«Неудобный» ребенок. 9 советов, как справиться с гиперактивными детьми

Каждый ребенок разный и по-своему уникальный. Есть множество советов и способов по воспитанию гармоничной личности, которые влияют на различные сферы индивидуального развития ребенка.

Обнимайте, играйте, пойте колыбельные

9 советов родителям гиперактивных детей от Гузель Султановой:

1. Четко определите ритм жизни ребенка, когда у него обед, когда прогулка. Формируйте одинаковые ритуалы перед сном, это дает ощущение уверенности. У многих мам присутствует «синдром отличницы», когда они боятся установить какие-либо правила ребенку, от чего тот «стоит на голове».

2. Как минимум до 7-летнего возраста сделайте крен на подвижные игры, прогулки, где ребенок может делать то, что ему хочется. Не подменяйте эти возможности занятиями в спортивных секциях. Дайте ребенку двигаться, сколько ему нужно и как он хочет. Не обязательно учить их каким-то играм. Если помните, в советское время дети проводили на улице 5-6 часов в день.

3. Дайте ребенку как можно больше телесного контакта: обнимайте, качайте. Если больше времени проводите с младшими детьми, ежедневно выделите хотя бы 15 минут на то, чтобы побыть только со старшим, сделайте так, чтобы он тоже ощутил себя ребёнком, с которым нянчатся. Говорите ласковые слова, пойте колыбельную и т.д.

4. Уберите из своей речи объяснения, дайте ребенку получить личный опыт. Если он бежит на дорогу или играет с запрещенными предметами, не читайте ему лекций, просто подойдите и разверните в обратном направлении, взяв за руку или плечо. Заменяя слова действиями. Мы даем ребенку телесный опыт, ему он более понятен.

5. Строим четкие границы в отношениях с ребенком. Если маме больно, когда малыш дергает ее за волосы, убираем его руку, не терпим.

6. Не торопим ребенка, даем ему почувствовать свои эмоции. Часто в суете родители не дают этого сделать. Пришли забирать из садика и «быстрей одеваться», не дав даже слова сказать о том, что сегодня он пережил. В ответ ребенок начинает еще больше скакать и тянуть время.

7. Посмотрите на своего ребенка с его позиции, восхититесь тем, сколько в нем энергии, наполненности, энтузиазма. Впустите это в свою жизнь, возможно, у вас будет больше точек соприкосновения. Примите его как некое благословение, которое пришло в семью через его личность.

8. Не забывайте: если все члены семьи чересчур сдержанные, то ребенок просто входит в свободную роль и проявляет чувства, в которых все ограничены. Так он неосознанно сохраняет баланс в семье

9. Обратите внимание на личность педагога, который находится с ребенком в садике. Некоторые считают, что малыш должен выполнять его приказ только потому, что взрослый так хочет. С современными детьми такое не прокатывает, здесь работает принцип действия из внутреннего побуждения. Нужно увидеть, что движет ребёнком, и направить этот познавательный интерес в мирное русло. Только так можно договориться с ребенком, даже самым активным.

Основные направления физкультуры для детей 10–лет

Существует большое количество разновидностей программ таких тренировочных комплексов. Постоянно разрабатываются новые направления детского фитнеса, что обусловлено растущей его популярностью и важным значением для гармоничного развития школьников.

Существующие в настоящее время разновидности детского фитнеса:

Направление Описание и характеристики
Fit Ball Занятия с мячами, эффективно развивающие опорно-двигательную систему. Включают в себе большое количество тренировочных программ и упражнений.
Step by Step Шаговая подготовка, в ходе которой улучшается походка. Развивает равновесие и двигательную моторику.
Baby Top Направление, предназначенное для предупреждения и исправления детского плоскостопия. Тренировки проводятся с музыкальным сопровождением, которое способствует выработке у занимающихся чувства ритма и синхронности движений.
Детская йога Улучшает психоэмоциональное состояние, способствует повышению самоконтроля. Точно рассчитанные физические нагрузки развивают гибкость. Считается идеальным фитнес-направлением для гиперактивных подростков.
Лого-аэробика Улучшает речевые навыки и дикцию, поскольку во время тренировки дети декламируют стихи и произносят мотивационные нерифмованные фразы. Развивает дыхательную деятельность.
Аква-аэробика Занятия в бассейне улучшают обмен веществ и аппетит, формируют правильную осанку. Аква-аэробика – отличная профилактика простудных заболеваний. Она закаляет организм.
Паркур Позволяет детям изучить возможности собственного тела. Развивает выносливость, способствуют раскрепощению.
Читайте также:  Йога Поза кобры какая польза? Как правильно выполнять?

Детям такого возраста рекомендованы умеренные силовые нагрузки, увеличивающие физический потенциал и способствующие набору мышечной массы. Занятия на батуте позволяют отработать прыжковую техники и улучшить координацию движений.

Дополнительные материалы

Как учить уроки с гиперактивным ребенком

Гиперактивный ребенок Игры с гиперактивными детьми

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

Как выбрать спорт для гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок — что делать? Занятие с дефектологом за столом. ВидеоУрок

Занятия с ребенком в 1,5 года \ Чему научить ребенка в полтора года

Активный и Гиперактивный Ребенок. В Чем Разница и Что Делать Family is…

Гиперактивные дети. Как не сойти с ума

► Гиперактивные дети, СДВГ! Лечение гиперактивного ребенка || Matzpen Clinic

Игры для гиперактивных детей

Как укротить гиперактивного ребенка – Хороший дефектолог в Бутово

Гиперактивный ребенок — Школа доктора Комаровского

Система Монтессори для гиперактивного ребенка

Разновидности детской йоги

Прежде всего важно сформировать у ребенка позитивный настрой, и правильное отношение к тренировкам. Важно дать минимальное представление о том, что такое йога, поинтересоваться, что ребенок знает по этому вопросу, узнать его ожидания и возможные опасения.

Упрощение адаптации к новому занятию обеспечит наличие в группе занимающихся друзей и знакомых. Вообще желательно найти секцию, где занимаются ровесники ребенка.

Занятия йогой должны быть дозированы, в неделю достаточно 2-3 занятия. Продолжительность – примерно 1 час. Занятие начинается со вступительной настройки, выполнения асан, а дальше – заключительное расслабление. Занятия йогой должны проводиться квалифицированным специалистом, который сможет найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Существует несколько разновидностей йоги для детей:

  • Занятия с родителями касается в основном бэби-йоги. Стоит отметить, что занятия с родителями существенно повышают мотивацию ребенка.
  • Флай-йога – классическая хатха-йога, для выполнения которой понадобится специальный гамак. Обеспечивает развитие здорового позвоночника. Проводится с детьми от 6 лет, ведь гамак находится на высоте 1 м.
  • Парная йога – предусматривает применение асан, для выполнения которых необходимо два человека. Обеспечивает развитие коммуникации, сближает и настраивает контакт.

Важно определиться с направлением и соотнести его компоненты с актуальными возможностями и возрастом ребенка.

Детская йога станет эффективным средством физической активности, который подарит здоровье, уравновешенность и гармоничное развитие личности ребенка.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети – реальность современного общества. В эту группу входят малыши, родившиеся недоношенными, с патологией внутриутробного развития, после кесарева сечения, перенесшие инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Их отличительная черта: чрезвычайная подвижность, слабость процессов торможения психики, вследствие чего ребенок, даже выбившись из сил, не прекращает своей деятельности, а впадает в истерику. У него затруднен процесс концентрации, восприятия информации, происходит плохое запоминание из-за того, что слишком быстро идет переключение на другое занятие.

Если же взрослые стараются резко пресечь неуправляемое поведение, обычно следует бурная реакция на наказание, развивается плаксивость. Часто в детском коллективе эти дети ведут себя агрессивно, толкаются, плюются, дерутся, поскольку им трудно справиться с собственным возбуждением. Ребятам сложно сидеть на занятиях, скучно слушать учителя на уроке, они могут проявлять нестойкий интерес к какому-либо вопросу, тут же отвлекаясь на другой предмет. В школе гиперактивный малыш может попасть в группу неуспевающих учеников.

Однако есть женские секреты, как помочь детям с такой особенностью.

Как воздействовать на гиперактивного непоседу

Огромное значение для стабилизации его психологического развития оказывает семья. Спокойная, благожелательная обстановка и атмосфера родительской любви творят чудеса. Вот некоторые принципы общения с беспокойными детьми:

  • реакция матери и отца на непослушание или истерику должна быть сдержанной, но последовательной;
  • следует корректно вести воспитание, стараясь избегать слова «нет». Например, вместо того, чтобы на повышенных тонах требовать: «Не рви цветы на клумбе!», можно подозвать к себе, отвлечь внимание, переключить на какую-либо подвижную игру, например, с мячом;
  • нужно готовить ребенка к школе в домашних условиях. Чтобы полнее произошло усвоение материала, четко ставим задачи, формулируем их коротко и ясно. Стоит обратить повышенное внимание на развитие абстрактного и логического мышления ребенка;
  • приучаем четко выполнять правила, по очереди предлагаем выполнить необходимые действия, например, вымыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном;
  • поскольку у малыша недостаточно развито чувство времени, нужно ограничивать сроки игры или предупреждать о том, что через определенное время нужно будет укладываться спать, идти в садик, подготовив, таким образом, его к определенному действию заранее. Это приучает к дисциплине и позволяет привыкнуть к определенному распорядку дня;
  • для того, чтобы мотивировать малыша подчиняться правилам, выполнять просьбы взрослых, слушаться родителей, следует хвалить за малейшее проявление желания вести себя правильно. Если ребенок рассказал наизусть стих, смог выучить правила или пересказать прочитанную книгу, можно поощрить его походом в кино или аквапарк;
  • наказание за проступки должно следовать сразу же после шалости, с объяснением, за что именно оно наложено и на сколько;
  • на коррекцию поведения хорошо влияет занятие любым видом спорта, физические упражнения на свежем воздухе. Если есть домашний питомец, можно возложить на ребенка обязанность ежедневного выгуливания собаки;
  • приучаем к спокойным играм типа составления пазлов или сборки домиков и машин из конструктора. Учим переключаться: при первых признаках перевозбуждения предлагаем взять лист бумаги, обвести собственную ладошку и нарисовать ей глазки, ротик, придумать, что она делала, как себя вела. Для этих же целей в комнате непоседы вешаем чистый лист формата А1, на котором он может воплощать любые образы при помощи мелков, которые должны быть у него всегда под рукой.
Читайте также:  Можно ли заниматься йогой при сколиозе

Во всех случаях нужно почаще обнимать и гладить малыша: ему важен тактильный контакт с матерью, который лучше слов покажет, что он любим и находится в полной безопасности.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

1. Не паниковать

При правильно организованной реабилитации и коррекции трудностей состояние ребёнка значительно улучшается.

2. Лечиться

Поскольку нет единой причины, вызывающей СДВГ, то и подход к преодолению трудностей должен быть многофакторным. Единственного эффективного метода лечения для преодоления СДВГ до сих пор нет (по крайней мере, в нашей стране), но при комплексном подходе к проблеме с ней вполне можно справиться.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

Задача медикаментозной терапии – облегчить симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.

В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но уповать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.

3. Заниматься с психологом, дефектологом

В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка.

4. Пройти курс нейропсихологической коррекции

Это специальный комплекс психологических методик, которые способствуют переструктурированию функций мозга и созданию компенсаций у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.

Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

Минимальное количество занятий на курс – 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.

5. Включение родителей и ближайшего окружения ребёнка в реабилитацию, разъяснение им особенностей воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним

Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.

Читайте также:  Какие занятия спортом во время месячных вредят здоровью?

Оптимальный возраст для начала

Начинать оздоровительный фитнес можно почти с любого возраста, даже в годик, делая простые дыхательные и гимнастические упражнения в домашних условиях.

Заниматься серьезно, с конкретной целью, посещая курсы или специальные центры, лучше в старшем дошкольном возрасте.

Педагоги, практикующие занятия йогой с малышами, советуют выбирать возрастной период для начала тренировок и знакомства с нетрадиционной гимнастикой по следующим критериям:

  • Грудному ребенку достаточно занятий дома с мамочкой. Младенцам нравятся растяжки, поглаживания, закаливающие процедуры. На этом этапе о философии речь, конечно, не идет. Но достичь эмоционального комфорта от семейного увлечения возможно.
  • В 2–3 года проводите короткие дыхательные и физические упражнения в детском саду. Занятия проходят в игровой форме, длительность не превышает 30 минут 1–2 раза в неделю.
  • В 4–5 лет дети повторяют за инструктором более сложные движения, контролируют дыхание. Тренировки продолжайте в ДОУ, повторяйте дома 2–4 раза в неделю. Длительность занятия – 30 минут.
  • В 6–7 лет приводите дошкольника в центр йоги. Это оптимальный возраст для начала освоения практики, особенно если не занимались йогой в садике. Для детей составляется специальная программа с элементами дыхательных тренировок. Урок может длиться 40 минут.
  • С 8–13 лет школьники осваивают упрощенные техники медитаций, сложные асаны. Тренировка продолжается более 40 минут–1 часа.
  • Подростки, прошедшие детский курс йоги, занимаются дома самостоятельно. Сложность упражнений зависит от уровня физической и моральной подготовленности ребенка.

Со скольких лет познакомить ребеночка с йогой, решает каждый родитель сам.

Практика показывает, что раннее обучение не приносит вреда. Если мамы и папы сами увлекаются индийской гимнастикой, то приводят детей к тренерам в 2–3 года, но перед этим занимаются дома с 6 месяцев–1 года.

Упражнения в картинках

Взрослый подход к упражнениям не подходит для малышей. Им ближе и понятнее задания в игровом варианте.

Можно выделить несколько простых асан для начинающих, которые допускается выполнять в домашних условиях без инструктора.

Во время тренировки можно представить себя в роли двух панд: мамы и ее детеныша.

Сначала лучше показать упражнение малышу, а затем предложить выполнять их вместе:

Упражнения в картинках
  • наступает утро: большая и маленькая пандочка просыпаются и усаживаются в простую позу Лотоса, слегка потягиваясь;
  • для прогулки по лесу нужно размять свои лапки (расправить ноги перед собой, вытянуть руки и подвигать пальцами);
  • так как панды – это медвежата, то ходят они, переваливаясь с внешнего края ступни на внутренний;
  • в лесу панды нашли яблоко и начали им играть (нужно покрутить головой в правую и левую сторону, выполнить круговые вращения);
  • пандочке захотелось почувствовать себя деревцем (встать прямо, одну ногу приподнять и упереться ею в коленку другой ноги, руки выпрямить над головой, соединив ладошки), подул ветер и раскачал деревце в разные стороны (важно сохранить равновесие);
  • панды изучают растущую травку (малыш приседает на корточки, затем «растет» вверх и поднимает ручки над собой);
  • нужно построить вокруг домика забор (в позе Треугольника расставить ноги, правую руку приставить к правой ноге, а другую руку вытянуть вверх, затем повторить все наоборот);
  • увидели в лесу бабочку (сесть на коврик, соединить ступни, положить ладошки на коленки и разводить их в стороны, после этого ухватиться за пальцы на ступнях и расставлять ножки на максимально возможное расстояние);
  • нашли кустик с вкусными ягодками, надо сделать для них корзинку (лечь на животик и с маминой помощью обхватить ступни ручками);
  • панды решили поваляться на травке (лечь на спинку, обнять ручками коленки и раскачиваться в разные стороны).

Когда все упражнения будут выполнены, пандам нужно отдохнуть: лечь на коврик, раскинув ручки и ножки.

Такую историю можно продолжить своими вариантами, дополнив простые упражнения ассоциациями о жизни лесных зверюшек.

Еще больше упражнений в картинках.