Как подготовить ребенка к детскому саду?

Дорогие родители, в данной статье вы узнаете, как подготовить ребенка к детскому саду. Вам станет известно, какие навыки и умения должны присутствовать у малыша в этот момент. Поговорим и о подготовке организма ребенка к изменению привычной среды пребывания.

Играйте с ребенком в детский сад.

Сейчас расскажу, как именно это надо делать, доступно даже для «чайников»))

Цель таких игр – познакомить ребенка с бытом в детском саду.

Берете игрушки (кошечек и тому подобное, лучше любимые игрушки ребенка) и предлагаете сюжет для игры: «А давай сегодня наши игрушки пойдут в детский садик! Вот эта игрушка будет воспитательницей, а Бараш и Крош будут у нас детками, которые пришли в садик. Они будут играть и воспитательницу слушаться».

Сначала используйте короткие и позитивные сюжеты про детский сад: например как дети играют в саду, как кушают, как рисуют, как воспитательница укладывает их спать.

Потом уже подключайте сюжет отделения от мамы: «Вот Лунтик пришел в детский садик, поздоровался с воспитателем. В группе он увидел много игрушек, поцеловал на прощание маму и пошел играть. Вот он немного поиграл и стал завтракать в садике. Потом  (все) дети немного позанимались, и каждый нарисовал красивую картинку.  Свой рисунок Лунтик подарит маме» и продолжаем в таком ключе.

Если ребенок уже умеет играть в развернутые сюжетно-ролевые игры, можем целый день проигрывать. Так ребенок будет морально готов к тому, что его ждет в детском саду, а значит, будет меньше переживать и адаптация пройдет успешнее.

Что такое адаптация?

В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к детскому садику. В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается. К тому же нельзя сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

  • отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
  • необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
  • нужно взаимодействовать с другими детьми;
  • уменьшается количество времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами);
  • малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  • сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  • снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.

Раздел  О часе икс, вылете птенцов из гнезда и что с этим делать 

Вам знакомо такое состояние мамы? «Такая грусть меня охватывает…», «Я просто смирилась…», «У меня чувство вины и уверенности, что так быть не должно…», «Завтра меня пугает, сердце не на месте, я очень переживаю…», «Обида его на меня нарастает – я чувствую это…», «Садизм это — уже два месяца мы плачем… — мы сами способствуем приобретению невроза, я уже не уверена, что сама этого хочу… может быть, это вообще нам не нужно?», «Отрыв тяжело мне дается…», «Я уже хотела наплевать, сама пью (название лекарства), дочери даю успокоительный сироп», «Мне кажется, что я слышу плач за три километра», «Меня сегодня чуть не трясло саму, как вспоминала его слезы…», «Главное – не раскисать  самой, твердость характера… убеждаю себя в этом каждый день»,  «Я сегодня утром ходила по квартире как тигрица в клетке, ничего не могла делать, все мысли только о нем… ни о чем думать больше не могу».

Как вы думаете, о чем, о какой ситуации в жизни были сказаны эти слова и фразы? Прошу дальше не читать, пока Вы не ответите сами себе на этот вопрос. Когда у Вас было такое состояние? На что оно похоже? Похоже на развод, правда, или на потерю близкого человека, на драму в жизни? Но это не так.   Все эти слова были сказаны самыми обычными мамами про самую обычную ситуацию, которая бывает в жизни очень большого количества семей – о первых днях ребенка в детском саду и адаптации к садику. О «часе икс» — первом выходе ребенка из семьи в «общество», который настал в жизни ребенка и который, увы, закончился его тяжелой адаптации.

А почему адаптация к детскому саду у ребенка тяжелая? Можно ли было это предсказать и предупредить сложности? Все ли дети готовы к садику или есть «несадовские» дети? Чем адаптация отличается от дезадаптации?  К  какому возрасту дети готовы к садику? Почему дети по-разному адаптируются? Как готовить малыша к садику – готовить заранее, а не в последний день — к этому очень важному в его жизни событию? Достаточно ли просто рассказать ему о садике или нет? Как избежать типичных ошибок? Правильно ли мнение «Адаптация со слезами – хорошая адаптация, хуже, если без слез, плохо, когда ребенок молчит и не плачет? Давать ли в садик домашние игрушки или вещи в садик? Правда ли, что надо  оставлять ребенка в садике как можно быстрее, пока он не видит, что Вы ушли?  На эти и другие ваши вопросы я буду отвечать в  этой статье. Для меня очень важно, чтобы адаптация ваших малышей прошла по-другому. Я хочу чтобы Вы знали  самые главные закономерности адаптации детей и уберегли малышей от тех сложностей, которые всегда возникают в этот период.

Читайте также:  6 лучших рецептов обертывания на ночь для похудения и от целлюлита

Ведь первый «вылет из гнезда» может проходить у ребенка и по-другому – цитирую из писем моих постоянных читателей и участниц курсов моего сайта «Родная тропинка:

  • «Сейчас сын ходит в садик первый месяц, и я могу сказать что адаптация у  него проходит довольно легко, он с удовольствием идет туда, знает что мама всегда вернется за ним».
  • «Я учла те нюансы, о которых вы говорили, и в сад пошли без проблем адаптации. В те дни,  когда мы туда попадаем, воспитатели говорят, что моя дочь там первой из всех одевается, ест, играет со всеми, участвует везде и домой не всегда хочет идти».
  • «А я поняла, послушав Вас, что моему ребенку сейчас не нужен детский сад. Еще рано. Хорошо, что я это поняла вовремя и не наделала ошибок. Мы решили отдать дочку в садик через два года».

Я расскажу в этой свой статье об адаптации с точки зрения и ребенка, и родителя,  и с точки зрения педагога с 20-летним опытом работы с малышами. Ведь за эти годы я видела адаптацию сотен деток в самых разных учреждениях образования и поэтому знаю, как можно им помочь. Советы мои будут реальные, жизненные, из моего опыта ведения детей и семей.

Если Вашему ребенку скоро идти в первый раз в садик, прошу написать в комментариях в конце статьи: Что больше всего тревожит (тревожило) Вас в новом этапе жизни ребенка – его «вылете из гнезда» и в первом дне «вне семьи» (не важно, это садик государственный, группа в детском центре или семейная группа)? Какой помощи Вам не хватило, а она так была нужна в тот период? Что Вам интересно узнать по этой теме? Какие вопросы Вас волнуют?

А пока, чтобы Вы лучше прочувствовали, что думает ребенок, идя в первый раз в детский сад или  в группу детского центра, я расскажу одну интересную историю. Историю о ребенке… без головы!

Как проходит адаптация ребенка к детскому саду

По характеру все дети разные, и каждый переживает изменение привычного жизненного уклада на свой лад. Но, так или иначе, начало посещения детского садика непременно отражается на психике малыша. Чтобы понимать, что происходит с ребенком, психологи выделили наиболее часто встречающиеся линии поведения. Зная, что чувствует детсадовец, родителям и воспитателям легче подобрать индивидуальный подход, могущий облегчить нелегкий период вступления на новый этап жизни.

У каждого ребенка адаптация проходит по индивидуальному сценарию

Виды адаптации детей в детском саду

Наиболее трудно переносятся первые 2-4 недели привыкания к ДОУ (дошкольному образовательному учреждению). По истечении двух месяцев поведение ребенка приходит в норму, и процесс адаптации считается завершенным. В особо тяжелых случаях он может длиться до полугода. В зависимости от того, насколько ярко проявляет ребенок свои эмоции и в чем они выражаются, выявлены различные виды адаптации:

  1. Активная. Весь спектр негативных эмоций малыша проявляется сразу же, с первого дня нахождения в образовательном учреждении. Ребенок не отпускает родителей от себя, не хочет оставаться, плачет и просится домой. Постепенно интенсивность истерик снижается и возникает привыкание к новым условиям.
  2. Пассивная. Дите вроде бы хорошо, спокойно реагирует на посещение детского садика. Но уже в вечернее время, дома, много капризничает, отказывается от привычных игр, беспокоится и нервничает. На фоне этого может повышаться температура, появляться проблемы со сном, питанием, стулом.
  3. Отложенная. Обычно ввергает неподготовленных к такому варианту развития событий родителей в ступор. Ее суть в том, что ребенок изначально хорошо ходит в образовательное учреждение, не создавая никаких проблем. Но через пару недель его поведение резко меняется, и начинается настоящая адаптация, активная или пассивная.
  4. Проваленная. Привыкания малыша к новым условиям не происходит даже через 2 месяца или более. Он психологически не может справиться с взваленной на него нагрузкой и влиться в режим детского сада. Возможно, ребенок не готов к этому по возрасту, индивидуальным особенностям, или не смог привыкнуть к воспитателям, влиться в коллектив сверстников.

Степени адаптации ребёнка

Одни дети в период адаптации отпускает родителей от себя после небольших капризов, у них не возникает сильной тревоги во время нахождения в детском саду. Другие устраивают истерики, замыкаются в себе и совсем не идут на контакт. В зависимости от этих показателей выделяют 3 степени привыкания к ДОУ:

  1. Легкая. Самая простая форма адаптации, во время которой поведение и настроение малыша не претерпевает значительных изменений. У него может ухудшиться аппетит и сон, но не сильно. Ребенок теряет интерес к играм, коллективу, но ненадолго. Если он заболевает, то выздоравливает легко, без осложнений.
  2. Средняя. Привыкание к садику средней тяжести характеризуется более продолжительными сроками, достигающими 1,5 месяца. У юного детсадовца в это время наблюдаются изменения активности, иногда сбивается налаженный режим, смещается график сна и бодрствования. Он легко подхватывает заразу и может все время ходить с признаками ОРЗ: насморком, кашлем, плохим самочувствием.
  3. Тяжелая. Эта степень адаптации приносит невероятный дискомфорт ребенку и окружающим его людям: родственникам и персоналу детского сада. Он нервничает, не желает расставаться с родителями, не идет на контакт с окружающими, прячется или проявляет немотивированную агрессию. В таком состоянии у малыша может тормозиться физическое и психическое развитие, нередко происходит откат назад. Часто тяжелая степень сопровождается серьезными болезнями, требующими длительного лечения.
Читайте также:  Выбираем тренажеры для похудения живота и боков ― качаем пресс дома!

Во время адаптации ребенок может потерять аппетит

Периоды адаптации детей к детскому саду

У адаптации любого вида и степени тяжести существуют фазы, которые, в норме, должны последовательно сменить друг друга. Таким образом, планомерно проходя их все, ребенок постепенно успокаивается, привыкает к посещению детского сада, вливается в новую игровую и учебную деятельность. Психологи выделяют 3 периода, которые легко заметны даже несведущему человеку:

  1. Острый. Самое начало адаптации, когда малыш капризничает, не желает идти в группу, отвергает еду, не ложится на дневной сон. Он хулиганит, упрямится, скандалит, всячески выражает протест против изменений в привычном жизненном укладе.
  2. Привыкание. Ребенок принимает новый режим, слушается воспитателей, сильно не шалит и ведет себя в детском садике относительно спокойно. Он перестает часто болеть, укрепляется психика и иммунитет. Домашний вечер тоже проходит без капризов и истерик.
  3. Компенсация. Детсадовец окончательно свыкается с надобностью посещать ДОУ, часто идет туда с радостью, испытывает теплые чувства к воспитателям, хорошо общается со сверстниками. В коллективе он начинает быстрее развиваться, происходит резкое увеличение словарного запаса и поведенческих реакций.

Каждому овощу — свое время, или когда лучше отдавать малыша в сад?

Какой возраст считать наиболее подходящим для того, чтобы отправить кроху в детское учреждение, однозначно ответить очень сложно. Раньше было проще — с самого раннего возраста дети были в саду и без вариантов.

Сейчас педагоги и психологи считают, что столь раннее отлучение ребенка от матери не самым лучшим образом сказывается на развитии детей. Однако таковы были условия.

Оптимальный возраст

В наше время ясли сохранились не везде. Детей отдают сразу в садик. Скорее всего, это разумно, потому что средним возрастом готовности к жизни в коллективе детский психологи называют 3 года. Именно в этом возрасте у малышей появляется первое желания общаться со сверстниками.

До этого времени дети проявляют очень мало интереса друг к другу. Они, конечно, играют на детской площадке, но играют «рядом», а вовсе не «вместе».

До 1,5 лет

До полутора лет отрывать младенца от мамы не рекомендуется. В 1,5 года заканчивается период сепарационной тревоги — состояния, когда любое отсутствие матери рядом воспринимается малышом как стресс. Коллектив в этом возрасте ему абсолютно не нужен.

В 2 года

Часто можно слышать мнение более старшего поколения, что чем раньше — тем лучше. «В 2 года в ясли — быстрее привыкнет». Вполне возможно, что в 2 года дети быстрее привыкают к условиям сада, чем в 4. Но это привыкание — не положительное сознательное принятие, а скорее примирение обреченного.

Пассивное сопротивление может выразиться в частых болезнях, снижении активности и жизнерадостности, потере доверия к миру. Так что детский садик в 2 года — это скорее вынужденная мера, когда у родителей нет возможности не выходить на работу или нанять няню.

В 3 года

В три года кроха начинает впервые интересоваться другими детьми. Кроме того, именно в три года начинается кризис самостоятельности. «Я сам!», — декларирует ребенок.

Вот на этой волне и можно легко вписать развитие навыков самостоятельности и поступление в детский сад. Ваш малыш готов немного отпустить мамину руку и выходить в мир.

В 4 года

4 года — время развития личности. Развитие нервной системы делает поведение ребенка несколько нестабильным. Детишки в этом возрасте становятся крайне эмоциональны и не испытывают доверия к детскому саду.

Некоторые психологи считают, что если вы не отдали малыша в сад в 3 года, то четвертый год лучше переждать. Ваше сокровище уже успело привыкнуть к уютной жизни домашнего малыша, а вот научиться легко адаптироваться к изменению ситуации и переживать стрессы еще не успело.

В 5 лет

А вот к 5 годам отдавать дитя в коллектив желательно даже самого домашнего. Высокая потребность в общении, развитые навыки самообслуживания должны помочь малышу адаптироваться довольно легко. Готовность ребенка к детскому саду очень высока.

Однако такая систематизация — не что иное, как нечто среднее арифметическое. Как правило, детей отдают в сады в 2-3 года. И потихоньку у всех все получается.

Все дети индивидуальны и каждый развивается по своим законам. Поэтому собираясь «в коллектив», ориентируйтесь на своего карапуза и на его готовность к саду.

Готовим детский организм

Правильное питание, обогащенное витаминами, положительно влияет на здоровье ребенка

Родители должны понимать, что слабые детки очень быстро заболеют уже при первом посещении детского сада. Ваша задача сделать все, чтобы максимально укрепить организм своего карапуза, соответственно болеть он будет, как можно реже.

  1. Правильное сбалансированное питание, которое в себя включает все необходимые витамины и микроэлементы.
  2. Здоровый и крепкий сон.
  3. Регулярные прогулки, чем дольше, тем лучше (с учетом погоды).
  4. Процедуры закаливания.
  5. Употребление напитков и пищи с высоким содержанием витамина C, благоприятный эффект оказывает мед и имбирь.
  6. Не отправляйте ребенка в детский сад в первые недели после прививки. Если вы запланировали первое посещение дошкольного учреждения, а оно совпало с временем вспышки эпидемии — отложите его.
Читайте также:  БЖУ – что это и как его рассчитать? Худеем грамотно

Непосредственно перед садиком специалисты рекомендуют принять курс витаминов или рыбьего жира.

3Психологическая адаптация ребенка

После выбора подходящего дошкольного заведения, следует уделить достаточно времени правильной подготовке ребенка.

  • Постарайтесь расширить круг общения малыша, особенно если до этого большую часть времени он проводил с мамой. Чаще бывайте в гостях, на игровых площадках, посещайте детские центры развития, где у ребенка будет возможность контакта с детьми.
  • Разговаривайте со своим малышом – расскажите зачем детки ходят в детский сад, чем там можно заниматься. Скажите, как вы гордитесь тем, что он уже совсем большой.
  • Обратите внимание ребенка на то, что будете утром отводить его, а вечером забирать. Объясните, что в садике все дети находятся без родителей, вместе играют, кушают, гуляют под присмотром воспитательницы.
  • Подробно расскажите малышу, что именно он будет делать в садике. Чем более полное представление сложится у ребенка о распорядке дня, тем увереннее он будет себя чувствовать.
  • Если вы живете неподалеку от выбранного садика, покажите ребенку, как весело играют детки на площадке, напомните, что и он будет скоро сюда ходить.
  • Обсудите возможные трудности. Например, если малыш захочет пить или сходить в туалет, то он должен подойти к воспитательнице или няне и сказать об этом. Объясните ребенку, что в группе, кроме него, много детей и иногда придется проявить терпение и подождать своей очереди.
  • Обязательно поговорите с ребенком на тему общения с детьми, научите его знакомиться, делиться игрушками, помогать друг другу.
  • Расскажите о своем детстве, как вы ходили в садик, как много было у вас друзей, чем именно вам запомнились занятия, игры, праздники.

yandex_partner_id = 150743;
yandex_site_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_ad_format = ‘direct’; yandex_font_size = 1.0;
yandex_direct_type = ‘vertical’;
yandex_direct_border_type = ‘ad’;
yandex_direct_limit = 1;
yandex_direct_title_font_size = 2;
yandex_direct_links_underline = true;
yandex_direct_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_border_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_title_color = ‘0C77EC’;
yandex_direct_url_color = ‘000000’;
yandex_direct_text_color = ‘000000’;
yandex_direct_hover_color = ‘CC0000’;
yandex_direct_favicon = true;
yandex_no_sitelinks = true;
(»);

Периоды адаптации

Весь период адаптации делят на 3 этапа: острый, подострый и период компенсации.

В остром периоде изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение, ухудшается сон, аппетит, возникают вегетативные и гормональные сдвиги.

В подостром периоде ребенок активно осваивает новую среду, происходит восстановление биоритмов различных органов и систем. Быстрее нормализуются аппетит, затем сон и эмоции, и только потом — игра и речь.

В период компенсации системы и органы работают согласованно, что проявляется положительными эмоциями и уравновешенным поведением.

Как понять, что ребёнок готов к детскому саду?

Чтобы записать ребёнка в ясельную группу, желательно, чтобы малыш обладал следующими навыками:

  • мог самостоятельно заснуть без сосок и укачивания на руках;
  • был научен пользоваться чашкой;
  • просился на горшок и обходился без подгузников во время бодрствования, а также сообщал о том, если дойти до горшка не удалось;
  • умел кушать самостоятельно.

Для поступления в младшую группу ко всему вышеперечисленному прибавляются следующие пункты:

  • проявлял хоть какой-то интерес к занятиям;
  • имел опыт общения с детьми;
  • минимально изъяснялся;
  • самостоятельно одевался.

Но даже если ребёнок владеет всеми этими навыками, он не готов к посещению садика, если он не успел насладиться родителями. Это можно понять по поведению малыша. Если он играет с детьми, но постоянно оглядывается на вас, контролирует ваше присутствие, значит, нужно повременить с затеей посещать детский сад и уж точно не рассчитывать на мягкую адаптацию.

Присмотритесь к поведению малыша на детских площадках. Если он проявляет интерес к сверстникам (не к старшим детям, а именно к ровесникам), активно вовлечён в совместную игру, то и в саду он отлично найдет общий язык с другими детьми,

– Светлана Илюхина, практикующий психолог.

Сказкотерапия помогает адаптироваться в саду

Но самое мощное и доступное средство — это волшебство сказки. Есть целое направление в психологии — сказкотерапия.

Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то животное, которым вы ласково называете своего кроху:

  • зайчонок
  • котенок
  • мышонок

Сочиняйте с ребенком, фантазируйте так, чтобы рассказ был ближе к вашей семье. Говоря о детском саде, будьте объективны, дабы не сложились ложные ожидания.

Отдавать ребенка в сад лучше в 4 года

В первый раз можно привести ребенка только на прогулку, побыть с ним какое-то время. Не опаздывайте, хотя бы первое время забирайте его вовремя. Говорите ребенку, что в то время, пока он в саду, вы будете:

  • о нем думать
  • скучать
  • зарабатывать денежки для того, чтобы потом пойти вместе в детский клуб, купить его любимое лакомство, долгожданную игрушку.

Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей или решить сложившуюся проблему, конфликт. Ориентируйте игру на положительный результат.

Когда малыш пойдет в сад, дайте ему с собой игрушку и постарайтесь уговорить его оставить ее в группе переночевать, чтобы утром снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно в сад, ведь с другом веселей и спокойнее.

Но это средство подходит не всем: кому-то игрушка лучший друг, а для кого-то не играет важной роли в таких ситуациях. И последний штрих

Каждый день будьте:

  • спокойны
  • настойчивы
  • доброжелательны
Сказкотерапия помогает адаптироваться в саду

придумайте ритуал прощания. Ребенок чувствует ваше настроение. И ваше спокойствие обязательно ему передастся.

Встройте “” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Сказкотерапия помогает адаптироваться в саду

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте “” в свои источники в  или

Также будем рады вам в наших сообществах во