Наверняка вы слышали, что процесс самопознания помогает стать счастливым.
Давайте разберемся, что делать, чтобы лучше понимать себя опираясь на современные научные результаты исследований.
Самосознание — сложный психический процесс, через который человек относится к своему телу, поступкам, оценивает личные чувства, переживания, интересы. Через него личность осознает место в социуме. Самосознание — результат человеческого развития.
Развитие самосознание происходит в несколько этапов:

- До года. Малыш учится отделять себя от окружающего мира и людей. Познание происходит через игры.
- От 1 до 3 лет. Ребенок пытается выполнять разные действия по времени.
- От 3 до 7 лет. Малыш учится говорить о себе в третьем лице, пытается показать свою независимость.
- От 7 до 12 лет. Ребенок пытается адаптироваться в социуме. Этому способствует обучение в школе.
- От 12 до 14. Дети интересуются собственной личностью. Ребенок пытается сравнивать себя со взрослыми.
- От 14 до 18 лет. Подростки пытаются «найти себя», повлиять на самосознание.
В процессе взросления ребенок усваивает:
Похожие работы
- курсовая Молодежные объединения как условие саморазвития личности подростка
- семинар Практикум по дисциплине «основы саморазвития личности»
- статья Глава 1. Творческое самовыражение как неотъемлемое свойство личности 5
- курсовая Конфликт как основа театрализованного представления
- курсовая Механизмы и развитие навыков аудирования
- курсовая Группа как основа социальной работы рабочих групп
- словарь Словарь ребенка как основа развития речи
- курсовая Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие навыков общения у старших дошкольников
- реферат Саморазвитие личности педагога
- реферат Основные этапы развития социальной психологии как науки
- реферат Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей среднего возраста
- Комплексное изучение социальных групп. (Как основа для принятия управленческих решений)
- 7Вопрос Профессиональное становление личности – основа самоутверждения личности в обществе
- Психологическая сущность самосознания, Вопросы и задания для самопроверки — ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
- Самопознание и развитие личности. Обобщение по теме «Сознание и познание» — СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
- Самопознание и развитие личности – виды самопознания
- Самопознание и развитие личности, концепции, этапы
- Самопознание. Самооценка. Самосознание — online presentation
^ Трудности самопознания
Но сколь важно самопознание, столько же и трудно его достижение. Препятствий этому великое множество /христ.: Солярский. 1892,
Во-первых, самолюбие, по которому человек обыкновенно считает себя гораздо лучше, умнее, добродетельнее, чем есть на самом деле, скрывая или уменьшая свои недостатки и своим заслугам и преимуществам придавая более высокую значимость. При этом у человека формируются так называемая психологическая защита, которая и служит поддерживанию подобной неадекватной самооценки.
Во-вторых, привязанность к некоторым своим слабостям и порокам, из-за которой, не желая отказаться от них, боимся заглянуть в самих себя и спросить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и замечаем иногда какие слабости, стараемся извинять их, оправдывать.
В‑третьих, легкомыслие и рассеянность, по которым люди слишком много думают о временных своих занятиях, слишком заботятся о земных благах, слишком преданы жизненным удовольствиям, живут с желанием непрестанных развлечений, не помышляя о самих себе. Этому, к сожалению, способствует и современный образ жизни – особенно в крупных городах. На формирование подобного, потребительского, отношения к жизни направлено и воздействие средств массовой информации: телевидения, прессы, радио и т. д.
В‑четвертых, негативную роль могут сыграть удачные внешние обстоятельства, по которым человек, благоденствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно распространенная ситуация и по отношению к христианству: пока человеку неплохо, он мало задумывается о религиозных вопросах и далек от христианства, и, наоборот, когда у него появляются серьезные проблемы, тогда он вспоминает о существовании Бога.
В‑пятых, притворство и лесть наших ближних, которые неправдой хотят сохранить наше к ним благорасположение. Это важнейшая проблема так называемых малых референтных групп, к которым можно отнести семью, класс (для школьников), курс (для студентов), рабочий коллектив (для взрослых). Если в этих группах не будет доверительного, честного отношения друг к другу, то у человека вообще не будет опыта подобного общения (и подобного отношения к нему самому). Человек получается как бы психологически ущербным, однобоким, что не может не сказаться и на его внутреннем мире.
В‑шестых, сказываются предрассудки и заблуждения общества, по которым о добродетелях и пороках часто судят несправедливо: иную добродетель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не считают и пороком. Причем со временем эта «терпимость» общества к порокам становится все шире и глубже, так что, фактически, общество и государство уже не просто закрывают глаза на некоторые пороки, а активно их всем навязывают. Это есть проблема больших социальных групп: классов, наций, народов (и связанных с ними политических и государственных структур).
Самонаблюдение: начинаем познание
Механизм осознания себя, начинается с желания узнать себя лучше. Наблюдайте за собой с помощью методов поэтапного анализа: какие поступки совершаете, как реагируете на разные ситуации. Простой метод – развесить на видном месте стикеры с наводящими вопросами:
1. Чем я сейчас занимаюсь? 2. Какая цель моих действий? 3. Чем сейчас заняты мои мысли? 4. Что я ощущаю в этот момент? 5. Когда я чувствую себя живым и настоящим? Что пробуждает эти чувства? 6. В каких ситуациях я лицемерю?
Когда отвечаете на вопросы, важна объективность. Также важно познавать, не осуждая себя.

Если что-то не нравится, просто признайте, что такая черта присутствует в вашем характере, возможно, мешая двигаться дальше.
Еще один действенный способ – записывать, чем занимаетесь на протяжении дня. Спустя время заметите, что следите за своими эмоциями и поступками, что эмоции и действия не автоматические. Это признак, что с первым этапом справились, пора переходить к следующему. Необходимо продолжать наблюдать за собой. Периодически нужно возвращаться к этому, чтобы со временем начать еще лучше понимать мотивы своих действий.
Процесс самопознания
В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:
- Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
- Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
- Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.
По активности этапы самопознания можно разделить на:
Пассивную фазу: это возраст от 3 до 8 месяцев, когда познание нацелено на внешний окружающий мир, а познание самого себя происходит эпизодически. Активную фазу, которую можно разделить на 2 возрастные группы: от 12 до 15 лет: большая часть внимания направлена на внешний вид (одежда, телосложение); от 20 до 30 лет: внимание переключается на внутреннюю сущность (поиск своего места в жизни, самореализация, постижение смысла жизни);
- Самопознание и развитие личности. (10 класс) — презентация онлайн
- Презентация по обществознанию на тему «Самопознание и развитие личности » (10 класс)
- Психологическая сущность самосознания, Вопросы и задания для самопроверки — ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
- Обществознание, 10, профильный класс. Самопознание и самооценка
- Этапы(стадии) самопознания:определение,способы,фазы самопознания как путь к развитию личности
Фазу падения активности: от 60 лет. Индивид считает, что знает о себе все, поэтому самопознание уходит на второй план.. Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела
Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности
Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.
Самосознание и самооценка личности
В течение жизни развитие самопознания движется в направлении от внешнего исследования себя к внутреннему. Ребенок познает свое «Я» через оценку взрослых и сравнение с другими. Эти ситуативные способы осознания своей сущности вызывают сильные эмоциональные реакции и часто приводят к конфликтам.
Самосознание и самооценка личности в зрелом возрасте происходит на более высоком уровне. Жизненный опыт приучает индивида сравнивать себя не с другими, а с самим собой на предшествующих стадиях своего развития.
Важнейшим приобретением, свидетельствующим о психологической грамотности человека, является привычка полагаться не на чужие оценки себя, а на свою собственную. Объективно оценивая свои качества и поступки, способности и возможности, место в общественной жизни, человек может осуществлять самосовершенствование.
Такое глубинное постижение себя позволяет личности не только управлять своим психическим миром, но и сохранить в целости свое феноменальное «Я». По сути, в этом и заключается мудрость земного существования.
LiveJournal
- Похожие записи
- Психология воображения
- Злость
- Выход из депрессии
« Предыдущая запись