Духовная эволюция: что такое крия йога и что она дает человеку?

Иногда можно встретить бытующие мнение, что буддизм и йога, описанная Патанджали в «Йога сутрах», а также в других первоисточниках имеют мало точек пересечения. В данном случае опора на теоретические основы буддизма иногда создает обманчивое впечатление о том, что данное учение наделено большим объёмом философских построений, нежели практических алгоритмов.

Что такое йога?

Йога — это одно из самых известных философских направлений и имеет множество поклонников во всех точках земного шара. Сложно описать, что такое йога в двух-трех предложениях. Каждый понимает йогу по-своему, но стремление быть в хорошей физической форме, при этом самосовершенствуясь духовно,объединяет всех этих людей.

Йога – это все, что приближает нас к осознанию существования некой силы, которая выше и могущественней нас. И когда мы чувствуем, что находимся в гармонии с этой высшей силой, — это тоже йога.

…C чего бы мы ни начинали изучение йоги – с асан, пранаямы, медитации или изучения «Йога Сутр» Патанджали,— суть процесса обучения одна и та же. Чем больше мы прогрессируем, тем больше мы осознаем целостную природу нашего бытия, понимая, что состоим из тела, дыхания, ума и чего-то еще. © Высказывание о йоге Т.К.В. Дешикачара

В широком понимании, йога являет собой совокупность философии с физическими упражнениями, направленными на достижение особенного физического и духовного состояния, так называемой нирваны. Считается, что практикующие йоги с многолетним стажем, способны достигать высшего состояния умиротворения и контроля над практически всеми аспектами деятельности организма, будь то сон, физическая устойчивость, или, к примеру, контроль деятельности высшей нервной системы.

Всем известно, что йога это одно из древнейших искусств самосовершенствования. Памятные знаки о йоге находят на скульптурах второго века до нашей эры. Хотя самые древние упоминания содержаться во всемирно известной памятке индуистской культуры — «Ведах», которые, как считается, были написаны намного раньше.

Йога-сутры и Упанишады также говорят о йоге

Те, кто знаком с различными школами йоги, не раз слышали о Патанджали-Муни – мудреце, которого считают основателем школы аштанга-йоги, или восьмиступенчатой йоги. Он составил сутры – краткие афоризмы о том, что такое йога. И в них он также утверждает, что без Бога йога – это не йога.

В ведических произведениях – Упанишадах – объясняется, кто такой человек, что такое душа, откуда мы произошли и куда идем, а также рассматриваются другие метафизические понятия. И они объясняют все в связи с Верховной Личностью Бога, без отрыва от Него. То есть, Упанишады тоже говорят о йоге в классическом, ведическом ее понимании.

Читайте также:  Йога для плоского живота: топ-10 эффективных асан

Когда из йоги выпадает понятие «Бог», то это уже нельзя назвать йогой. Потому что все ведические произведения говорят о том, что высшая цель жизни человека находится за рамками этого тела, за рамками этой реальности, за рамками этого мира – она находится в духовном мире.

Веды о Йоге. Лекция на выставке Yoga Expo (Киев),

Когда мы говорим о йоге, мы должны говорить в традиционном, классическом понимании, как это передается по цепи ученической преемственности – парампаре. Могут существовать различные школы йоги, и в этих школах могут быть какие-то отличия друг от друга. Но суть всегда остается неизменной. Йога, согласно с Ведами – это связь с Богом. Мы не можем выкинуть понятие Бога из любой системы йоги. Если там нет Бога – это называется айога – то, что противоположно йоге.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Философия классической йоги

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Читайте также:  Блюда из нута — рецепты с фото простые и вкусные

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

Философия классической йоги

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Веданта

Буквальный перевод — завершение Вед. В противоположность Мимансе, Веданта сосредоточена прежде всего на Мокше (освобождении). Изначально Ведантой называли Араньяки и Упанишады, как тексты завершающие Веды. Эти тексты в отличии от Самхит Вед, говорят именно о самосознание и освобождении. Веданту иногда называют Уттара-миманса или высшее исследование, в отличии от Пурва-мимансы или первого исследования.

Большинство направлений Веданты признают тройственный канон текстов. Это Упанишады, Веданта Сутры и Бхагавадгита.

Веданта имеет 3 основных направления:

  • Адвайта Веданта. Основное и наиболее авторитетное направление. Именно это направление говорит о единстве индивидуального и высшего Атмана. Эта система наиболее логично структурирует учение Упанишад. Основателем учения считается Гаудапада. Наиболее полно учение разработано Шанкарачарьей. Основная идея — Брахман реален, мир не реален (иллюзорен). Каждая душа тождественна Брахману, но находится в неведение об этом. Основная мантра этой системы — Ахам-Брахма-Асми. Я — есть Брахман. Метод реализации Джняна-Йога (Йога знания).
  • Двайта Веданта. Дуалистическая разновидность Веданты. Основоположник Мадхава. Эта система не признаёт тождественности души и Брахмана. Мадхава делит всё существующее на независимую реальность — Брахман (Вишну). И зависимую — все существа. Метод реализации Бхакти-Йога (Йога преданности).
  • Вишишта-Адвайта Веданта. Система так сказать не двойственного дуализма. Наиболее полно разработана Рамануджей. Эта система, признавая тождественность души и Брахмана, постулирует не иллюзорность мира. Мир не иллюзия, а творческая энергия Брахмана. Метод реализации Джняна-Йога и Бхакти-Йога.
Читайте также:  «Лечение вегетососудистой дистонии методами йоги»

Существуют ещё различные направления Веданты, но эти три можно считать основными.

Упражнения для улучшения развития всего организма

Основные упражнения для улучшения развития всего организма

  1. сядьте на ровную поверхность, сведите руки в ключ и наклоняйтесь;
  2. вращайте руки и туловище, продолжая держать руки в замке;
  3. сгибайте и разгибайте спину несколько раз;
  4. наклоняйте туловище в стороны;
  5. выполняйте наклоны головой вперед, затем запрокидывайте назад;
  6. держите ноги в прямом положении и обхватите их руками;
  7. заведите голову назад и опустите;
  8. примите положение лежа на спине, согните ноги и захватывайте лодыжки;
  9. поднимайте и опускайте поясницу и ягодицы;
  10. лягте на спину, согните ноги так, чтобы они легли ступнями вверх;
  11. поднимайте и опускайте таз;
  12. встаньте в позу собаки, выгибайте и прогибайте спину;
  13. продолжайте стоять на четвереньках, подносите колено к груди и выводите его за спину. Ноги чередуйте;
  14. стоя в том же положении, положите голову на пол. Прогните спину;
  15. лягте на согнутые колени, сведите руки в замок и опустите голову на пол;
  16. встаньте на колени, опритесь на голову и обхватите ее руками;
  17. проводите сгибание и разгибание коленей, затем поднимайте их по очереди;
  18. сядьте между ступней;
  19. выпрямляйтесь и отрывайте туловище от пола и опускайте его обратно.

Следите, чтобы дыхание не было чересчур интенсивным, но и не нужно задерживать его на слишком длительное время. Практика мягкая, вам должно быть комфортно.

Крийя способна за три дня насытить организм энергией, сдержанностью, помогает контролировать свое тело и разум, снять напряженность в духовном и физическом теле.

Принципы Яма и Нияма

Учение йоги начинается с предписаний праведного пове­дения и базируется на двух основополагающих принципах — яма и нияма.

Яма (обуздание) — это этическая подготовка, которая представляет собой начальную ступень учения йоги. Это соблюдение всеобщих моральных заповедей, к которым относятся:

  • Ахимса — непричинение вреда и зла, сердечность
  • Сатья — честность, правдивость, искренность
  • Астея — отсутствие стремления к обладанию чужим
  • Апариграха — неприятие даров, или свобода от ненужных вещей, отсутствие накоплений, аскетизм, добродетель
  • Брахмачарья — контроль над половым влечением: целомудрие до брака, верность, сдержанность, воздержание.

Нияма — это индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие занимающегося:

  • Шауча — чистота (тела, души, речи, пищи); нравственное очищение
  • Сантоша — удовлетворенность, поддержание постоянного положительного эмоционального фона
  • Тапас — рвение, строгость; борьба с пороками, самоограничения, суровая дисциплина
  • Свадхиайя — самообразование или познание своей души; философские рассуждения, беседы, чтения
  • Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам; путь к самосовершенству.