Акробатические танцы – это не просто умение красиво двигаться под определенный музыкальный ритм. Это нечто большее – содружество искусства и спорта, основой которого является сила, выносливость, умение управлять собственным телом и чувствовать его.
Кто такие акробаты?
Иногда акробатику ошибочно отождествляют с цирковым жанром, что в корне неверно. Несмотря на множество сходных элементов, это все же отдельное искусство. Для спортивной акробатики требуется хорошая координация движений, умение сконцентрироваться, чувство равновесия и немалая сила.
Часто слово «акробат» употребляют, подчеркивая высокую степень спортивной подготовки. Занятия этим сложным и эффектным искусством ведут к значительному совершенствованию физических возможностей — быстроты, ловкости, общей выносливости. Акробатические упражнения в гимнастике используются для специальной подготовки и являются основной составляющей вольных выступлений.

Представляют они из себя в основном движения с переворотом через голову. Возможно вращение вокруг продольной, поперечной или переднезадней оси, а также их комбинация.
Техника выполнения акробатических упражнений
1. Самолет. И.п. – лежа на животе, прямые ноги соединены вместе, носки вытянуты, прямые руки вытянуты вперед.
Техника выполнения. Одновременно приподнять от пола голову, грудь, прямые ноги и руки. В этом положении переводить руки в стороны, назад, вперед. Ноги разъединять, соединять и поочередно поднимать.
Страховка. Одной рукой поддержать ребенка под грудью, другой – под коленями или потянуть за носки, вытягивая и выпрямляя ноги.
2. Колечко. И.п. – лежа на животе, упор руками в пол около груди.
Техника выполнения. Выпрямляя руки в локтях, поднять вверх голову и грудь. Затем согнуть ноги в коленях и стараться носками дотянуться до головы, образуя кольцо.
Для облегчения выполнения данного упражнения ноги ребенка раздвигают в коленях на удобную для него дети соединяют ноги и выполняют упражнение с соединенными ногами.
Страховка. Одной рукой поддерживать ребенка под грудь, другой – ноги около носков, не применяя физических усилий.
3. Корзинка. И. п. – лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища.
Техника выполнения. Согнуть ноги в коленях. Руками захватить носки с внешней стороны и тянуть ноги вверх с одновременным подтягиванием вверх головы и всего туловища.
Для облегчения выполнения упражнения, как и в «колечке», можно сначала предложить детям разъединить ноги, но далее постепенно учить их выполнять упражнение с соединенными ногами.
Страховка. Помочь детям руками захватить носки и потянуть ноги вверх.
4. Ласточка с колена или Кошка хвостик подняла. И.п. – упор на руках и коленях.
Техника выполнения. Одновременно поднять одну прямую ногу с вытянутым носком и голову, а спину прогнуть вниз, сохраняя равновесие.
Усложнение. Поднятую ногу согнуть в колене и стараться носком дотянуться до головы.
Страховка. Помочь ребенку вытянуть ногу вверх и прогнуть спину вниз. При усложнении направить согнутую ногу в голове.
- Правила в акробатике
- Спортивная акробатика: понятие, терминология, основные правила
- Разряды по акробатике
- Спортивная акробатика: понятие, терминология, основные правила
5. Мостик. И. п. – лежа на спине; ноги согнутые в коленях с упором на ступни; упор руками за плечами, при этом ладони развернуты пальцами к выполнения. Сначала пытаться приподнимать таз от пола выше и выше. Затем, выпрямляя руки в локтях, приподнимать от пола голову. С упором на ступни и ладони прогнуть туловище вверх, при этом пытаться выпрямить руки, далее и ноги.
Усложнения
- Пытаться переносить вес тела на прямые руки, не сгибая колени.
- Пытаться поднимать одну ногу, прямую или согнутую в колене.
- Поочередно поднимать одну руку.
- Пытаться передвигаться на мостике вперед-назад.
- Пытаться на мостике уменьшать расстояние между прямыми ногами и руками (возвращаться в и.п. плавно, без резких движений).
- Березка. И.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Техника выполнения
- Поднять прямые ноги над головой, опираясь на руки.
- Стараться приподнять таз от мата, как бы опираясь на руки и на лопатки.
- Сгибая руки в локтях, подставить кисти под поясницу чуть ниже пояса (пальцы рук направлены внутрь, навстречу друг другу), а ноги выпрямлять вверх с вытянутыми носками на одной линии с тазом. Опора на лопатки, голову и локти. Опустить руки, затем медленно ноги, т. е. вернуться в и. п.
Усложнения
- Одну ногу согнуть в колене и носком согнутой ноги коснуться колена прямой ноги.
- Выполнять различные движения ногами и достать коленями до носа, плеч и мата.
- Из положения «березка перевернуться через голову, подставив руки к плечам для опоры, и перейти на полушпагат, или на два колена, или на ступни ног.
Страховка. Помогать детям поднимать прямые ноги, не сгибая в коленях, и удерживать вертикально. Помогать приподнимать таз от мата и удерживать вертикально на одной линии с ногами, при этом вытягивать носки вверх. Помогать правильно ставить руки на таз ниже пояса, не давая им расслабиться в местах сгибания. Учить плавно и медленно выходить из стойки в и.п.
Верблюд или Мостик с двух колен. И. п. – стойка на двух выполнения. Прямыми руками дотянуться до пяток и упереться на них двумя руками, прогибая туловище вперед-вверх, а голову вниз, к пяткам.
Мостик с двух колен выполняется при хорошей гибкости позвоночника. Ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его за пояс, а он, подняв руки вверх, начинает прогибаться назад, к пяткам.
Усложнения
- Одну руку поднять вверх.
- Сгибаться вперед-назад.
- Пытаться самостоятельно выполнять мостик, стоя на коленях спиной к стенке. Перехватывать руками рейки.
Страховка. Поддерживать ребенка под спину при прогибании на мостик.
Кузнецова Галина Юрьевна, инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад № 17 СОП 1, г. Ревда Свердловская область Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Композиция акробатического танца
В основе композиции данного направления — образное сочетание произвольных комбинаций. Такой вот образно-этюдный стиль требует от исполнителя не только хорошей технической подготовки, но и наличия артистических и выразительных умений. К тому же акробатический танец подразумевает и очень тщательный отбор музыки к выступлению, большое внимание к её содержанию, подготовке индивидуального сюжета, поиску самых различных средств выразительности. Музыка для акробатического танца используется самая разнообразная. Необходимо также особо тщательное освоение и изучение трюковых движений и связок, и ко всему прочему исполнители должны уметь создавать и воплощать художественный, эмоциональный и пластический образы.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики
Гимнастика по утрам дает заряд энергии и бодрости. После принятия контрастного душа можно приступать к выполнению простых гимнастических упражнений под музыку.
Для головы
Выполняем следующие гимнастические упражнения:
- Повернуть голову вправо, затем влево.
- Наклонить голову вперед, подбородком коснуться груди. Запрокинуть голову назад.
- Медленно наклонить голову, правым ухом касаясь плеча. Аналогичное движение произвести в левую сторону.
- Медленно вращать голову справа налево и слева направо
Все движения совершаются плавно и без рывков.
Для плеч и рук
Встать ровно, выпрямив спину, ноги на ширине плеч и выполнять следующие движения:
- Вращение плечевым суставом левой и правой рук поочередно, а затем одновременно.
- Занять исходное положение, руки в стороны. Выполнять вращение руками от плечевого сустава одновременно обеими руками, описывая большие круги.
- Исходное положение: правая рука внизу, левая вверху. Выполнить махи руками, поменять положение.
- Исходное положение: руки, согнутые в локтях на уровне груди. Резко отвести руку назад (2 движения). Выпрямить руки и резко отвести их назад (2 раза).
- Выполните упражнение «Ножницы» на уровне груди, меняя руки.
- Вытянуть руки вперед. Производите вращательные движения кистями по часовой стрелке и против.
Во время выполнения упражнений дышать нужно ровно, не задерживая дыхания.
Для туловища
Встать прямо, ноги на ширине плеч и выполнять следующие упражнения:
- Наклоны вперед, касаясь руками пола.
- Руки на пояс. Повороты туловища вправо, влево.
- Сделать наклон, руки развести в стороны. Попеременно касаться правой рукой носка левой ноги и левой рукой правой ноги.
- Правая рука на поясе, левая вверху. Сделать наклон вправо. Повторить упражнение с левой рукой.
Сделать вдох, поднимая руки вверх, и выдох, опустив руки вниз.
- Презентация по физической культуре на тему «Спортивная акробатика»
- Спортивная акробатика: понятие, терминология, основные правила
- Акробатика: что это, виды, основные элементы
- Спортивная акробатика — Википедия
Для ног
Инструкция выполнения:
- Приготовить стул. Держась за него левой рукой, совершить махи правой ногой вперед, согнув ее, и назад, выпрямив. Выполнить упражнение леввой ногой.
- Поставить ноги вместе и выполнять пружинящие движения, поднимаясь на носочки и опускаясь.
- Встать прямо, одну ногу поставить на носок и сделать круговые движения стопой ноги. Повторить упражнение с другой ноги.
На этом разминку можно закончить и переходить к гимнастике.
Упражнения для пресса
Как выполнять:
- Лечь на спину, согнув ноги в коленях. Поднять туловище вверх, отрывая от пола ягодицы. Во время выполнения упражнения лопатки остаются прижатыми к полу.
- Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Руки за голову. Поднимать туловище, не отрывая ног от пола.
- Лечь на спину, вытянуть ноги, руки положить свободно вдоль туловища. Поднимать ноги вверх на 45°, держа их прямыми.
После выполнения упражнений для пресса отдохните, в течение 3-х минут пробегите по комнате. Сделайте прыжки на правой ноге, на левой, на обеих.
Упражнения на растяжку
Завершать комплекс упражнений утренней гимнастики обязательно нужно упражнениями на растяжку.
- Ноги поставить как можно шире. Делать попеременно перекаты на левую и правую ногу. Во время движений стараться наклоняться как можно ниже к полу.
- Принять положение сидя на полу. Ноги выпрямлены и вытянуты вперед. Потянуться вперед, стараясь дотронуться до носочков.
- Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Развести ноги как можно шире. Тянуться к правому носку, к центру, затем к левому.
- Восстановить дыхание. Потянуться вверх, в стороны.
Упражнения в комплексе можно менять. Главное – чтобы после их выполнения человек чувствовал бодрость, а не усталость.