованы различные материалы для изготовления коньков. Уже в середине 19 века практически все современные комбинации детально были описаны в книге президента союза конькобежцев Глазго — Д. Андерсона. Танцор и конькобежец Джексон Хейнз открывает миру новый стиль катания, включающий катание под музыку, танцевальные движения и кручения. Кроме того, именно Хейнз придумал намертво привинчивать коньки к обуви, до этого они крепились ремнями и часто падали. В 1860-х он с триумфом проводит гастроли по Америке и странам Европы.

Читайте также:  Для чего нужны термоноски и как их правильно выбрать

Первые соревнования и чемпионаты

После того, как фигурное катание в 1871 году признали видом спорта, соревнования стали проходить регулярно. В 1882 году в Вене проходит первый официальный турнир, в нем приняли участие небольшое количество спортсменов-профессионалов. Следующие соревнования, прошедшие в 1890 году в Санкт-Петербурге, уже собирают лучших фигуристов со всего мира — чемпионы Германии, США, фигуристы из Швеции, Австрии, Финляндии, Норвегии, Голландии и других стран. В 1892 г. образован международный союз конькобежцев. В 1891 г. в Германии проходит первый чемпионат Европы, в 1896 г. в российском Санкт-Петербурге чемпионат мира. Первый чемпионат мира среди женщин состоялся в Швейцарии в 1906 году. Женское фигурное катание было наполнено изысканностью и грацией, а движения отлично сочетались с ритмом музыки. Впервые фигурное катание было включено в показательную программу Олимпиады 1908 года, но только в 1924 г. вошло в официальную программу первых Зимних Олимпийских игр. Интересно, что до войны программы профессиональных фигуристов включали не более 2-3 прыжков. Все изменилось после того, как американец Дик Баттон представил произвольную программу с большим количеством разнообразных прыжков, включая аксель. С тех пор прыжки входят в обязательную программу выступления фигуристов.

Виды и направления

В сообщении на тему «Фигурное катание» следует отметить, что существует несколько видов выступлений на льду. Всего выделяют 4 основных направления:

  • Одиночное катание — одно из самых зрелищных выступлений, в котором нет места для ошибок. Каждое движение спортсмена находится под пристальными взглядами судей. Участник, который наберет больше баллов, станет победителем состязания. Выступления проходят в два этапа: короткая программа и произвольная. Задачей участника соревнований является необходимость продемонстрировать владение всеми группами элементов. Чем выше точность и качество их выполнения, тем выше уровень фигуриста. При оценке выступлений судьями учитываются следующие параметры: пластика, связь движений с музыкой, эстетика, артистизм.
  • В парном катании необходимо продемонстрировать слаженность действий при выступлении в дуэте. Спортсменам следует выполнять на льду сложнейшие фигуры так, чтобы у зрителей создалось впечатление единства действий. Помимо традиционных элементов фигурного катания в этом направлении есть и те, что используются только при работе в паре: поддержка, подкрутка, выброс, вращение и т. д. Важным критерием при оценке выступлений является слаженность действий и синхронность. Соревнования проходят в 2 этапа: короткое выступление и произвольная программа.
  • В спортивных танцах основное внимание уделяется тому, насколько хорошо фигуристы исполняют совместные танцевальные шаги в различных позициях. Важно не допускать продолжительного разъединения партнеров. От парного катания этот вид отличается тем, что в нем отсутствуют некоторые элементы: прыжки, броски и т. д. При оценке действий фигуристов в спортивных танцах особое внимание уделяется скорости, изяществу, виртуозности, плавности движений, внешнему виду партнеров, костюмам и музыкальному сопровождению.
  • В синхронном катании, в отличие от остальных видов, принимает участие большое количество спортсменов. На ледовой арене одновременно могут выступать от 16 до 20 фигуристов. Основной задачей спортсменов является демонстрация командного единства при выполнении кругов, линий, колеса, пересечения, блоков и других элементов. В состав команды могут входить как мужчины, так и женщины, а возрастное разделение подразумевает формирование отдельных групп: новисы (до 15 лет), юниоры (12—18 лет), сеньоры (от 14 и старше).
  • Сейчас синхронное катание является единственным направлением, которое еще не входит в программу Олимпийских игр. Возможность его внесения в программу Олимпиады находится на рассмотрении.

    Про мотивацию и наследие в спорте: «После Олимпиады я пыталась всем что-то доказать. Но сейчас я просто оглядываюсь назад и думаю, что я, если честно, уже все доказала»

    ОC: Этот год для тебя выдался непростым, не думала завязать со спортом?

    ЕМ: Я на самом деле не люблю отвечать на эти вопросы. Но, с другой стороны, мне 21, и с каждым годом становится все труднее и труднее оставаться в форме и сохранять мотивацию. Я не очень люблю это выражение — «сохранять мотивацию», но когда твое тело почти всегда болит, очень сложно вставать каждое утро и идти на тренировку, где, ты знаешь, все опять будет болеть. Но я стараюсь. И это все, что я могу сейчас сказать. Все меняется очень быстро.

    ОС: Ты к своим годам уже достигла многого в спорте. Что вообще дает тебе мотивацию соревноваться на этом уровне?

    ЕМ: Мои фанаты. Это единственная причина, по которой я все еще выхожу на лед. После Олимпиады я пыталась всем что-то доказать. Но сейчас я просто оглядываюсь назад и думаю, что я, если честно, уже все доказала. Я просто люблю фигурное катание, я люблю те эмоции, которые оно мне дарит, люблю видеть счастливые лица на трибунах. Я люблю реакцию публики. Это так круто слышать, как люди аплодируют и что-то кричат после моих выступлений. На турнирах мы все-таки соревнуемся друг с другом, и, давайте будем честны, ты чувствуешь себя чуточку лучше, когда зрители все-таки как будто погромче после твоего выступления по сравнению с другими. Я люблю это чувство, когда публика приветствует тебя на льду.

    ОС: Если говорить о наследии, то какой след ты бы хотела оставить в фигурном катании? Какой бы ты хотела, чтобы люди тебя помнили как спортсменку?

    ЕМ: Я думала об этом недавно, если честно.

    Я хочу, чтобы людям и зрителям запомнилось, что я всегда боролась и преодолевала все трудности с улыбкой на лице, и никогда не опускала руки. Так случилось, что на моем пути было много препятствий, и хотелось, чтобы люди помнили, что я проходила через эти препятствия с высоко поднятой головой.

    Каскады прыжков

    Здесь мы имеем сочетание нескольких элементов, где при выходе на каждый отсутствуют перегруппировка и смена ног. Каскад оценивается заметно выше обычной комбинации и не засчитывается, если спортсмен сделал разворот между прыжками.

    Как правило, элементы соединяются посредством остаточного вращения от прошлого прыжка. Для высокой оценки важна плавность исполнения. Наиболее удачные каскады получаются из комбинаций аксель с петлей Риттберга соединенные прыжком, сальхов-тулуп или лутц-тулуп.

    Техника исполнения

    1. Скорость. Для выполнения каскада фигуристу необходима скорость, поэтому первый элемент обычно как следует «разгоняют», чтобы инерции хватило на второй прыжок.
    2. Амортизация. Еще одна успешная составляющая. Если будет слишком глубокой, то последующий прыжок дастся заметно сложнее.
    3. Короткий заход. После завершения одного элемента спортсмен делает короткие заход на следующий. Техника должна быть отточена до совершенства. Если заход окажется длиннее, то каскад не засчитают, в то время как слишком короткая подготовка не даст необходимой скорости для следующего прыжка.

    Повороты на коньках.

    Повороты на двух ногах.

    Как они делаются?

    Ногу нужно согнуть в той стороне, в которую мы поворачиваем. Плечи – это 50 процентов поворота. При повороте так же нужно их задействовать. Когда согнули ногу, вторая должна быть как можно прямой.

    Покрутитесь так до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.

    Повороты на одной ноге.

    Также сгибаем ногу, которой поворачиваем, а вторую просто приподнимаем.

    Повороты на коньках.

    Упражнение «Полуфонарик».

    То же самое что и фонарик, только одной ногой. Оно увеличит скорость вашу при повороте.

    Для этого:

    • Сгибаем ноги;
    • Одна нога выпрямляется делая как-бы окружность и возвращается;
    • Конек не должен отрываться от льда.

    Упражнение «Восьмерка на внешнем ребре».

    Это сложное упражнение, к нему стоит приступать, когда вы уже чувствуете уверенность во всех предыдущих. Надо заваливать корпус в сторону поворота: если мы едем влево – едем на левой, если вправо – на правой.