Как правильно тормозить? Виды и способы торможения автомобиля

Многие любят активный отдых и зимой отправляются на горнолыжный курорт. Новички сразу берут несколько уроков катания на лыжах у инструктора. Со стороны всё кажется так легко, но нужно особое мастерство, чтобы правильно спускаться с уклонов. Важно усвоить способы торможения, чтобы кататься красиво и с удовольствием. Самая главная техника торможения — «плугом» и «упором» («полуплугом»).

Аннотация к книге «Лыжный спорт. Обучение спускам со склонов и торможениям на лыжах. Учебное пособие»

В учебном пособии проанализирована техника спусков со склонов и торможений, представлена методика обучения, систематизированы возникающие ошибки, а также приведены вопросы для самоконтроля. Методические разработки по изучению техники спусков со склонов и торможений составлены для обучения обучающихся общеобразовательных школ и спортивных предназначено для студентов дневного и заочного отделений направлений подготовки «Физическая культура и спорт», «Педагогическое образование» (профиль «Физкультурное образование»), учителей физической культуры общеобразовательных школ и тренеров спортивных школ (отделений лыжных гонок).

Виды и приемы торможения автомобиля

Существует несколько видов и приемов торможения.

Плавное торможение автомобиля

Самым безопасным из них является плавное торможение, которое осуществляется путем нажатия на педаль тормоза. Плавное торможение применяют в случае спокойного движения машины, при средней скорости, и тогда, когда дорожное покрытие может себе позволить хорошее сцепление с колесами. В школах вождения данный вид торможения рассматривается как основной, так как он не несет каких – либо неприятных последствий или износа шин. Недостатком плавного торможения считается то, что его можно применять не везде: если качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, то эффективность плавного торможения падает.

Читайте также:  Марафонский метод Хансонов. Базовый план для подготовки к марафону

Advertisement

Резкое торможение автомобиля

Следующим распространенным видом торможения является резкое торможение. Оно осуществляется резким нажатием педали тормоза почти до самого упора и удержанием педали в таком положении. Вследствие этого на дорожном покрытии образуются следы в виде черных полос, по которым можно определить путь водителя. У разных автомобилистов качество его торможения отличается, так как оно производится с помощью «мышечного чувства».

Резкое торможение используется в критических ситуациях. Водитель должен уметь сохранять бдительность, устойчивость и управляемость автомобиля при экстренном торможении, так как оно имеет свои особенности и должно быть исполнено грамотно. Минусами такого торможения является блокировка колес, износ шин, а также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой.

Рекомендуется сводить к минимуму резкое торможение на дороге.

Прерывистое и ступенчатое торможение автомобиля

Следующие типы торможения относятся к торможению импульсивному: прерывистое и ступенчатое. Прерывистое – это, по существу, сочетание резкого торможения с растормаживанием. Водитель осуществляет периодическое нажатие на педаль тормоза, а затем полностью его отпускает. И эта процедура выполняется до полной остановки машины.

Advertisement

Виды и приемы торможения автомобиля

Прерывистое торможение используется на ухабистых неровных участках дорог. Не следует использовать интенсивное первоначальное тормозное торможение на большой скорости, так как нельзя допустить полной блокировки колес.

Ступенчатое торможение более применимо для экстренного торможения в сложных ситуациях, так как оно может создать минимальную длину тормозного пути. Ступенчатое торможение выполняется путем нажатия педали тормоза до упора, но до конца оно не опускается, а производится, своего рода, «прокачка» от полной блокировки колес до разблокировки.

При ступенчатом торможении меняется его интенсивность, но оно не прекращается. Рекомендуется применять этот вид торможения первоначально на короткой дистанции и далее увеличивать на свое усмотрение показатели интенсивности и продолжительности торможения. Устойчивость машины на дороге осуществляется за счет растормаживания.

Читайте также:  Спортивные виды плавания: как правильно научится плавать

Торможение двигателем автомобиля

Следующий вид торможения – торможение двигателем и торможение коробкой передач. В первом случае происходит отпускание педали газа при включенном сцеплении на действующей передаче. Педаль газа опускается, выжимается педаль сцепления, далее отключается повышенная передача. Затем опускается педаль  сцепления и нажимается педаль акселератора в случае, если передача выключена. В конце выжимается сцепление, включается пониженная передача, и опускается педаль сцепления. Данный прием торможения основан на том, что двигатель становится потребителем энергии, не получая горючей смеси, но получая от трансмиссии крутящий момент. Преимущества этого торможения заключается в равномерном распределении тормозящего усилия между ведущими колесами машины, а также высокая устойчивость к заносам.

Торможение коробкой передач автомобиля

Торможение коробкой передач подразумевает равномерное постепенное переключение на низшие передачи для того, чтобы снижать скорость машины. При этом можно перескочить через несколько передач, только это будет иметь свои последствия — потерю маневрирования и управляемости машины. Этот способ торможения хорошо применять для плавного снижения скорости на тех участках дороги, где сложно проезжать без особой сноровки, например на мокрых спусках.

Хороший водитель должен уметь пользоваться каждым из вышеперечисленных способов, так как дороги везде разные, а разница способов торможения, как вы понимаете, подразумевают то, что для каждого «другого» участка дороги свой способ торможения.

Видео приемы и способы торможения автомобиля

Advertisement На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.

Торможение «плугом» в движении

После того как начинающий лыжник испробовал стойку «плуг», пора испытать её в движении и научиться приостанавливаться внизу трассы. Чаще всего для маршрута выбираются длинные склоны с выездом на прямолинейную местность. В таких случаях нет риска получения травмы из-за резкого падения.

Читайте также:  Типы современных велосипедов (классификация)

Сначала спортсмен поднимается на склон. После этого он принимает основную стойку на лыжах (выше описывается). Затем он двигается прямо вниз по трассе. После набора скорости готовится выполнить торможение «плугом»: постепенно выпрямляет ноги, разгибая колени. Затем лыжник сгибает ноги в коленях, надавливает на внутренние рёбра лыж и разводит задники в стороны. Таким образом, это действие напоминает работу плуга. На выкате он совершает торможение, перенося массу тела на внутренние рёбра лыж.

Торможение

У начинающих лыжников после первых торможений могут затекать ноги, но не стоит переживать — на первых порах это нормально.

«Плуг» помогает контролировать скорость

На крутых склонах торможение «плугом» помогает регулировать скорость катания. От чего же она будет зависеть? Для эксперимента нужно подняться на покатый спуск. После этого следует принять на склоне стоку «плуг». Дальше в этом положении необходимо начать движение вниз. Бояться высокой скорости не следует, потому что данное торможение очень надёжное. Если систематически сгибать и разгибать ноги, а также надавливать на внутреннюю окантовку лыж, изменять промежуток между задниками, то можно спокойно уменьшать или увеличивать скорость. Когда угол между задниками будет увеличиваться, движение будет замедляться, а когда он будет уменьшаться, езда ускорится.